Бой с тенью. Очередной раунд.
«Могильщики нужнее аналитиков.
Шекспир всё написал о нашей власти.
Призванье террористов и политиков -
Не понимать, что существует счастье».
Любовь Захарченко
Публично начался очередной раунд борьбы государства с теневой экономикой.
15 января на заседании комитета Совета Федерации по экономической политике глава Минэкономразвития Максим Орешкин в который уже раз поднял вопрос о легализации доходов самозанятых граждан. Предыдущие меры, предпринятые властями по этому поводу, не дали нужного результата, так что нужны новые стимулы.
Для легализации доходов самозанятых, - считает Орешкин, - нужно создавать удобный режим налогообложения и переходить к транзакционным налогам, чтобы платились проценты с денежных поступлений. А если их нет, то никаких обязанностей по уплате не возникает.
Между прочим, правовой статус самозанятых был утвержден всего полгода назад, в июле 2017 года. К ним теперь относятся граждане, которые оказывают услуги физическим лицам, но при этом не регистрируются индивидуальными предпринимателями — в частности, няни, сиделки, репетиторы, водители и т.п. До этого подобная деятельность была уголовно наказуема: предпринимательством запрещалось заниматься без регистрации ИП. Зарегистрировавшиеся самозанятые обязаны платить со своих доходов налог 13%. При этом правительство освободило некоторые категории самозанятых от уплаты налогов в 2017–2018 годах. Налоговые каникулы введены, в частности, для нянь, репетиторов и домработниц.
Как и следовало ожидать, поскольку суровость российских законов компенсируется их неисполнением, перспектива платить на содержание чиновников и силовиков 13% доходов не вдохновила наших граждан.
По состоянию на 1 декабря, как следует из последних данных Федеральной налоговой службы, в России зарегистрированы 813 самозанятых. При этом оказалось, что в некоторых регионах таковых граждан нет вообще ни одного: ни сиделок, ни репетиторов, ни нянь – просто нет. Улетели, как крестьяне в одной из сказок Салтыкова-Щедрина.
Сразу после введения статуса самозанятых один из экспертов писал, что людей толкают в тень разные причины: недоверие к государству, неуверенность в будущем, нежелание делиться доходом и даже нехватка амбиций. Опустив последний пункт – какие уж тут амбиции, скажем, что три первых не только совершенно справедливы, но и стоят в правильном порядке. У людей, пытающихся прокормить себя и свои семьи, нет оснований доверять государству и быть уверенными в своём будущем, а потому не желают они делиться с государством доходами. И государство, увы, с завидной регулярностью подтверждает их правоту.
Вот министр Орешкин объясняет Совету Федерации (и сенаторы ему, разумеется, верят), что выход самозанятых из тени позволит собирать больше средств в фонд ОМС. Но на последних совещаниях у президента России обсуждались такие меры, как софинансирование населением медицинских услуг, повышение пенсионного возраста и налогов, среди которых НДФЛ (обсуждалась ставка 15% с большим вычетом, чем сейчас). При этом как-то не слышно, чтобы в планы руководства страны входило сокращение расходов, например, на госаппарат. Кто в такой ситуации поверит словам Орешкина, кроме тех, кому слишком не выгодно в них не верить? Например, сенаторам, перед которыми выступал министр, верить выгодно: на деятельность Совета Федерации в 2019 и 2020 годах планируется потратить на миллиард больше, чем в 2018 году. Сильнее всего вырастут расходы на транспортные услуги, а также межбюджетные трансферы. Как тут не поверить, что именно несознательные самозанятые граждане не дают нормально работать системе ОМС?
И даже вполне лояльные правительству эксперты вынуждены отметить нежелание граждан платить за зарубежные поездки сенаторов, хотя выводы, разумеется, делают «нужные». Так директор Центра социально-политического мониторинга РАНХиГС Андрей Покида уверен: граждане вряд ли будут добровольно платить дополнительные налоги, если в противном случае их не привлекут к ответственности, а потому предлагает: «Вывод из тени самозанятых должен включать как минимум два условия. Во-первых, неизбежность наказания за неофициальную деятельность. Второе — и самое главное — посильная налоговая нагрузка на длительную перспективу в отношении самозанятых». Более того, небольшой процент с доходов самозанятых, скорее всего, для их деятельности будет безболезненным, - считает он, правда, сразу же оговаривается, что процент этот должен быть существенно ниже НДФЛ.
