Что такое системное мышление.
Эксперты: Агроскин Виктор Владимирович, Левенчук Анатолий Игоревич
Можно ли дать простое объяснение — что такое системное мышление?
Есть ли такое универсальное понятие в отношении бизнеса, инженерии и менеджмента?
Большинство из нас оперирует «бытовым» пониманием термина «система» и подразумевает под «системностью» личную организованность, старательность, желание все предусмотреть, учесть всевозможные детали и вообще всё, что может оказаться важным. Та системность, которую люди приносят в свою работу – это «продуманность», дисциплинированность в исполнении, следование какому-то плану. Однако у особо старательных руководителей и сотрудников, для которых все со всем связано, в результате такой «продуманности» планов и дисциплинированности их выполнения, образуется еще больший бардак в головах и в делах, а также постоянный аврал по всем направлениям работы. «Системность» часто путают с «систематичностью» – и систематически плохое или неправильное мышление приводит к плачевным результатам.
Один из примеров понимания системного мышления показал Г.О.Греф на своей недавней лекции для слушателей бизнес-школы «Сколково». По его мнению (см. с 1:01:50), системное мышление – это способность сочетать анализ (понимаемый как умение глубоко заныривать в детали) и синтез (понимаемый как умение вовремя выныривать из этих деталей). Конечно, хорошо иметь такую способность, также как хорошо быть богатым и здоровым, а не больным и бедным. Увы, такое объяснение не использует самого понятия «система», то есть по определению не является системным мышлением – мышлением с использованием понятия «система» и принципов системного подхода. Рассказ о необходимости нырять в детали и вовремя выныривать из них не даёт даже шанса понять, как достичь владения этим приёмом, и как его применять в конкретной повседневной деятельности бизнесмену, инженеру или менеджеру.
Некоторые люди могут поддержать разговор о постулатах системного подхода, вспоминают классическое понимание «системы» — сумма взаимодействующих частей, вместе составляющих целое так, что это целое больше суммы частей. Они могут даже оперировать такими свойствами «системы» как целостность, эмерджентность и иерархичность. Но на этом обычно познания людей о системном подходе и системном мышлении заканчиваются. Что же реально имеют в виду лидеры мировых компаний, когда говорят о системном мышлении?! Чему же тогда учат на курсах системного мышления?
Знания термина «система» и умения обращать внимание на целостность и иерархичность системы (вкупе с эмерджентностью – тем, что свойства системы не сводимы к свойствам её частей) недостаточно для продуктивной работы в современном сложном и скоростном мире. Уже невозможно опираться на старые учебники системного подхода: например, труды Берталанфи и Акоффа уже не являются демонстрацией лучшего на сегодня системного мышления. Жизнь изменилась, в мире заговорили о системном подходе 2.0 – естественнонаучное понятие системы как некоторого объекта («объективная» система) развилось и переросло в деятельностное понимание системы, т.е. система определяется её заинтересованными сторонами (стейкхолдерами). Или, если ранее система была интересна своим устройством, связями между частями и т.п., то сейчас рассмотрение системы зависит от деятельности и начинается с ее стейкхолдеров.
Это вроде простое и логичное понимание, но такой деятельностный подход повлек за собой большие изменения и в бизнесе, и в управлении, и в технологиях. Однако развитию этого нового системного подхода мы обязаны инженерам. Благодаря им в быстроразвивающихся международных стандартах системной инженерии были даны строгие и чёткие описания того, что такое современное системное мышление. Системные инженеры стали изучать системное мышление при получении высшего образования, а любой учебный предмет приходится существенно формализовать, наводить в нём ранее отсутствовавшую строгую структуру.
Вслед за этим и менеджмент все больше дрейфует от гуманитарной специфики к инженерным дисциплинам – оказывается, что при координации работ современных организаций и при их развитии в нашем быстром и сложном мире недостаточно компетенций в области экономики и финансов, а также лидерских качеств. Расчетов, планирования работ и ресурсов, моделирования и проектирования оптимальных систем у современных менеджеров бывает не меньше, чем у инженеров.
От «бытового» понимания системности-систематичности, и даже от знания основ системного подхода, надо пройти большой путь до овладения реальным системным мышлением. На этом пути придется начать с изучения значительного количества новых понятий и терминов, как при изучении химии, физики или математики. Этих слов (или их понимание с точки зрения системного подхода 2.0) вы не найдёте в бизнес-курсах, курсах менеджерских или даже специализированных инженерных специальностей (не системной инженерии). Вам нужно будет научиться думать на новом языке, решать на нём свои практические задачи с помощью новых инструментов системного мышления.
