Производство в малом бизнесе.
Эксперты: Аронов Георгий Зиновьевич
В первой и второй частях я поднял вопрос о необходимости внесения изменений в систему налогообложения и бухгалтерской отчетности применительно к микропредприятиям. В третьей части я хочу обратить Ваше внимание на проблему практически полного отсутствия микро- и малых предприятий, занимающихся производством промышленных товаров народного потребления.
Что у нас сегодня происходит с малым предпринимательством? Несмотря на огромное количество предприятий, работающих в тени или вынужденных платить работникам «черную» зарплату, малый бизнес в нашей стране все-таки существует, однако отнюдь не способствует росту ВВП нашего государства. В то же время на Западе вклад малого и среднего бизнеса в ВВП и в развитых странах Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества составляет 50-70%, а в России порядка 20%. Часть проблем я уже осветил и подчеркну еще раз, что я говорю преимущественно о микробизнесе. Микропредприятия в нашей стране занимаются торговлей и предоставлением услуг населению, производственных компаний практически нет. Большинство товаров народного потребления сделаны в Китае, и доставить их оттуда дешевле, чем производить в России. Производством в России на уровне микро- и малых предприятий заниматься невыгодно и невозможно. Объясню почему.
В ныне действующих режимах налогообложения: патентной системе и ЕНВД нет такого вида деятельности, как производство товаров народного потребления. Предприниматели, применяющие патентную систему или ЕНВД вправе заниматься только пошивом одежды и обуви. Но как таковым производством товаров могут заниматься предприятия, применяющие упрощенную (УСН) или общую систему налогообложения (ОСН). В настоящее время предприниматель ограничен суммой годового дохода (оборота), дающей право применения УСН и равной 64,02 млн. рублей в год. Но не стоит забывать, что любое производство несет большие затраты, при чем чистый доход может быть совсем невысоким, а сумма оборота почти в 100% случаев будет превышать установленный государством лимит. Применять же общую систему налогообложения для микропредприятия с численностью не более 15 человек и невысокими прибылями не имеет смысла, т.к. ОСН сложна, налогов придется платить больше и отчетность возрастет многократно. Таким образом, государство вынуждает предпринимателя отказаться от идеи производства и в очередной раз заняться продажей товаров, изготовленных за рубежом, зачастую невысокого качества. Что у нас в России все безрукие, убогие, ничего не умеют и не хотят делать? Нет. Государство не дает такой возможности мелким предпринимателям. Производство должно быть самым прибыльным видом деятельности, а оно является самым убыточным.
Несправедливо, что предприятия, занимающиеся оказанием услуг населению и имеющие, как правило, небольшие затраты, и предприятия, производящие какие-либо товары, ограничены одним лимитом. Инструктор по физкультуре с несколькими коллегами в актовом зале школы с минимальной арендной платой или без оной вовсе занимается с подростками боевыми искусствами и предприниматель-производственник с огромными платежами за аренду, лизингом оборудования и расходами на материалы ограничены одной суммой, которая дает им право использовать упрощенную систему налогообложения (УСН). При этом их доходы могут быть одинаковы, а могут и отличаться: доходы производственного предприятия зачастую ниже доходов предприятия, оказывающего услуги населению.
Предпринимателю, который занимается производством, практически не представляется возможным применять УСН. А применение общей системы налогообложения (ОСН) будет означать для предпринимателя работать либо себе в убыток, либо за мизерную прибыль с огромным ворохом бухгалтерской и налоговой отчетности.
Итак, что я предлагаю:
1. Производство должно быть приоритетным видом деятельности малых предприятий. Необходимо выделить производство и создать новый режим налогообложения (главу 26.6 в НК РФ) для малых предприятий, занимающихся производством на основе уже существующего режима – УСН. При этом все льготы и преференции, предоставленные индивидуальным предпринимателям в моем предложении по упрощенной и патентной системам налогообложения, точно также должны быть отражены и в этой новой главе Налогового Кодекса.
