Системная инженерия против других инженерных специализаций.
Эксперты: Церенов Церен Валериевич
Мы уже подробно писали про системную инженерию и профессию системного инженера.
Сейчас мы хотим рассказать про отличия системной инженерии от других инженерных специализаций.
Мы знаем, что существуют инженер-строитель, инженер-электрик, инженер-дорожник и т.п. Все инженерные специализации обозначаются такими названиями профессий. Разделение труда среди инженеров сегодня очень глубоко: инженеры-программисты настолько различаются по специализации, что иногда совсем не понимают друг друга, инженеры-строители плохо разбираются в электронике, а электрики представляют отдельную высокопрофессиональную касту.
Кроме того, сферы инженерной деятельности отличаются создаваемым продуктом или сервисом. Так, различают аэрокосмическую инженерию (авиационную инженерию, космическую инженерию), сельскохозяйственную инженерию, автомобильную инженерию, биоинженерию, программную инженерию, инженерию предприятия, инженерию управляющих систем, строительную инженерию, химическую инженерию, пожарную инженерию, горную инженерию, механотронику, атомную инженерию, – и это далеко не полный список.
Мы говорим, что у отдельных инженеров или у целых коллективов разные целевые системы, над которыми они работают. Кто-то стоит самолет, а кто-то дом или дорогу. В основе специальных инженерий лежит опыт разработки тысяч и тысяч более-менее однотипных систем, имеющих схожее назначение. Такая специализация дает возможность сосредоточиться на узкой сфере деятельности, что имеет как свои плюсы, так и минусы.
Системная инженерия отличается от других видов инженерии. В ней используются иные способы мышления о целевых системах, менее зависящие от вида инженерного продукта или сервиса, и иные средства работы с ними. Стандарты и практики системной инженерии используются, когда речь идёт о сложных проектах, в которых требуется участие десятков, а то и сотен инженеров самых разных специализаций, а то и специализированных коллективов из разных инженерных сфер.
Кто же ответственен за сборку всех этих узкоспециальных работ в одно непротиворечивое целое в рамках инженерного проекта? Именно системный инженер занимается координацией инженерных работ и сборкой разнородных результатов работы самых разных инженеров. Для этого и используется аппарат системного мышления, позволяющий справиться со сложностью.
Системный инженер собирает работы инженеров-специалистов, занимающихся различными отдельными аспектами системы — электроникой, программным кодом, механической частью и т.д., анализирует их в масштабе всей системы в целом, думает обо всём продукте или сервисе, а не об их отдельных сторонах и свойствах. Он опирается на соответствующие стандарты системной инженерии, его мышление междисциплинарно, в отличие от мышления инженеров по специальностям. И самое важное слово тут – междисциплинарность!
При этом вполне правомерно говорить о системном инженере-автомобилестроителе, или о системном инженере атомной промышленности — если они используют в работе над сервисами и продуктами системное мышление и стандарты системной инженерии, и занимаются ими как междисциплинарным (”межспециализационным”) целым. Системный инженер в атомной промышленности имеет дело со всей атомной электростанцией в целом, собирая работу других инженерных специальностей. Если нет, то это будут просто инженеры-машиностроители, инженеры-атомщики – и нельзя ожидать от того же инженера-атомщика, что он будет разбираться не только в конструкции реактора, но и в создании фундамента для турбины электростанции.
Представим себе ледовую буровую платформу. Сотни тысяч тонн металла, бетона, необходимых расходных материалов, обученная вахта должны собраться вместе далеко в море среди льда. Потом, в строго определённый момент эта огромная конструкция должна начать согласованно работать — и не просто работать, а приносить прибыль! Но при этом должна обеспечиваться безопасность в части загрязнения окружающей среды и здоровья находящейся на платформе вахты.
Какая инженерная дисциплина должна учесть результаты работ всех других инженерных дисциплин? Как собрать в единое целое требования ледовой обстановки, санитарных норм в помещениях для обслуживающего персонала, обеспечения электричеством компьютерных серверов, характеристик этих серверов и программного обеспечения? Кто озаботится учётом в конструкции платформы изменений в длине металлоконструкций за счёт разницы суточных температур и одновременно установкой акустических датчиков на трубах, которые прослушивают шорох песка, чтобы по этому шороху можно было определить износ труб?
Системная инженерия является той дисциплиной, которая ответственна за обеспечение целостности в инженерном проекте. Именно системные инженеры замысливают и проектируют нефтяную платформу как успешную систему. «Успех» тут означает учет интересов разных заинтересованных сторон (стейкхолдеров). Именно для них платформа должны быть безопасной, надёжной, прибыльной, ремонтопригодной и т.д. После такого системного проектирования нужно правильно распределить работу между инженерами по специальностям — инженерам-строителям, машиностроителям, инженерам-электрикам, компьютерщикам/айтишникам и т.д. Затем системные инженеры собирают результаты их работ так, чтобы получить работоспособную и надёжную систему, и испытывают её работу в целом.
Системные инженеры отвечают за проект в целом, сразу во всех его деталях и в части использования детальных знаний отдельных дисциплин. Они ответственны за то, чтобы не была пропущена какая-нибудь мелочь, ведущая к провалу.
Еще один пример. Самолёт — это много-много кусков металла и пластика, синхронно летящих на скорости 900 км/час (0.85 от скорости звука, это типовая скорость Boeing 787 Dreamliner) на высоте 10км. Системный инженер — это тот, кто продумал, как обеспечить надёжный и экономичный полёт, увязав самые разные требования (грузоподъёмность, расход топлива, дальность полёта, шум при взлёте и посадке, требования к длине разбега и посадки, необходимость лёгкого обслуживания на земле, отсутствие обледенения, безопасность людей на борту, и т.д., и т.п.), при этом эти требования выдвигались самыми разными людьми, представляющими самые разные профессиональные и общественные группы. Пара-тройка миллионов деталей изготавливается и собирается в одно изделие, — и самолёт летит, обеспечивая комфорт пассажирам и прибыль владельцам!
Можно ли системную инженерию применять в небольших и простых проектах? Да, “кашу маслом не испортишь”, хорошее мышление и хорошие инструменты помогают везде. В том числе для небольших проектов использование системной инженерии снижает требования к гениальности инженеров: правильно и системно думать помогает сам метод, а не “общая гениальность”.
Нужно ли “просто инженерам” быть знакомыми с системной инженерией? Да, они будут лучше понимать, как им взаимодействовать с многочисленными участниками проекта и как обеспечить успешность системы, согласовывая интересы всех сторон и выполняя их требования. Поэтому сегодня “просто инженеров” учат основным практикам системной инженерии, хотя зачастую и неявно, и без формальной опоры на системное мышление.
Нужно ли быть знакомым с системно-инженерным мышлением менеджерам? Да, если они хотят понимать инженеров и сотрудничать с ними, а также если они хотят по инженерному подходить к организации деятельности своих предприятий. Если масштаб деятельности предприятия велик, то «интуиции» в организационном строительстве может не хватить, и придётся заниматься системным менеджментом, отдавая отдельные детали и части организации другим менеджерским специальностям: проектным управляющим, финансистам, управляющим по персоналу.
Теперь понятно, почему системную инженерию назвали именно «системной». На сегодняшний день единственным способом удержать и осмыслить сверхсложное целое в больших проектах является использование системного подхода, в котором термин “система” используется в специальном смысле, и который подразумевает специальное устройство мышления для применяющих системный подход людей.
В данном посте использован текст из учебника А.Левенчука «Системноинженерное мышление».