Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка
 

Володин Владимир Борисович

Эксперты кричат караул

Кто и что только не писал в самое последнее время о финансовом кризисе в России, быстро перерастающем в кризис всей отечественной экономики.

Начнём с самого злого комментария - Репортер The Washington Post Мэтт О’Брайан пишет: «Забавная штука случилась с Владимиром Путиным, пока он наворачивал стратегические круги вокруг Запада. Российская экономика рухнула.

Последние новости: Центральный банк России на экстренном совещании в час ночи поднял процентную ставку с 10,5 до 17 процентов, стараясь тем самым остановить падение рубля, который за год уже обесценился на 50 процентов. Отчаянный шаг — ради спасения российской валюты в жертву приносится российская экономика. То есть даже если он сработает, все станет сильно хуже».

Разумеется, эксперты, стремящиеся быть объективнее и строже, обходятся без сарказма, но основная мысль у всех одна: Россия подошла к границе возможной экономической катастрофы.

«Правительство не справилось со своими экономическими задачами, и ситуация изменится, только если правительство уйдет в отставку. Должны приниматься не только меры экономического порядка, но и дисциплинарного. Надо вводить валютные ограничения, а не пытаться ставкой ограничивать спекулянтов». Это слова не отчаянного оппозиционера, регулярно по 31-м числам выходящего на Триумфальную площадь. Это – бывший глава ЦБ Виктор Геращенко говорит то, что думает по поводу сложившейся ситуации.

А вот мнение известного финансового аналитика Степана Демуры. На вопрос журналиста: «Как вы считаете, из чего исходило руководство Центрального банка, когда принимало решение о повышении ключевой ставки?» он заявляет: «Знаете, я всегда отвечаю на такой вопрос: я не психиатр, а это не мои пациенты. Анализировать их действия я не в состоянии, там нет логики».

Знаменателен и дальнейший диалог аналитика с интервьюером:

— Что будет с банками?

— Лягут

— Все?

— Нет, какие-то останутся… У нас в банковской системе осталось сегодня порядка 700 банков. Но даже большие банки, такие как ВТБ и Сбер – банкроты. У них активы не сходятся с пассивами и не покрывается собственный капитал. Иначе зачем просить деньги на рекапитализацию?

Тогда что вы хотите от мелких банков? По их активам нанесли мощный удар. Потому что платежеспособность ушла в ноль, а население перекредитовано, малый и средний бизнес перекредитован… Кошмар.

Вот ещё более взвешенное и спокойное, но отнюдь не более оптимистичное мнение. Наталья Зубаревич, экономист, директор региональной программы Независимого института социальной политики: «Падающий рубль стукнет по всем. У бабушек кончится гречка, а у городского населения — гаджеты, поездки на отдых и далее по списку. Инфляция бьет в первую очередь по бедным — это аксиома экономики. Бедные уже сталкиваются с критичным для них подорожанием товаров повседневного потребления. А городской образованный класс вскоре столкнется с резким сужением возможностей потреблять и жить современно. Те, кто выживал, будут выживать в еще более тяжелых условиях, а те, кто развивался, перейдут в режим, близкий к выживанию.

На регионах ситуация с рублем скажется не сразу. Платежеспособный спрос сильно пострадает, но это случится не завтра. Сильно стукнет падение рубля по крупным городам, в которых жители в большей степени ориентированы на импорт — сейчас в них начались панические скупки продуктов и товаров. С другой стороны, восток страны интенсивно ориентирован на китайский импорт. С какой скоростью будут меняться ценники на китайские товары, сейчас сложно спрогнозировать».

Какая разница в сравнении с казенным оптимизмом представителей федеральной власти, не видящих в происходящем ничего страшного т даже обещающих повышение курса рубля чуть ли не с января 2015 года. Впрочем людей, говорящих это, можно понять: если не сохранять благодушное спокойствие, нужно принимать решительные меры для исправления ситуации, а этого они не хотят. Тем более, памятуя о словах Виктора Геращенко, каковы эти меры должны быть. И даже менее радикальные решения не могут не вызывать тревогу в том же правительстве.

Вот очень спокойные предложения доктора экономических наук, заведующего кафедрой микроэкономического анализа Высшей школы экономики Марка Левина: «Единственный способ стабилизации экономики — предоставить свободу для развития бизнеса. Необходимо изменить систему управления, уменьшить влияние государства — это стандартные требования. Вся эта ситуация грозит разорением малого бизнеса. Основная проблема в том, что нет инвестиций, огромный уровень коррупции, люди боятся, что их бизнес могут отобрать. Только когда будет гарантирована незыблемость права собственности на бизнес, когда будет снижен уровень коррупции, когда будут созданы условия для развития свободного рынка, тогда экономика начнет по-настоящему развиваться.

Нужно изменить отношение к бизнесу. Бизнес должен расцениваться как важнейшая часть страны, чтобы люди захотели идти в бизнес, а не в кино. Проблема не в долларах или евро, а во внутреннем состоянии страны. Развитие рынка и свободного предпринимательства, стимулирование людей заниматься бизнесом — решающие факторы для оживления нашей экономики».

Увы, как уверяет уже упоминавшийся Степан Демура: «Бизнес говорит: мы пережили 2008 год и 1998 год… Но государство делает все, чтобы его не осталось.

И насколько я понимаю, должны остаться большие государственные монополии, и все должны быть чиновниками либо работать на эти монополии. А малый и средний бизнес – это враги номер один, презренные спекулянты, как говорят у нас в верхах».

И Демуре вторит целая группа экспертов и публицистов, уверяющая, что государство не намерено спасать бизнес, поскольку считает его враждебным для себя. Ведь любой предприниматель, малый или средний, человек, который прилично зарабатывает себе на жизнь своим трудом, государству ничем не обязан. А это в российских условиях делает из него потенциального бунтаря. Поэтому бизнес может стать основной жертвой.

Вот, как смотрит на это бывшая известная телеведущая Ирина Мишина: «Сегодня была в 46-й Налоговой. Очереди нереальные. Люди закрывают бизнес. Причем, среди них нет гопоты, это интеллигентные образованные люди. Это тот средний класс, который символизировал новую Россию. Многие сидят, уткнувшись в свои гаджеты или просто молчат. Те немногие, кто склонен общаться, обсуждают в основном две темы: смену власти и - неожиданно! - возвращение 90-х. Многие закрывают , кстати, бизнес, которому 2 десятка лет: стало не прибыльно. Либо будут уходить в тень, либо...
Посмотрите на эту толпу. Мне бы очень не хотелось, чтобы она пополнила «марши несогласных», потому что я слишком хорошо знаю, на какие деньги это устраивают либералы.
Но то, что власть завела многих из этих людей в тупик, факт».

Оставим на совести Мишиной явно лживое заявление о том, что она знает «на какие деньги это устраивают либералы». Всё остальное, сказанное ей, - чистая правда, которую говорит человек, более чем лояльный власти. Российская власть завела в тупик как экономику страны вообще, так и независимый бизнес в частности. И не хочет этого ни признавать, ни исправлять. Да и кто будет этим заниматься, если ведущей силой в государстве сейчас являются «силовики», интересы которых в корне различны с интересами бизнеса.

Вот прогноз по этому поводу Алексея Рощина: «Дело в том, что после «схлопывания» российской экономики по всей России уменьшится «кормовая база». О чем речь? Речь об огромной армии «государевых людей», чиновников и силовиков, которые привыкли за предыдущие «тучные годы» кормиться за счет бизнеса. Фирм станет меньше, денег у них тоже станет меньше – а орава «надсмотрщиков», привыкших сладко жить, мягко спать и особо ничего не делать, вовсе не уменьшится.
Конечно, можно понадеяться, что все бесчисленные бандиты в погонах и без оценят ситуацию и скажут себе – «ну что ж, жить за счет откатов, рэкета и рейдерства становится все труднее – а не заняться ли нам по такому случаю честным трудом?» После чего и впрямь уйдут, как говорили в старину, «в народное хозяйство».
Что-то, однако, подсказывает, что такой хеппи-энд маловероятен. Скорее всего, среди «silovics» (термин стал международным) начнется грызня и кровавые «переделы», а главное – они станут с особым остервенением набрасываться на тех немногих, кто сумеет выжить и сохранить свое дело в новых, ужесточившихся условиях.
Поэтому совершенно беспочвенны надежды на некое «импортозамещение», которые якобы должно бурно процвести после девальвации. Ничего не процветет, поскольку предприниматели не дураки – никто не будет строить заметный бизнес, когда в стране существует орава злых и оголодавших псов. А безрассудных смельчаков сожрут, не дав им даже опериться».

Те, кому не хочется верить в столь апокалиптические прогнозы, могут посмотреть очень спокойно написанный материал Владимира Буева «Падающий рубль утащит на дно малый и средний бизнес». Оригинал -

http://itar-tass.com/opinions/1652241, перепечатан на сайте института и соответствующих группах ФБ. В нём тоже, в общем-то, всё сказано, но без оппозиционных пассажей.

 
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости