Борис Мужелев, предприниматель, город Смоленск, эксперт НИСИПП. Время бороться за выживание. Часть первая.
Борис Мужелев в бизнесе далеко не первый год. Он пережил многое и многих. И теперь мы беседуем с ним о том, как живётся в нынешний кризис представителям малого бизнеса в самом обычном российском регионе – Смоленской области.
- Борис, последние пять лет, по мнению целого ряда независимых экспертов, стали для страны временем кризиса. Вы почувствовали этот кризис на себе?
- Да, разумеется. Вместе со всей страной, в «едином порыве», достигнув дна и продолжая закапываться.
Ерничаю конечно. Но проняло «до хвоста». Падение строительной отрасли в 3 раза, а мы таки относимся именно к ней, вызвало соответствующее падение и для нашего вида деятельности. Соответствующим образом это отразилось и на количестве и качестве компаний. Говорить будем естественно о тех, кто остался..
Причины ухода прозаические – падение объемов, резко выросшие постоянные издержки, резкое ухудшение условий кредитования, резко выросшие административные барьеры… Ну и так, по мелочи…
Малые, приближающиеся к средним, за редким исключением ушли с рынка.
Просто малые и «микробизнес» – резко сократили как объемы (кто как, но среднее падение 2-3 раза) и соответственно штаты, с поджатым с скелету желудком, но вывернулись.
Нам, в частности, пришлось перейти на режим жестокой экономии, с соответствующими проблемами – сокращением штатов, увеличением нагрузки на линейный персонал, уменьшением заработной платы поголовно от руководства до рядовых сотрудников. Ну и т.д. Соответственно – все «радости жизни» я прочувствовал на себе – это и суды с недобросовестными заказчиками, проверки и штрафы от Трудовой инспекции, вызовы в налоговую для дачи «объяснений» о убытках и снижении нормы прибыли… Но выжили.
- Как Вы думаете: те фирмы, которые, как Вы сказали, ушли с рынка, действительно прекратили работу, или часть из них просто ушла глубоко в «тень» и пытается продолжать свою работу в таких условиях?
- Ну, в общем-то, кто как – кто-то прекратил совсем, кто-то перерегистрировался на ИП, ну а кто-то стал ммм… «самозанятым». Те, кто был покрупнее - в большинстве своем развалились совсем, либо на последнем «издыхании», кто меньше – как то выжили. Собственно понятно почему – те самые «издержки». Чем ты крупнее – тем больше «постоянные» издержки и с этим ничего не поделаешь. Стоимость «содержания» компании: аренда, зарплата, налоги, лицензии и т.п. кратно выше, чем в «микропредприятии». Так что любое падение объемов производства сильнее ударяет по тому, у кого издержки больше.
В последний кризис удар, на самом деле, был двойной. Первым был удар по курсу рубля – т.е. по оборотным средствам компаний, т.к. стоимость материалов и оборудования косвенно, но привязана к курсу доллара. А второй удар – по объемам производства. Ну и вот…
- Страна наша, как утверждает опять же немало независимых экспертов (зависимые старательно обходят этот вопрос стороной), состоит из Москвы и «ЗаМКАДья», в свою очередь делящегося на богатые и бедные регионы. Смоленская область к особо богатым регионам не относится. Как вести бизнес в непростое время в не слишком богатой области?
- Увы, но независимые эксперты, к глубокому сожалению, правы.
Насчет «бедных» и «богатых» регионов, тут вопрос интересный. «Богатым» может быть и абсолютно дотационный регион, примеры вы можете привести и сами.
В части, касающейся нашей области – вы так же правы, «богатство» нам не светит. Как вести бизнес? Да так же как и по всему «ЗаМКАДью»- следуя фразе «экономика должна быть экономной». Жестокий контроль издержек, максимально возможная законная минимизация налогов и всяческих отчислений. Отсюда собственно следуют несколько практически стандартных приемов и рекомендаций:
1. Отказ от участия в конкурсах и госзаказах. Поверьте это не для малого бизнеса в строительстве, ну за исключением совсем уж простых работ, не требующих высокой квалификации, на которую можно нанять гастарбайтеров. Парадоксально звучит? На самом деле нет. Вы все равно будете 3-4 «субсубсубсубподрядчиком». И работать будете за «объедки», оставшиеся от дележа «наверху» в Москве. А вот ответственность, чаще всего, перераспределяется обратно пропорционально.
