Малому бизнесу готовят перезагрузку. Источник: Эксперт.
В этом году завершается действие национального проекта по поддержке МСП, возможно, появится его новая конфигурация
В конце мая в России традиционно проходит День предпринимателя. Профессиональный праздник призван привлечь внимание к проблемам бизнеса. В эти дни во всех регионах Урала и Западной Сибири организуют лекции, форумы, деловые встречи. В Екатеринбурге состоялся форум «Финмаркет» (см. «Технологии будущего на одной площадке», с. 27), в Тюмени дискуссии будут посвящены развитию семейного бизнеса.
Прорыв самозанятых
С 2018 года развитие малого и среднего бизнеса в России идет в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Правда, за это время нацпроект сильно скорректировался, отмечает директор Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Владимир Буев: «Сейчас он включает в себя четыре компонента: «Поддержка самозанятых», «Предакселерация», «Акселерация субъектов МСП» и «Цифровая платформа». Предыдущая версия была кардинально изменена в 2020 — 2021 годах, а паспорта федеральных проектов редактировались и в прошлом, и в этом годах».
В 2024 году завершается действие этого нацпроекта, и правительство еще в конце прошлого года запустило дискуссию о его результатах и перспективе.
Ключевым достижением предыдущих лет считается рост численности занятых в секторе, она достигла порядка 30 млн человек, хотя при формировании нацпроекта планировалось увеличить число занятых в МСП до 25 млн человек. По данным исследования агентства Finexpertiza, за прошлый год состав занятых в МСП вырос на 8,5%.
Тренд продолжился и в этом году. По расчетам Национального рейтингового агентства (НРА), в первом квартале 2024 года количество субъектов в реестре МСП выросло на 6% к уровню прошлого года. Правда, рост произошел за счет индивидуальных предпринимателей: их доля в общем числе субъектов МСП увеличилась с 62% до 64%.
Реестр субъектов МСП постоянно обновляется. На территории Урала и Западной Сибири на 10 апреля 2024 года наибольшее число субъектов малого и среднего предпринимательства действовало в Свердловской области (202 тысячи), Челябинской области (143 тысячи) и Башкирии (139 тысяч).
В Минэкономразвития РФ считают, что достичь таких результатов удалось благодаря концентрации на пяти направлениях: создание инвестиционного климата, налоговое регулирование, доступность финансирования, формирование спроса на продукцию, создание инфраструктуры в регионах.
Впрочем, и аналитики, и сами власти признают, что численный рост сектора обеспечен за счет развития института самозанятых.
Владимир Буев считает этот компонент суперэффективным: «На мой взгляд, это одно из немногих уникальных регуляторных решений за последние лет 25, которые максимально упростили жизнь самому низовому слою предпринимательского сектора экономики».
По наблюдениям Буева, в прежние годы были неоднократные попытки отрегулировать эту сферу: «Однако за несколько лет в самозанятые по всей России записалось всего несколько тысяч человек. После принятия Федерального закона по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» и распространения этого эксперимента на всю страну рост самозанятости в стране пошел галопическими скачками».
Сейчас общее число самозанятых перевалило через отметку в 10 млн человек. Владимир Буев связывает это с очевидными плюсами режима для этой категории предпринимателей: «Минимизирована отчетность, установлен небольшой налог на профдоход (6%, если продажа осуществлена юрлицу, и 4% — если физлицу). Оплата налога осуществляется через кабинет налогоплательщика в специальном приложении «Мой налог». Ограничения по видам деятельности, которыми могут заниматься люди, чтобы быть признанными самозанятыми, минимальны».
Правительству и депутатам, однако, не нравится, что этот режим нередко используется, чтобы спрятать фактически трудовые отношения и платить меньше налогов. Партия «Справедливая Россия — За правду» недавно предложила создать рабочую группу, которая скорректирует режим самозанятости. Глава кабмина Михаил Мишустин идею поддержал.
