Цифры мимо ворот.
А сейчас перед нами предварительные итоги сплошняка-2015. На днях они обсуждены представителями статорганов в Новгороде на представительном совещании. Неизвестно, к каким выводам пришли там, но, глядя на предварительные итоги, вот какие выводы могу сделать я.
На совещании представлены приведенные ниже цифры. Не смог пройти мимо!
Показатель |
Сплошное наблюдение |
Выборочное наблюдение |
Сплошное наблюдение к выборочному, % |
Малые предприятия (включая микропредприятия) |
|||
Количество действующих, приостановивших и не начавших деятельность предприятий, тыс. единиц |
2241,7 |
2229,5 |
100,5 |
из них действующих |
1467,5 |
2103,7 |
69,8 |
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) (без НДС, акцизов и других аналогичных обязательных платежей), млрд. руб. |
54647,8 |
26878,3 |
203 |
Количество замещенных рабочих мест, тыс. |
13517,3 |
11744,2 |
115 |
Индивидуальные предприятия |
|||
Количество действующих, приостановивших и не начавших деятельность предприятий, тыс. единиц |
2791,4 |
2493,0 |
112,0 |
из них действующих |
2079,2 |
2413,8 |
86,1 |
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) (без НДС, акцизов и других аналогичных обязательных платежей), млрд. руб. |
7699,0 |
10447,5 |
73,7 |
Количество замещенных рабочих мест, тыс. |
4932,3 |
5645,7 |
87,4 |
Источник: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/small_business/novgor_04-2017.html
Елки-палки! Все это время за период кризиса и его последствий нам декларировали, что предприятий на треть больше. В реальности эта треть не действовала, приостановила деятельностью, или, как пишут, вообще не начинала. Почти 15% индивидуальных предпринимателей тоже оказалось фейком, не ведущим деятельности.
Ну черт с ними с «мертвыми душами». Но как может быть такая разница в 2 раза в выручке! А у ИП так недобор больше чем на четверть. Такая же расколбасица с количеством занятых. В выборочных +/15% от более близкому к реальной действительности сплошному.
Все пять лет между переписями мы пользовались данными выборочных обследований, которые можно прикинуть с такими-то допусками и на глазок, ничего не проводя. Отслеживали влияние кризиса, рапортовали о достижениях на основе данных, которые ничего не отражают.
Между тем выборочные обследования проводились. А это рассылка анкет в 20% адресов от всего количества МП, ежеквартально. Да еще так называемые специальные обследования – в рознице, услугах, сельском хозяйстве, словом, к унифицированным формам добавляются еще и отраслевые, которые могут требоваться и с более частой периодичностью, чем квартал. С одной стороны, отчетная нагрузка (которую, похоже, многие избегают), с другой, вот такие официальные данные, характеризующие нечто, чего нет в природе, тенденции, которых не существует.
В свое время Росстат и ФНС России разошлись своими дорогами и никак видимо до сих пор не пересекутся. Это расхождение закрепилось, например, в Федеральном законе от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Согласно его статье 18 «Обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности», обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность экономические субъекты, за исключением организаций государственного сектора и Центрального банка Российской Федерации, представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации. ФЗ «О бухгалтерском учете» говорит о том, что его (учет) должны вести все субъекты предпринимательской деятельности. Совсем не вести бухгалтерский учет могут только две категории экономических субъектов — индивидуальные предприниматели и филиалы иностранных компаний. Это значит, что 2241,7 тыс. малых предприятий такой учет ведут, пусть кто-то и в упрощенной форме, и обязаны сдавать обязательные экземпляр в Росстат.
Что в балансе самое интересное? Расходы и доходы, или выручка. Обратимся к таблице и посмотрим, где самое большое расхождение и по какой категории. Да, это малые предприятия, и это выручка. Зачем Росстату наши балансы?!! Чтобы мастерить такую вот выборочную статистику МП между сплошняками? Многие не представляют? Ну так, а зачем? Если это не влияет на качество цифры.
Согласно этой же 18-й статье ФЗ «О бухгалтерском учете», «обязательные экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности составляют государственный информационный ресурс. Заинтересованным лицам обеспечивается доступ к указанному государственному информационному ресурсу, за исключением случаев, когда в интересах сохранения государственной тайны такой доступ должен быть ограничен». Иными словами, Росстат собирает балансы не для статистики, а для раздачи «заинтересованным лицам». А статистику публикует по каким-то другим источникам.