Все эти «спецсчета», общение с прокуратурой, получение всех и всяческих дополнительных лицензий, разрешений, снижение цены заказа после выполнения всех работ (Иначе «мы не гарантируем оплату в ближайшем будущем» - это цитата!), аккредитаций и, что уж тут поделаешь – откатов, не способствуют зарабатыванию прибыли «по-честному», но тут уж выбор делает каждый сам. Либо жить «по закону», либо «по понятиям». Собственно прибыль в результате в долгосрочной перспективе– не сильно отличается. Опять же если вы строите бизнес на долгие годы, а не в режиме «хапнул и смылся».
- Извините, Борис, что перебиваю. Сейчас правительство убеждает всех, что именно участие малого бизнеса в работе по госзаказам является одним из его приоритетов. А Вы доказываете, что с госзаказами лучше не связываться. И Ваши аргументы убеждают.
- Попробую пояснить. Не стоит связываться с бюджетными заказами федерального уровня, ну, или различных корпораций как государственных так и частных. Там деньги есть, но не про нашу честь. Ровно все по той схеме, что я описал выше.
Работать, с большими оговорками, можно с местными бюджетами, просто потому, что этим людям дальше жить вместе с вами. Но как сами понимаете в местных бюджетах денег «кот наплакал».
Вот посмотрите, как это выглядит на самом деле.
Предположим нужно отремонтировать или обслужить что-то… в конкретном городе. Кто принимает решение о ремонте? Думаете местный руководитель представительства федеральной структуры? (Причем без разницы чисто государственная это структура или т.н. «частная»). Нееет! Он сообщает «вышестоящим» о том, что ему надо, что-то сделать и на это надо средства. В лучшем случае местному руководителю выделяют какой-то «мизерный» бюджет, а все более или менее крупное – решает «начальство», находящееся в столице (совпадение ..вот как так получилось?).
Решает и… оглядываясь вокруг «замечает», что вот она рядом – «особоправильная компания», которая все изладит! Вот буквально в соседнем доме!!! И с какими хорошими «рекомендациями»! И никого не интересует, что эта компания – «появилась вчера» и у нее часто стола со стулом нет. Ну а технологии «выигрывания» конкретными подрядчиками описаны не раз и затерты до дыр, но работают!
Так же никого не интересует, какова квалификация региональной компании, в лучшем случае ей опять же предложат «субсубсубсубподряд», но чаще всего привозят «гастарбайтеров». Вы можете спросить «А как же «местное» руководство?». Не будем лукавить – «пожелания» вышестоящих исполняются всегда.
Вот где вы в этом описанном видите региональный «малый бизнес»?
А с учетом того, что фактически все деньги стекаются в Москву и потом «распределяются» оттуда?
- Что ж, перейдём ко второму пункту Вашего списка правил для работы в нынешних условиях.
2. Не работайте бесплатно. Не делайте никаких «планов», «обоснований», «технических заданий» и расчетов для потенциальных заказчиков, по крайней мере, без твердой уверенности, что эта работа будет каким либо образом оплачена. В большинстве случаев – ваши материалы будут использованы для оказания «помощи» «правильной» компании, а на ваш вопрос «Ну как же так то? Вы ж обещали», ответ будет стандартный «Ну вот так вот вышло. А что я могу? Начальство распорядилось!». На самом деле это не так. Вас просто «поимели», с целью экономии затрат у низкоквалифицированных, но «правильных» компаний. Отсюда плавно переходим к следующему пункту.
3. Абсолютное недоверие к любым обещаниям, от кого бы они ни происходили. Эти обещания забудутся раньше, чем произнесутся. Это своим коллегам/конкурентам из вашего региона вы можете в коей-то мере доверять. Вам и им жить дальше вместе. Остальным – нет. Как это ни печально звучит, но это – горькая правда.
Беседовал Владимир Володин