Интеллект и системное мышление.
Эксперты: Церенов Церен Валериевич
Системность мышления — это одно из главных конкурентных преимуществ в наше высокотехнологичное время.
Это то, что, вероятно, в самую последнюю очередь освоит искусственный интеллект. Часто слушатели Школы системного менеджмента говорят, что озабочены своим профессиональным будущим, так как уже понимают, что их профессия может скоро исчезнуть или будет заменена роботом.
Более года назад написал пост про системное мышление, который не потерял своей актуальности. Но все-таки есть распространённое недопонимание, которое я часто встречаю в обычных (непрофессиональных) разговорах, когда рассказываю о том, чему учит наша Школа.
Речь идет о том, что необходимо различать интеллект и системное мышление. Эти понятия из разных категорий.
Высокий уровень интеллекта совсем не гарантирует системность мышления. Человек с высоким IQ (EQ и CQ) отлично проходит интеллектуальные тесты, но он так же, как и среднестатистический человек может быть подвержен искажениям суждений. Например, уровень интеллекта не освобождает людей от искажений мышления в вопросах экономики, финансов или в архитектуре предприятий.
Однако, конечно, интеллект позволяет быстрее и легче освоить системное мышление. Интеллект может быть дан природой, системному мышлению можно только научиться. Оно не дается природой.
Интеллект отражает общую способность и даже готовность человека к умственному труду (познанию, обучению, решению сложных задач и т.п.). А когда мы говорим о системном мышлении, то речь идет о совсем другой способности. Это способность преодолевать искажения суждений. И делается это за счет использования определенных правил умственных рассуждений. Т.е. можно даже сказать, что это мышление по правилам.
Сложно найти понятную аналогию, но постараюсь продемонстрировать это на следующем примере. Если принять, что интеллект – это мышцы и, в частности, фитнес позволяет накачивать эти мышцы, то в свою очередь, системное мышление – это освоенная техника конкретного вида спорта. Так, в гимнастике или в футболе есть своя техника, которая отличает новичка от профессионального спортсмена. То есть развитые мышцы – это еще не освоенная футбольная техника, и накачанный человек не сможет повторить те сальто, которые делает техничный гимнаст.
Поэтому для системного мышления необходим не просто фитнес ума (развитый интеллект), а нечто намного большее. Наша Школа как раз и учит этим правилам или «технике» системного мышления.
Чтобы системно мыслить необходимо, в первую очередь, освоить новый теоретический аппарат. Знать язык системного подхода. Да, овладеть системным мышлением — это как выучить иностранный язык.
И тут придется свободно использовать несколько сотен новых слов, многие из которых противоположны тем установкам или суждениям, которые являются общепризнанными. Например, когда у любого человека спросить по систему «часы», то он будет рассказывать о том из чего они состоят или что они делают. Однако, мы учим, что система – это часть какой-то другой, большей системы. Т.е. не взгляд внутрь (из чего состоит), как думают многие, а взгляд вовне – частью чего является система. В нашем случае мы сначала узнаем где система «часы» используется. Ведь это могут наручные часы, часы с кукушкой или Биг-бен. Таких контринтуитивных суждений в нашей методологии достаточно много, они более практичны и применимы к бизнесу, чем многие принципы системного подхода прошлого поколения (ХХ века).
Ну и, конечно, для постановки мышления необходима практика и отточенные в реальных проектах навыки.
У нас в Школе реализуется один из вариантов системного мышления, который собран из практик системной инженерии и международных стандартов. Мы говорим про принятую у нас методологию, что это современный системный подход или системный подход 2.0. (более подробно об этом рассказывается в посте).
Но есть и другие системные методологии. Например, есть Системный подход Берталанфи (для нас это системный подход 1.0), Кибернетика, Биоценология, СМД-методология Щедровицкого, Системная динамика, Теория динамических систем, Теория решения изобретательских задач (в Школе используется адаптированная версия – Системная методология инноваций) и т.д.
Я тут затронул лишь простое обывательское, ненаучное объяснение различия интеллекта и системного мышления. Психологи серьезно занимаются вопросами мышления и, вполне возможно, что будут новые открытия о том, как связан интеллект и системное мышление. Это, вероятно, и позволит сделать искусственный интеллект, который сможет системно-методологически мыслить и даже развивать теоретическую основу системного подхода.
P.S. Мы осознанно сделали ставку на системную инженерию, которая лежит в основе нашей методологии системного мышления. Она хоть и сложна в понимании (многие менеджеры и гуманитарии не совсем понимают необходимость такого усложнения теории), но тем не менее она позволит системно увязать вопросы предпринимательства, инженерии и менеджмента. Для этого в нашей методологии есть весь необходимый инструментарий, чтобы что называется на генном уровне разбирать любую бизнес-деятельность. Я даже специально по идее А. Левенчука разработал схему генома предприятия. Все это также позволяет эффективно разбираться с необходимыми для любого предприятия новыми лучшими практиками, такими как lean, lean 2.0, leanstartup, agile, теория ограничений Голдратта, blockchain, machine learning и любые другие.
Автор – Церен Церенов, управляющий партнер Школы системного менеджмента.