Увы, учитывая, что правительство ориентируется именно на ставку НДФЛ, подобные благие пожелания сложно принять во внимание.
Однако не одних лишь самозанятых хотела бы вывести из тени российская власть. Не менее волнует её и малый бизнес, считающий для себя небезопасным полностью официальную деятельность. Кто только ни призывал его выйти из тени, а он там обжился и выходить не желает.
Правда, в отличие от министра Орешкина, здесь заявления делают более компетентные люди. Так федеральный бизнес-омбудсмен Борис Титов, подготовивший план по выходу предприятий из «серой зоны», предлагает, к примеру, освободить ИП от отчетности, сделать патенты для них дешевле, a надзор МВД — минимальным. «Органы должны заниматься бизнесом только в случае конфликта с потребителем, а патенты первые 2-3 года должны быть бесплатными. Только это выведет экономику страны из рабовладельческого строя», - пытается объяснить ситуацию принимающим решения чиновникам Титов.
Нет, правительственные чиновники и представители правоохранительных органов не отвечают Борису Юрьевичу самым честным в данном случае вопросом: «А зачем?». Но то, что происходит на наших глазах, лучше всего показывает истинное отношение государства к малому бизнесу, долю которого в экономике России с самых высоких трибун призывают увеличить в два раза. Впрочем, это касается не только малого бизнеса.
Вот Конституционный суд выносит решение о том, что следователи вправе арестовывать имущество предпринимателей без суда. Да, арест, по мнению КС, должен быть хорошо обоснован, но мы же знаем, как это делается.
Вообще, отношения бизнеса с правоохранителями – особая тема, но в последнее время пошёл просто вал жалоб и просто сообщений о возбуждении сомнительных уголовных дел и откровенном вымогательстве со стороны правоохранителей.
12 января ресторатор Сергей Миронов опубликовал пост о том, что сотрудники полиции в обмен на три скидочные карты в его ресторане предлагали прекратить проверку работников ресторана, которых забрали в отделение в пятницу в разгар бизнес-ланчей. Подобная ситуация с давлением правоохранителей знакома всем рестораторам, - заявил потом Миронов. Так, его знакомому, который оказался в аналогичной ситуации, пришлось отдать пять 50%-ных скидочных карт своего ресторана, и сотрудники полиции стали ходить в его заведение как к себе домой. Подтверждая слова ресторатора бизнес-омбудсмен Борис Титов заявил, что в России происходит много похожих случаев. Однако бизнес часто идет на поводу у вымогателей или пытается спустить ситуацию на тормозах, поэтому предприниматели редко рассказывают о таких случаях официально.
Кого после такого отношения к предпринимателям можно сагитировать выйти из тени? Как чётко формулирует ситуацию член Федерального политсовета Партии Роста, экономист и бизнесмен Дмитрий Потапенко: «Зачем ИП выходить из тени? Они понимают, что их все равно нахлобучат».
По его мнению, на данный момент можно говорить о 48% экономики, находящейся в «серой зоне». Это — половина экономики нашей страны, мы все время ее где-то ищем, а сами же загнали предпринимателей в «черно-серую» зону и что-то пытаемся изобрести.
Очередной раунд боя с тенью, безусловно, закончится полным поражением государства, даже если мы услышим громкие победные фанфары.
Во время кризиса 2008 – 2010 годов президент НИСИПП, профессор НИУ ВШЭ Александр Чепуренко отмечал, что проблемы малого бизнеса можно бы решить с помощью простых и не слишком дорогих госпрограмм. Например, ремонт крыш в небольших городах и сельской местности силами малого бизнеса и тех, кого теперь называют самозанятыми. Или приведение их же силами в порядок региональных и муниципальных дорог. Однако такие мнения люди, от которых зависит принятие подобных программ, просто не слышат. Региональные и муниципальные дороги служат для насыщения бюджетными средствами чиновников соответствующего уровня. Слово же крыша у наших госслужащих вообще не ассоциируется с тем, что покрывает дома. Так что без решительных реформ госуправления бой с тенью – абсолютно бессмысленное занятие: он проигран ещё до начала очередного раунда. Весь вопрос в том, появится ли у руководства страны политическая воля провести реформы, назревшие уже позавчера.