Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка
 

Володин Владимир Борисович

Зияющие высоты сегодня и завтра. Прогнозы - 2019.

«Год будет непростым, он будет не совсем обвальным, но с экономической точки зрения роста мы не ожидаем, в лучшем случае удержимся, если по основному макропоказателю по ВВП, около нуля. Порадуемся 19-му году — он будет хуже, чем 18-й, но лучше, чем 20-й год».

Игорь Николаев,  директор Института стратегического анализа компании «ФБК»

 

 

Что год наставший нам готовит? Прогнозы вещь, конечно, неблагодарная, но с конца старого года и до начала года нового в них нет недостатка. Что же обещают нам в этом году?

Позитивных прогнозов, скажем прямо, немного, и исходят они от официальных лиц или экспертов, тесно связанных с правительственными структурами.

Один из основных позитивных прогнозов, сделанных представителями правительства для малого и среднего бизнеса связан с готовящимся законом о нестационарной и мобильной торговле, который Госдума может принять уже в апреле. Обратим на него особое внимание.

Представители Минпромторга уверяют, что это – шаг вперед, и такое внимание на федеральном уровне уделено малому бизнесу впервые.

В Минпромторге эффект от принятия законопроекта оценивают в 220 миллиардов рублей дополнительных инвестиций в эту сферу со стороны малого и среднего бизнеса. А глава ведомства Денис Мантуров, озвучивший эту цифру, заявил также: «В целом законопроект предусматривает возможность к дополнительной реализации как минимум 4,5 миллионов тонн сельхозпродукции. Плюс это обеспечит дополнительную занятость почти 250 тысяч».

Правда, мы ещё помним, как в мае 2012 года своим указом В. В. Путин дал органам исполнительной власти поручение о создании в стране в течение шести лет 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест. Но недавно вице-премьер и глава Минфина Антон Силуанов заявил, что этот указ провалился потому, что не было конкретной цели. То есть создание 25-ти миллионов новых рабочих мест – это не цель, а непонятно что. Сразу встаёт вопрос: а создание 250-ти тысяч не очень квалифицированных рабочих мест, которые сейчас обещает министр Мантуров – это цель, или как? Или цель до тех пор, пока не будет зафиксирован провал?

Посмотрим на ситуацию с другой точки зрения. Основатель и директор АГ «Капитал» Ирина Екимовских пояснила журналистам: «В связи с повышением пенсионного возраста в 2019 г. на рынке труда дополнительно окажется 660 тыс. человек, из них работающих будет 172 тыс. человек. В 2020 г. таких людей будет уже 1,4 млн (трудоустроенных — 380 тыс.). В 2021 г. — 2,1 млн человек (из них трудоустроено будет 562 тыс.)! И всех их надо будет обеспечить доходом и рабочими местами… Государство, увеличивая за счет повышения пенсионного возраста доходы бюджета, перекладывает свои социальные обязательства на плечи бизнеса».

Не правда ли, такой подход к проблеме объясняет, почему министр Мантуров заговорил о 250-ти тысячах дополнительных рабочих мест?

Вопрос лишь в том, удастся ли эти места создать и получить вожделенные 220 миллиардов рублей дополнительных инвестиций, которые малый бизнес якобы вынет из своих отощавших кошельков.

Вспомним, что нестационарную и мобильную торговлю не один год выжигали у нас калёным железом. Так в столице всех, кто торговал с колёс, владельцев «Тонаров» и машин-киосков, извёл ещё Юрий Михайлович Лужков, покинувший пост мэра Москвы почти десять лет назад. Он же пытался бороться с уличными киосками, но вовремя спохватился. А вот нынешний мэр Сергей Собянин, мастер «длинных ковшей», разгромил нестационарную торговлю окончательно, оставив лишь рожки да ножки в виде немногочисленных газетных киосков. Почему теперь малые предприниматели должны поверить в светлое будущее своих кровных вложений в нестационарную и мобильную торговлю?

