Надежда умерла последней
Эксперты: Володин Владимир Борисович
Столь ожидаемое послание президента Федеральному собранию не принесло никаких откровений. Никакой новой экономической политики, никакой либерализации, никаких институциональных реформ ждать не приходится. Надежды можно смело хоронить.
Как резко заметил Владислав Иноземцев: «Таков выбор властей — убивать экономику ради хорошей жизни прокуроров и силовиков». А сказанные «Ведомостям» на условиях анонимности одним из государственных банкиров слова: «Такое ощущение, что мы живем в разных странах. Я чего-то не понимаю, видимо», уже растиражировали, наверное, все отечественные СМИ.
Так что всё же ожидает бизнес, прежде всего малый и средний, в свете вчерашнего послания.
«Мы не в первый раз говорим о необходимости новых подходов в работе надзорных, контрольных, правоохранительных органов. Но изменения происходят очень медленно. По-прежнему доминирует обвинительный уклон. Вместо того, чтобы пресекать отдельные нарушения, закрывают дорогу, создают проблемы тысячам законопослушных, инициативных граждан.
Надо максимально снять ограничения с бизнеса, избавить его от навязчивого надзора и контроля. Я сказал, именно навязчивого надзора и контроля, еще остановлюсь на этом поподробнее и предлагаю следующие меры.
Каждая проверка должна стать публичной. В следующем году для этого запускается специальный реестр с информацией о том, какой орган и с какой целью инициировал проверку, какие результаты получены. Это позволит отсечь немотивированные и, еще хуже, «заказные» визиты контролеров», - сказал президент.
Если мне не изменяет память, борьба с «навязчивым надзором и контролем» ведется уже много лет. Одни только журналы, в которых должен расписываться каждый проверяющий, приходя в любую фирму, вводили, по-моему, дважды. А как били в литавры, когда в 2008 году президент России Дмитрий Медведев подписал указ, согласно которому проводить проверки предприятий малого и среднего бизнеса можно было только с разрешения прокуратуры. Но, как пелось в старой советской песенке, «в борьбе с зелёным змием побеждает змий». Контроль и надзор так и остались весьма навязчивыми.
Что может дать специальный реестр с информацией о том, какой орган и с какой целью инициировал проверку и какие результаты получены? Неужели хоть один контролирующий орган внесёт в него запись о том, что «проверку такой-то фирмы инициировали её конкуренты»? Что же касается результатов, то и сейчас работники контролирующих органов стараются, чтобы в результате каждой проверки были в обязательном порядке выявлены какие-либо нарушения. А наше законодательство, согласно которому невозможно нормально работать, не допуская хоть малейших, но нарушений, даёт такую возможность.
Сам же Владимир Путин во вчерашнем послании заявил: «Даже когда мы сейчас уже провели определенную работу по ограничениям, и эти ограничения работают вроде бы неплохо, но проверяющих органов так много, что если каждый из них хоть один раз придет – все, можно любую фирму закрывать».
Есть вопросы и по следующему пункту послания: «Что касается малого бизнеса, предлагаю предусмотреть для него «надзорные каникулы». Если предприятие приобрело надежную репутацию, в течение трех лет не имело существенных нареканий, то следующие три года плановых проверок в рамках государственного и муниципального контроля вообще не проводить».
Предложение, на первый взгляд, выглядит очень заманчиво. Если только не знать, как у нас подобные инициативы претворяются в жизнь на более низких уровнях властной вертикали. Разумеется, будут и предприятия с надёжной, с точки зрения местных властей (а малый и средний бизнес – их епархия), репутацией – они есть и сейчас. Увы, они, как правило, аффилированы с различными чиновниками и сотрудниками правоохранительных органов. Их и сейчас проверками не слишком донимают. А вот как будут обстоять дела с репутацией всех остальных – большой вопрос.
Учитывая коррупционные особенности деятельности отечественного госаппарата, такой закон может побудить налоговиков не только находить минимум раз в три года некую существенную претензию. У налоговых инспекторов (во всяком случае, некоторых) тут же появится новый бизнес: производство компаний с «трехлетней безупречной историей», которые можно выставить на продажу.
Член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин приветствует освобождение малого бизнеса с надежной репутацией от плановых проверок на три года, но тут же оговаривается, что ее полезность будет зависеть от реализации. «Кто будет определять, хороший ты или плохой? Чем меньше будет определяющих, тем лучше», – замечает он. В качестве же резюме господин Небольсин заявляет, что «коренного перелома не случится». Особенно много вопросов у представителей бизнеса возникло в связи с, может быть, самым заманчивым предложением.
«Предприниматели справедливо говорят о необходимости стабильного законодательства и предсказуемых правил, включая налоги, - заявил президент. – Полностью с этим согласен. Предлагаю на ближайшие четыре года зафиксировать действующие налоговые условия. И к этому вопросу больше не возвращаться. Не менять их.
При этом необходимо реализовать уже принятые решения по облегчению налогового бремени».
Уже упоминавшийся Алексей Небольсин считает, что мораторий по повышению налогов на четыре года, по сути, также не будет препятствовать росту нагрузки на бизнес. Например, все решения, обеспечивающие плавный рост ставок по налогу на имущество в регионах, в ближайшие годы уже приняты, как и закон, позволяющий вводить торговые сборы в городах федерального значения. Нагрузка фактически уже увеличена.
«Предприниматели, конечно, ждали послаблений налоговых условий. Возможно, это станет следующим шагом – слова президента такую возможность подразумевают», – осторожно надеется бизнес-омбудсмен Борис Титов.
Ещё вопрос: будет ли считаться увеличением налоговой нагрузки, например, рост стоимости патентов для малого бизнеса? Или распространение уже принятого закона о местных сборах с торгового бизнеса на всю страну? Да и само введение этих сборов после объявления моратория на повышение налогов – это как?
Андрей Мовчан, сопредседатель совета директоров группы «Третий Рим», опубликовавший колонку в «РБКDaily» отмечает другой, не столь широко обсуждаемый аспект послания: «Для начала предложен курс на невиданную централизацию. Централизованное развитие конкурентоспособности, единый центр заказчика в строительстве, единые казначейства госкомпаний, ФНБ через докапитализацию крупных банков финансирует предприятия и так далее. Любая задача – через привлечение государства как игрока, через регулирование и управление. То, что это непозволительно дорого и совершенно неэффективно, видимо, так и не стало для нашей власти очевидным».
Тут уже ни убавить, ни прибавить.
И последнее предложение, выказанное в послании президента – ликвидировать обвинительный уклон в работе надзорных органов. А что для этого будет сделано? Налоговым органам запретят взимать спорные налоговые суммы до решения суда? Запретят арестовывать счета и активы работающих компаний до приговора? Прекратят сажать в СИЗО бизнесменов, задержанных по сомнительным обвинениям? Мы только что видели, как чуть меньше года продержали за решёткой арестованного по странному обвинению Павла Сигала, готового к тому же внести залог в размере претензий правоохранительных органов. И освободили после очень сомнительного приговора суда – по амнистии. К этому моменту благополучный бизнес Сигала уже находился в плачевном состоянии.
Может быть, у Следственного комитета вновь заберут недавно возвращенное право самостоятельно возбуждать дела по налоговым преступлениям?
Увы, не похоже, чтобы подобные шаги были сделаны.
Владимир Путин зачитал послание Федеральному собранию. Главная его мысль: кардинальных изменений в сторону либерализации экономики, предоставления бизнесу реальных условий для эффективного развития ждать не стоит. Надежда, как известно, умирает последней, но сейчас она уже явно умерла.