2. Необходимо увеличить предельную сумму доходов, которая давала бы возможность применения упрощенного режима налогообложения для производственных предприятий до 100 – 150 млн. рублей в год. Сегодня предприятия, занимающиеся бытовым обслуживанием, магазины и производства, находятся в разных условиях. Одни могут попасть в упрощенную систему, а другие имеющие аналогичную чистую прибыль, не могут, потому что у них годовой доход (оборот) больше.
3. Для производственных предприятий должны быть введены льготные условия кредитования. Кредиты должны выдаваться не более чем под 5% годовых и сроком на 5 лет. Погашение кредита должно начинаться после одного года работы предприятия.
4. Должны быть обеспечены льготные условия аренды для производственных предприятий.
5. Должна быть обеспечена возможность для льготного приобретения оборудования на условиях лизинга. Оборудование будет являться залогом для получения кредита.
6. Освободить производственные предприятия от уплаты налогов на первый год работы.
И еще отмечу один важный, с моей точки зрения, момент. В настоящее время губернаторы областей не вправе влиять на малый бизнес в подвластном им регионе или городе. Исключение составляет только патентная система и применение сниженных ставок УСН при выборе объекта налогообложения доходы за вычетом расходов. Губернаторы и руководители регионов не могут самостоятельно принимать какие-либо законопроекты, позволяющие предоставить льготы малым предпринимателям на время становления бизнеса.
Было бы хорошо, если бы представители власти региона или города могли через СМИ обратиться к предпринимателям с предложением предоставить на первые 1-5 лет льготные условия аренды помещений, лизинга оборудования и пониженные налоговые ставки для получения кредита при условии, если видом предпринимательской деятельности будет производство товаров народного потребления. Разумеется, для того чтобы получить определенные льготы или привилегию на ведение бизнеса в регионе, предприниматель обязан предоставить руководству региона подробный бизнес-план. И только после его утверждения возможна организация предприятия на льготных условиях, что должно быть закреплено договором на срок не менее 3-5 лет.
Главная моя мысль заключается в том, что у губернаторов и у мэров должно быть больше прав, они должны иметь возможность влиять на развитие микро- и малого бизнеса в регионе и создавать комфортные условия для производственных предприятий. Сегодня губернатор кроме лозунга ничего сделать не может. Регионы должны озаботиться привлечением предпринимателей, создать конкурентные условия и налоговые отчисления от деятельности малых предприятий должны идти непосредственно в казну области или города. Более того, я считаю, что налогообложение малого бизнеса в целом должно быть региональным. Малый бизнес должен способствовать формированию бюджета региона, тогда губернатор будет лично заинтересован в развитии малого предпринимательства. Регионы должны стремиться к самообеспечению и малый бизнес – это один из вариантов.
* * *
Подведу итог:
1. Создать новый режим налогообложения для малых предприятий, занимающихся производством на основе существующего режима УСН.
2. Увеличить предельную сумму доходов, которая давала бы возможность применения упрощенного режима налогообложения для производственных предприятий до 100 – 150 млн. рублей в год.
3. Предоставить льготные условия кредитования для производственных предприятий. Ставка кредита должна быть не более 5% годовых, с правом выплаты кредита, начиная со второго года деятельности производственного предприятия.
4. Обеспечить льготные условия аренды для производственных предприятий.
5. Предоставить условия для приобретения оборудования на условиях лизинга. Оборудование будет являться залогом для получения кредита.
6. Освободить производственные предприятия от уплаты налогов на первый год работы.
7. Наделить руководителей регионов полномочиями для воздействия на микро- и малый бизнес в подвластном им регионе с возможностями для изменения налогового бремени и предоставления льготных условий производственным предприятиям.
8. Малый бизнес должен способствовать формированию бюджета регионов, которые в свою очередь, должны стремиться к самообеспечению.