Замечательный законопроект, как уверяет нас министр, предусматривает возможность дополнительной реализации как минимум 4,5 миллионов тонн сельхозпродукции. Это говорится в то время, когда столичные власти стремятся любыми способами усложнить работу ярмарок выходного дня, этой самой сельхозпродукцией в основном торгующих. Сейчас эти ярмарки закрыты минимум до марта. Чему верить господам предпринимателям?

Но и это ещё не все. Вот директор департамента развития внутренней торговли, системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга РФ Никита Кузнецов объясняет преимущества будущего закона: «Первый принцип - меняется место, сохраняется бизнес. Второй принцип - принцип продления договора без торгов, третий - рамочные правила по внешнему виду должны быть установлены нормативным актом». «Одна из главных новелл гарантирует предпринимателям адекватную замену места для торговли, если прежний участок, где размещался павильон или автолавка, понадобился для государственных или муниципальных нужд», - поясняет на заседании правительства премьер Медведев. Вам это ничего не напоминает?

По-моему, мы это уже проходили. Нестационарным торговым точкам, показавшим хорошую прибыль, чиновники указывали другое место для размещения, отдавая их точку «нужным» людям. Место меняется, бизнес якобы сохраняется, во всяком случае, в каком-то виде. По новому закону это будет делаться абсолютно официально, без всяких нарушений. А «адекватность» нового места будет определять тот же чиновник. И, если на ваше место посажен нужный человек, уж он точно сможет продлить договор без торгов.

И последнее: «рамочные правила по внешнему виду должны быть установлены нормативным актом». В Москве это уже было. Когда Сергей Собянин, ещё не решил « возвратить москвичам широкие улицы и просторные площади», но уже начал сносить киоски и ларьки, речь тоже шла об их несоответствующем внешнем виде. Хозяевам снесённых торговых точек было тогда предложено приобрести у специально уполномоченных компаний киоски, выполненные по утверждённым проектам. Дизайн этих киосков был вполне убогим, цена – несусветной. Один или два таких киоска я за прошедшие годы видел на улице. И вот теперь малому бизнесу обещают повсеместно предложить те киоски, которые понравятся начальству. Интересно: каков будет итог на этот раз?

На днях первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов назвал неожиданной тяжелую реакцию российского общества на пенсионную реформу. Видимо, по его мнению, люди должны были радоваться, что их так хорошо ограбили. Интересно, что скажет министр Мантуров, когда выясниться, что никакого восторга со стороны малого бизнеса по поводу столь рекламируемого им закона не последует?

А ведь этот закон – единственный момент со знаком плюс, который обещают нам в наступившем году и о котором стоит подробно говорить. Действительно, не говорить же о 150-м обещании уменьшить количество разнообразных проверок бизнеса. А дальше с хорошими прогнозами и обещаниями совсем плохо.

Так независимые эксперты прогнозируют, что одной из ключевых неприятностей следующего года для любого бизнеса, в том числе для малого, стане повышение НДС на 2%.

Если уже сейчас посмотреть на ценники в магазинах, становится понятно, что двумя процентами для покупателей дело не ограничилось. Каждое звено в цепочке ведущей от производителя к потребителю должно заплатить лишних 2% НДС, а сколько процентов добавит каждый от себя…Один из опрошенных «Ведомостями» предпринимателей, производитель мармелада, заявил, что в его ситуации отпускные цены придется повысить на треть. Но одна из крупных розничных сетей уже предупредила, что расторгнет договор даже при незначительном увеличении отпускной цены. И решает предприниматель, что ему делать: терять крупную сеть сбыта, а это рискованно, или остаться без прибыли, чего тоже не хочется. И в таком положении многие.

Заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН, доктор экономических наук Яков Миркин, отвечая на вопрос: «Что даст повышение НДС», не обошёлся без иронии: «Мы к этому привыкли – высокая инфляция, мы жили с ней четверть века, и если мы опять обнимемся с сокращениями с ростами цен, мы вздохнем и полетим дальше. Всем вместе станет немного хуже, потому что мы все мечтаем о росте, об увеличении благосостояния, а экономика настроена на совершенно другие вещи».

Хотел бы, конечно, чтобы уважаемый Яков Моисеевич объяснил: куда мы полетим обнявшись и где в итоге приземлимся. Боюсь только, что сейчас на такой вопрос не ответит никто.

Однако не один лишь НДС вырос 1 января. Предприниматели и компании, работающие в режимах льготного налогообложения должны с нового года отчислять больше страховых взносов за наемных сотрудников. Это касается тех, кто применяет упрощенную систему (УСН) и патентную систему (ПСН) налогообложения, а также аптек, которые платят единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Для них совокупная ставка взносов в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования увеличилась с нынешних 20 до 30%.

Президент «Опоры России» Александр Калинин даёт по этому поводу самый простой прогноз: многие компании либо заморозят повышение зарплат минимум на полгода, либо повысят цены на товары или услуги. Кто-то уволит часть сотрудников, а кто-то начнёт выдавать зарплаты в конвертах, - добавляет к этому ряд экспертов. Однако, по их мнению, предприниматели, которые будут уходить в тень, привлекут внимание надзорных органов. Если отчисления страховых взносов резко уменьшатся, ФНС может начать внеплановые проверки, те самые, количество которых должно уменьшиться. Нарушителю придется заплатить штраф – 40% суммы неуплаченных налогов и взносов.

Не менее радужны перспективы владельцев онлайновых касс, которые в режиме реального времени передают электронные чеки в ФНС. Им (а это практически весь бизнес, связанный хоть с какими-то продажами) до 1 января необходимо было раскошелиться на обновление программного обеспечения. Теперь же в чеках должны указываться варианты расчетов: авансы, постоплата, продажи товаров в кредит и прочее. Одни поставщики касс меняют ПО бесплатно, другие попросят доплатить. Владельцы касс «Эвотор» платят за автоматическое обновление софта от 800 до 2000 руб. в год в зависимости от количества терминалов. Те, кто не успел обновить ПО, будут автоматически заблокированы, их кассы не смогут передавать данные в ФНС, а это нарушение закона, за которое могут оштрафовать на 10 000–30 000 рублей.

В наступившем году существенно расширится система маркировки товаров. Сейчас специальные бирки с уникальным электронным кодом, позволяющим отследить каждую упаковку, клеят только к меховым изделиям. Но с марта их обяжут наклеивать на табачные изделия, а с июля — на обувь. В декабре маркировать придется духи, шины, верхнюю одежду, женские блузки, постельное белье, фотокамеры.

Магазинам, которые торгуют вышеперечисленными товарами, придется обзавестись специальным сканером для считывания марок и подключить его к онлайн-кассе. Нарушителей ждут штрафы: для физлиц — от 2 тыс. руб. до 4 тыс. руб., для юрлиц — от 50 тыс. руб. до 300 тыс. руб. (всю немаркированную продукцию конфискуют).

И фоном для всей этой головной боли, всех расходов служит снижение реальных доходов значительной части населения и соответствующее снижение спроса на товары и услуги.

Что можно предложить людям, для которых «Единая Россия» выпустила методичку, как экономить: как стирать, как потреблять, как варить гречку в воде из-под сосисок. И ведь для многих это вариант, когда каждая сотня в семье — это действительно значимые деньги. Тем более, что для тех, кто хочет заработать на прокорм семьи в качестве самозанятого, теперь действует закон, по которому таких людей (именно тех, кому надо хоть как-то выживать) можно ободрать, как липку.

Так что самый лучший прогноз на 2019 год для отечественного бизнеса, особенно малого, будет видимо, таким: несмотря на все ухищрения властей, он выживет, ободранный, как помоечный кот, но не сломленный до конца. И это уже прекрасно.

 
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости