Что будет с ценами на бензин в 2016 году.
Эксперты: Никитченко Алексей Анатольевич
Организации: АНО «НИСИПП»
Источник: Dailymoneyexpert
С 1 апреля власти вновь повышают акцизы на топливо. На бензин рост акциза составил 2 руб. за литр, на дизельное топливо — 1 руб. Несмотря на падение цен на нефть даже в рублевом эквиваленте (стоимость барреля на сегодняшний день — около 2500 руб., что на 35% меньше, чем в начале 2015 года), цены на топливо в России все равно ползут вверх. Так, за 2015 год рост стоимости бензина составил 6%. И теперь, из-за почти 50%-го роста акцизов в этом году также не удастся избежать повышения цен на бензин. Чем это грозит населению и насколько может вырасти стоимость по итогам года, разбирались с экспертами.
Из чего состоит цена бензина
Ценообразование на российском топливном рынке очень специфичное по двум причинам. Во-первых, внутренние рублевые цены на нефть в России привязаны к эквивалентным долларовым ценам на мировом рынке. А курс рубля привязан к долларовой цене нефти из-за высокой зависимости бюджета от нефтегазовых доходов. Во-вторых, в России крайне высокие акцизы на реализацию бензина и дизельного топлива, из-за чего снижение цен на основное производственное сырье (нефть) влечет спад цен на внутреннем рынке в пропорции 1:30. Т. е. даже при 30-процентном обвале цены на нефть, бензин дешевеет в лучшем случае на 1%.
«К сожалению, нынешняя специфика ценообразования на топливном рынке в России не позволяет надеяться на существенный спад цен в ближайшие кварталы. Более того, цены в ближайшее время, скорее всего, вырастут, т. к. стоимость рублевой нефти упала на внутреннем рынке примерно на 35%, а акцизы только с начала года уже повысили более чем на 50%. Т. е. себестоимость производства бензина увеличилась на 10–15%, вслед за чем неизбежно потянуться и цены, чтобы сохранить хотя бы минимальную рентабельность», — говорит вице-президент по инвестиционному анализу ИК Церих Кэпитал Менеджмент Андрей Верников.
«Структура себестоимости бензина в России такова, что основная ее часть приходится на две составляющие — акцизы и стоимость сырой нефти в рублях. Однако из-за того, что бюджет сильно зависит от нефтегазовых доходов, то спад цен на нефть в рублях неизбежно влечет рост акцизных сборов. Поэтому складывается ситуация, когда при одновременном спаде потребительского спроса и внутренних цен на сырую нефть, топливо все равно дорожает как минимум темпами, не уступающими инфляции», — продолжает Верников.
«Цены на бензин складываются по следующим составляющим: сырье; издержки на переработку; издержки на логистику и хранение; налоги и акцизы; маржа при розничной реализации, для поддержания рентабельности НПЗ», — подробно перечисляет генеральный директор О2Консалтинг и вице-президент НИСИПП Алексей Никитченко.
Монополизация и инфляция
Еще одна острая проблема российского топливного рынка — монополизация отрасли. Сейчас этот рынок контролируют крупные нефтяные компании, которые сами себе и производят сырье для переработки. В результате возникает ситуация, когда нефтяные компании сами себе продают нефть для дальнейшей переработки в конечный продукт.
«Монополизация является одной из ключевых структурных проблем топливного рынка в России. Из-за доминирования крупных нефтяных компаний, привычные законы спроса и предложения не влияют на стоимость бензина внутри страны, из-за чего цены на топливном рынке растут вне зависимости от потребительского спроса и стоимости сырой нефти», — говорит Алексей Никитченко.
И действительно: из 40 млн тонн бензина, ежегодного производимого в России, на одну только Роснефть приходится порядка 10 млн. Естественно, это порождает конфликт интересов, и у производителей топлива на внутреннем рынке нет никакого стимула бороться за потребителя, т. к. у них уже монополия на этом рынке.
«Одной из проблем для отрасли является и высокая инфляция, из-за которой растут общие издержки производителей. В результате, как минимум 40% роста цены на бензин — это вклад инфляционной составляющей», — продолжает Никитченко.
Акцизы нокаутировали фактор спроса
Что касается акцизов, то в этом году их повысили уже дважды — с января в среднем на 20–36% (в зависимости от экологического класса бензина и типа топлива) и с 1 апреля — на 25–35%. В результате, ни о каком давлении на цены со стороны крайне слабого потребительского спроса и низких рублевых цен на нефть говорить по-прежнему не приходится.
«В результате повышения акцизов на 2 руб. в течение 2–3 месяцев внутренняя стоимость бензина вырастет пропорционально этой величине. При этом учитывая, что производители сырой нефти и бензина в России — одни и те же компании, снижение внутренних цен на нефть никак не должно сказаться на стоимости бензина, поскольку сами же эти компании и производят нефть для дальнейшей переработки. А вот ставки акцизов имеют прямое влияние на цены внутреннего топливного рынка», — говорит Алексей Никитченко. В результате, по словам эксперта, рост цен на бензин по итогам года может составить 8–12% (в среднем 3–4 рубля за литр), что значительно выше того, что прогнозируют в Минэкономразвития (2,5%) и Минфине (5–6,5%).
Чего ждать в 2016 году
Оценки возможного роста цен на бензин на внутреннем рынке весьма разнятся.
«В 2016 году, скорее всего, цены на бензин и в целом на топливо в России вырастут на 5–6%. Литр 95-го уже к середине года будет стоить 40 руб. Однако в дальнейшем, из-за низких внутренних цен на нефть и крайне слабого потребительского и промышленного спроса, стоимость сохранится на этом же уровне как минимум до конца года», — делает прогноз Андрей Верников.
Даже в Министерстве финансов, которое и инициировало очередное повышение акцизов, нет точных прогнозов относительно возможного влияния акцизов на рост цены бензины. В лучшем случае ведомство прогнозирует рост стоимости на 5–6,5%, в худшем — на 7–8%. В результате, к концу году стоимость 95-го может достичь 42 руб. за литр. Из-за столь резкого увеличения акцизов многие независимые производители топлива окажутся в крайне тяжелом положении и вынужденно свернут производство бензина, переориентируясь на более маржинальное дизельное топливо. Из-за этого на отдельных локальных рынках в стране даже может возникнуть дефицит топлива. Такое уже было после похожего сценария: в 2012 году из-за резкого повышения акцизов возник дефицит на топливном рынке в сибирских и дальневосточных регионов.
В итоге ничего хорошего для промышленности ожидать не приходится. Сильнее пострадает транспортный сектор, в особенности сегмент грузоперевозок. Транспортные компании уже пережили в прошлом году целый ряд налоговых ужесточений, в т. ч. и нашумевший сбор за проезд по федеральным дорогам (система «Платон»). В Минфине это оправдывают необходимостью пополнять бюджет, т. к. в условиях столь острого дефицита нужно задействовать все ресурсы для восстановления государственной казны. С этим сложно не согласиться, однако пополнять бюджет за счет частного сектора и рядовых потребителей, которые в последние годы переживают далеко не лучшие времена, довольно сомнительно, особенно в условиях кризиса, когда и то и другое стоило бы стимулировать.