"О мировых российских школах".
Эксперты: Церенов Церен Валериевич
Планирую в этом году реализовать пару исследовательских проектов. Одна из тем в проработке касается российских мировых школ.
Задаюсь вопросом: «В чем конкурентна наша страна?». Россия конкурентна в математике, хоккее, театре, балете, а также, вроде, в отдельных секторах вооружений и атомной промышленности. Мы ещё котируемся на мировом уровне в этих разных сферах, в первую очередь потому, что там сохранились соответствующие методологические Школы.
Мировые лидеры остаются мировыми лидерами не просто потому, что выпускают лучшие товары и сервисы. А наша проблема не столько в отсутствии у нас лучших технологий, о которых десятилетиями (или столетиями) говорят чиновники. Продукты и технологии – это понятная и лишь видимая часть проблемы. Нужно понимать, что за этими лучшими продуктами и новыми технологиями стоят методологии, методы или умения, которые постоянно развивают мировые лидеры. То есть, нечто, связанное с мышлением. При этом я тут говорю, не про фундаментальную науку, а про ее прикладной аспект.
Японцы первыми это поняли, когда в середине прошлого века вложились в методологию непрерывного качества. Большинство людей в мире замечает качественные японские товары и технологии, а между тем, все это стало возможным потому, что у японцев созданы лучшие мировые Школы качества. Все известные лучшие практики — Lean, Kanban, Toyota quality management и другие — родом из Японии.
Развитый мир очень хорошо усвоил японский урок. Штаты и все другие развитые страны взяли на вооружение не только эти практики качества. Это чтобы совсем не проиграть конкуренцию. А также начали вкладываться в развитие методологий во всех сферах жизнедеятельности. Это чтобы иметь возможность конкуренцию выиграть.
Сейчас в России на слуху agile, blockchain и многие другие. Все эти лучшие в мире методы (практики) создаются и развиваются не в России, все первые сливки снимают те, кто их придумал. До нас доходит даже не всё, и только через многие годы. К сожалению, и этого мы не можем нормально применить (((. Но это другая, более понятная и приземленная проблема, и ее, конечно, важно решить. Однако, ее решение не означает, что не надо одновременно делать ставку на создание своих лучших практик и методологических школ, которые их формируют.
Таким образом, основной целью исследования будут российские мировые школы, которые позволяют конкурировать их адептам на мировом рынке в самых разных сферах. Тут очень важно, что не просто есть какие-то теории, но они дают результат на мировом уровне. Еще раз, такие школы есть и в науке, в спорте, в промышленности, инженерии, менеджменте, социальной сфере, и т.п. Я думаю, что есть у них что-то общее! У них у всех есть такое сочетание разных используемых методов (практик), которые дают лучший результат в мире.
Один из прикладных результатов исследования — это показать, что в стратегии развития страны только одних макроэкономических мер недостаточно. Создание благоприятного делового климата и хороших институтов – это необходимое, но далеко не достаточное условие, чтобы Россия стала мировым лидером в самых разных сферах. А именно такая страна у нас и должна быть, чтобы говорили о России как о стране, где есть не только балетная и театральная школа, и не только сильная математическая школа, но и, например, лучшие инженерные школы в самых разных сферах и т.п.
Буду благодарен за замечания и предложения, а также за поддержку и контакты.
Автор — Ц.Церенов, Управляющий партнёр Школы системного менеджмента
Источник — https://www.facebook.com/tseren.tserenov/posts/1437617239669561