Так, придётся научиться думать одновременно о трех связанных друг с другом системах: о «целевой системе», «обеспечивающей системе» и «использующей системе». Придётся осваивать такое мышление на нескольких логических уровнях. Нужно будет находить эти системы у себя в деятельности, у клиентов, у смежников. Нужно будет думать о многочисленных стейкхолдерах (заинтересованных сторонах) этих систем и работать с ними, различая их интересы и готовя для них, исходя из этих интересов, разные описания (модели) этих систем.
Необходимо ещё и знать жизненные циклы всех встречающихся в деятельности систем, понимать и уметь преобразовывать архитектуру своего предприятия, которая реализует жизненный цикл целевой системы. Проекты по созданию систем нужно уметь увязывать со стратегией развития предприятия, а стратегию развития непрерывно менять (этот непрерывный цикл называется стратегированием).
По сути дела, системное мышление – это не абстрактные понятия или бытовые рассуждения, а очень конкретный и структурированный инструмент для постоянного улучшения деятельности в области бизнеса, инженерии и менеджмента. Системный подход 2.0 позволяет разобрать на отдельные кирпичики управленческую и инженерную деятельность – не только на «работы» из проектного и процессного управления или кейс-менеджмента, но и на «практики», которые непосредственно связаны с компетенциями людей и используемыми технологиями работы.
Такие новые методологии, как Lean 2.0 (версия для разработчиков, а не для конвейерного машиностроительного производства), agile в программной инженерии, или теория ограничений Голдратта — это именно «практики». Современные практики создания информационных систем — это уже ставшая классической программная инженерия, и приходящее в дополнение к ней машинное обучение. Для некоторых давно известных практик появляются новые технологии, вдыхающие в них новую жизнь. Так практику учёта (ведения книг и реестров) сегодня полностью преобразует технология блокчейна – технология распределённого учёта.
Но необходимо понимать, что каждая из этих очень разных практик, как любое лекарство, спасает только «от своей болезни». Модных практик всегда очень много. Важно научиться управлять не только проектами и процессами, но и практиками, а также поддерживающими эти практики технологиями. Системное мышление позволяет начать ориентироваться в запутанном мире новых и старых методов работы.
Вот именно это понимание того, из чего же состоит конкретная деятельность специалиста или деятельность целого предприятия, а также умение разбираться в многочисленных лучших практиках, является первой ступенью на пути постановки системного мышления. Этого будет достаточно, чтобы стать квалифицированным заказчиком для будущих изменений, правильно ставить задачи консультантам и сотрудникам, а главное не совершать глупых ошибок, не терять время и деньги, в том числе при выборе новых методов управления и внедрения новых технологий. Этого понимания также будет достаточно любому специалисту, чтобы выделяться в любой команде за счет системного мышления относительно развития предприятия или проекта.
На следующем этапе развития системного мышления необходимо от понимания переходить к навыкам действия. И тут нужно тренировать умение видеть каждое предприятие как сочетание различных практик и реализовывать такое сочетание, которое обеспечит этому предприятию максимальный успех. Например, на одном предприятии могут вполне одновременно работать BIM с 3D проектированием, бенчмаркинг, agile и теория ограничений Голдратта. Подобное сочетание практик – это уникальный геном предприятия, состоящий из отдельных практик-генов. Системное мышление помогает улучшать геном: понимать, каким образом сочетаются практики между собой, какие новые практики нужно в первую очередь встроить в деятельность предприятия, а какие немедленно прекратить выполнять. Рискованно брать на вооружение новую практику и технологию не поняв заранее как она будет сочетаться с уже существующими практиками, с текущим геном вашего предприятия. Такой навык системного мышления позволяет «строить» предприятие осознанно, а не по наитию, из опыта или исходя из «бытового» понимания системности.
К сожалению, системное мышление до уровня навыка действий не ставится за несколько дней, надежды на традиционные курсы повышения квалификации тут нет. Обучение системному мышлению больше похоже на обучение высшей математике. Современная цивилизация базируется на высшей математике, но все понимают, что за неделю-другую ей не овладеешь. Легкого пути нет. Необходимо немалое время, знание теории, решение практических примеров, а также наставник, чтобы помогать замечать и исправлять ошибки мышления. Не всем дается высшая математика, также не всем подвластно и системное мышление. Но также как и в математике каждый, кто решил изменить свое мышление в отношении вопросов управления и инженерии, может для себя выбрать необходимый уровень понимания, компетенции и навыков системного мышления.