Валерий Чупров, эксперт НИСИПП. "Единого рецепта для всего бизнеса не существует". Часть вторая.
Эксперты: Чупров Валерий Юрьевич
Мы продолжаем беседу с Валерием Чупровым о сегодняшних проблемах российского бизнеса и о том, что делать предпринимателям в сложившейся ситуации.
- Валерий Юрьевич, Вы предлагаете предпринимателям "опереться на ту помощь, которую сегодня оказывает Правительство и институты развития МСП. Иными словами, "подружиться с государством" в этом частном вопросе, как ни банально звучит этот совет". У меня по этому поводу лишь один вопрос: насколько надёжной может оказаться эта опора?
- Если, невзирая ни на что, ты хочешь всеми правдами и неправдами сохранить свой бизнес, поверь мне: лучшее, что ты можешь сделать сегодня, - это его сохранить. В этом государство в какой-то степени может тебе помочь (тут я не имею в виду льготные кредиты с неясными плавающими ставками). Лента новостей, которую я постоянно просматриваю, каждый день говорит о мерах, которые разрабатываются, о подписанных документах на эту тему. Я заметил, что очень быстро число мер в этом направлении перестало быть легко запоминающимся – появились целые таблицы. Надо просто посмотреть. Я помню панические настроения спустя десять дней после 24 февраля, овладевшие предпринимателями, директорским корпусом. И смотрю сейчас: прошло около двух месяцев, меняется тональность, меняется настроение: люди воспринимают происходящее как некую данность, некую реальность, на которую они не могут повлиять, и начинают смотреть немножко вперёд. Так что я считаю: не впадая в саморазрушительную риторику и "всёпропальство" в сложившейся ситуации, сделай самое достойное для себя, а в конечном счёте - для общества и страны – сохрани свой бизнес, тот, который у тебя есть. Если ты можешь сохранить его сам – молодец. Не можешь – постарайся опереться на помощь государства, которая сегодня, худо – бедно, оказывается. Надо в этом разобраться, пойти и получить её.
- Что касается помощи государства, то тут, как я уже говорил, возникает ряд вопросов. Во-первых, много ли предпринимателей может её получить? Во-вторых, каковы условия её предоставления? Они приемлемы для большинства предпринимателей, или, как бывало уже неоднократно, для многих оказываются слишком сложны?
- Я понимаю, в чём вопрос: это ведь наша вечная беда – где-то что-то до конца не "докрутили". По крайней мере, с тем, как это реализовывалось при пандемии – это одна история. Тогда даже я, не являясь получателем такой помощи, и то видел, сидя у компьютера и анализируя тексты положений об оказании помощи бизнесу, о порядке её получения, видел такие нелепые требования, замечал фактически заградительные условия для очень и очень многих.
Сегодня я, по крайней мере, не слышу о таких настроениях. Возможно, сейчас тоже не очень легко получить эту помощь, может быть, тоже есть какие-то ограничения, кто-то может быть недоволен. Но всё-таки общий настрой должен быть другим: надо пробовать.
Если у человека есть видение того, как можно спасти свой бизнес, не прося никакую помощь от государства и не получая её, значит - замечательно. Его ниша не сильно пострадала от санкций и всех остальных колебаний – замечательно. Но, если есть какая-то зависимость, надо очень чётко рассмотреть ситуацию и возможности её исправить.
Мы говорим не в целом, как ФОТ-2, ФОТ-3: на каждое сохранённое рабочее место получи 12 тысяч обезличено. Я имею в виду, прежде всего, отраслевые, секторальные меры, и такие меры появляются каждый день. И при этом надо самому не сидеть сложа руки. Наверняка эти меры будут вызывать критику при массовом применении: из десяти заявившихся, допустим, пять получат, а пять не получат – не подойдут по каким-то условиям. Такое может быть. Как говорится: не до жиру – чтобы и помощь
получить, и всё бы гладко было… У меня большой скептицизм по этому поводу, поскольку все последние десять лет приходилось заниматься как раз обратными историями. Это когда что-то не стыкуется, что-то не клеится, плюс обязательно оказывается какой-нибудь зловредный чиновник, который не так понимает ситуацию, пишет отказы или что-то ещё делает во вред. Такие истории были, есть и будут всегда. И мы с Вами не можем изменить ментальность чиновника-бюрократа мгновенно, мы не можем убеждать его, что "сплотиться" – это ведь не только значок с символом в лацкане его дорого пиджака.
- Валерий Юрьевич, Вы же прекрасно понимаете, что есть и оборотная сторона медали: предприниматель в такой ситуации должен вести себя, как лягушка в известной истории, которая взбивает сметану до масла, чтобы выпрыгнуть из кувшина и спастись.
- Да, это вполне уместное сравнение. Так было всегда, идеальных десятилетий, что ни говори, практически не было.
- А есть ещё малоприятный и остающийся без ответа вопрос: сколько бизнесов может на этот раз погибнуть? Только что по малому и среднему российскому бизнесу косой прошёлся коронавирус. В пандемию бизнесы погибали тысячами. Сейчас пройдётся новая коса, или всё-таки ситуация будет развиваться по иному сценарию? Каким этот сценарий окажется: лучше, хуже?
- Здесь есть два момента: при сегодняшнем уровне цифровизации, открытых данных и так далее, мы увидим, каково будет снижение численности субъектов бизнеса. Но это снижение качественно будет другим, поскольку пандемия отлучила от прилавка покупателей и потребителей, и сразу упали выручка, реализация и так далее – это одна история. Сейчас же не только услуги, торговля и вся эта «бытовка» оказались под ударом. Та, как мы выразились «коса», может захватить те бизнесы, которые смогли в пандемию не пострадать. Они более весомые для экономики, они более наукоёмкие, материалоёмкие и трудоёмкие, они завязаны на иностранные комплектующие, на то, что импортировалось из-за рубежа, либо сами работали на внешние рынки. И этот негатив может оказаться куда более серьёзным.
- Вот почему у нас всё время не такой кризис, так эдакий?
- Что поделать. Если упомянутые лягушки залезли в кувшин со сметаной по своей любознательности, то кто бизнес регулярно садит в этот условный "кувшин" – пусть останется риторическим вопросом.
Беседовал Владимир Володин.