Такой же ресурс у ФНС России. Балансы сдаются и туда. И, не исключаю, что сдаются дисциплинированнее, налоговую боятся сильнее. В общем имеем два ресурса, два экземпляра, но для разных целей и ни один для статучета и предоставления высшим должностным лицам действительной ситуации и достоверных цифр.
Потенциальные ежегодные затраты на пополнение этих двух ресурсов со стороны субъектов МП, которые должны вести бухгалтерскую отчетность и сдавать 2 обязательных экземпляра (предположим обычной почтой – это около 30 руб. за письмо до 100 страниц; на копирование, заверение, формирование посылки и поход на почту тратится 2 часа одним сотрудником предприятия; средняя з/п по России в 2016 году - 36736 руб.), составляют 2,2 млн МП*2 экз.*(30 руб. + 36736 руб./22 дня/8 часов*2 часа) = 1968,8 млн руб. или почти 2 млрд рублей в год. За время действия ФЗ «О бухгалтерском учете» надо было бы сдать баланс 5 раз только в Росстат. Малые предприятия потратили бы труда и прямых расходов в 5 млрд руб.
Между сплошными переписями идет выборочное наблюдение. Напомню, это рассылка анкет в 20% адресов от всего количества МП, ежеквартально. В теории, чтобы множества между кварталами не пересекались, за год должны быть охвачены 80% всех субъектов МП. Потенциальные затраты (включая заполнение) на это наблюдение получаются сопоставимыми и составят 734 млн руб. (2,2 млн МП*80%*1 экз.*(30 руб. + 36736 руб./22 дня/8 часов*2 часа). Добавим сюда рассылку Росстатом уведомлений и бланков. Это еще на уровне 53 млн руб., если взять ту же стоимость отправки одного письма. В целом на уровне порядка 800 млн руб. косвенных и прямых затрат в год.
Соединим затраты выборочного обследования и отправки обязательных экземпляров баланса. Получается, что вот такие цифры с 2-х кратной разницей, которым неясно как верить, получаются за почти 3 млрд рублей издержек в год, прежде всего со стороны малого бизнеса. А если обозреть весь период между сплошняками в 5 лет, то за 15 млрд издержек мы пользовались нереальными цифрами. Не в смысле очень классными, а в смысле отстающими от действительности нереально.
Грустно. Поговорил со знающим человеком. Тот сказал: «А что ты думал, тут же как в футболе – скандалы и сплетни отвлекают от реального положения дел». «Да уж» - подумал я, - «Такой футбол нам не нужен. Цифры как-то совсем мимо ворот». А еще подумал вот что. Пора отменить обязательный экземпляр баланса в Росстат. Пусть дружат два органа власти и общаются межведомственным обменом, а так желаемый «государственный информационный ресурс» пусть будет у того, у кого данные хоть чуть-чуть ближе к жизни. И будет один. А бюджету и бизнесу экономия в два раза.
А чтоб не загрустить, резюмирую вот каким наблюдением.
В Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года фигурирует как целевой показатель или, как принято говорить, кипиай «оборот субъектов малого и среднего предпринимательства в постоянных ценах по отношению к показателю 2014 года». В 2020 году он должен составить 134%, т.е. увеличиться за 6 лет на 34%.
Между переписями 2010 и 2015 года прошло 5 лет. В этот период Стратегии не было. Выручка МП (она же и «оборот») по итогам сплошняка-2010 составила 26350 млрд руб., по предварительным итогам сплошняка-2015 – 54647,8 млрд руб., или 207%. Если взять индекс потребительских цен за дефлятор и привести выручку 2015 году к ценам 2010 года (за это время ИПЦ составил 151,5%, если довериться Росстату)), то получится, что выручка малых предприятий в 2015 году в постоянных ценах по отношению к показателю 2010 года составила 137%, т.е. увеличилась на 37% только за 5 лет. Отсюда вывод: не надо делать стратегию, надо всего лишь штаны придерживать на месте – кипиай будет достигнут и так. И это хорошо.