Льготные финансы
Второй видимый результат — рост доступности финансирования. Особенно заметно за это время в регионах продвинулся сервис предоставления гарантий по банковским кредитам. В этом убедился владелец челябинской компании «Техно Драйв» Александр Стародумов: «Мы занимаемся производством продукции в узких нишах для автомобильной промышленности: выпускаем прокладки, кольца, резинки. Банки требуют в залог недвижимость, а у нас ее нет. Поэтому нам очень помогает механизм поручительства, мы этой программой активно пользуемся», —рассказывал предприниматель на круглом столе, организованном журналом «Эксперт-Урал».
Тренд виден и по статистике выдач этого продукта. Так, Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства (СОФПП) по итогам прошлого года на 189% нарастил объемы предоставления поручительств, выдав их на сумму 16,6 млрд рублей.
За эти годы получили развитие многие направления господдержки, позволившие вовлечь в бизнес новые категории граждан. Так, основательница франшизы детских садов «Космо Кидс» Елена Мингова считает эффективной программу «Мама-предприниматель»: «Проект реализуется на базе центров «Мой бизнес» в 63 регионах страны. Считаю, что программы для отдельных групп МСП необходимо масштабировать и развивать в дальнейшем».
Довольно неплохо сработал также механизм льготного кредитования. Для этого были запущены две программы кредитования МСП — «1764» и «ПСК». Так, в программе «1764» участвуют порядка сотни банков, они выдают предпринимателям кредиты по льготной ставке, а государство компенсирует недополученную прибыль. По другой программе — «ПСК» малый и средний бизнес может получить льготный кредит на инвестиционные, оборотные цели и рефинансирование ранее полученных займов в нескольких десятках банков-партнеров.
Согласно данным Минэкономразвития, в рамках реализации Программы «1764» по итогам 10 месяцев 2023 года заключено 25 тысяч кредитных договоров на сумму 566 млрд рублей, что в 1,5 раза превысило объем кредитов по кредитным договорам, заключенным годом ранее.
«Вроде бы неплохие цифры — рассуждает Владимир Буев. — Однако в разрезе всего сектора — это капля в море. Что такое 25 тысяч договоров на фоне того, что субъектов МСП в России, не считая самозанятых, больше 6,5 миллиона?».
Вопрос доступности льготного финансирования, по всей видимости, все-таки требует обсуждения, несмотря на успехи в этом направлении. Предприниматели в регионах обращают внимание, к примеру, на сложности доступа к льготным кредитам при переходе бизнеса из категории малого в разряд среднего.
Больше эффектов
Поэтому Елена Мингова считает, что в дальнейшем необходимо сохранить меры, показавшие себя наиболее эффективно за период 2018 — 2024 годов, но выделить на них значительно больший бюджет: «Необходимо продолжать программы льготного кредитования, а также внедрить новые возможности для отдельных групп МСП: молодых предпринимателей, мам-предпринимательниц, самозанятых».
Директор Фонда «Наше будущее» Наталия Зверева полагает, что меры поддержки должны концентрироваться в отношении молодежных проектов: «Для них необходимо развивать грантовую поддержку и консультационные услуги. А вместо налоговых преференций, которые есть в большей части регионов, развивать имущественную поддержку, например льготную аренду или покупку помещения. Это даст стимул для развития субъектов МСП, тем более что инфраструктура в ряде городов уже создана, есть технопарки и коворкинговые центры».
О том, что у бизнеса есть проблемы с производственными помещениями, «Э-У» рассказал и сооснователь компании «Фабрика трогательных стендов» Станислав Березин: «Кроме того, для производственного сектора сейчас критичным фактором является горизонтальная кооперация, то есть наличие хороших подрядчиков и дефицит кадров».
Наталия Зверева считает, что следует более активно стимулировать развитие социального предпринимательства, расширив это понятие: «К этой категории нужно относить не только непосредственно социальный бизнес, но и тех, кто занимается вопросами экологии. Раздельный сбор мусора, переработка отходов, на мой взгляд, относятся к категории важных общественных задач».
По мнению Наталии Зверевой, следует также усилить меры поддержки экспорта: «А уже на следующем этапе стоит подумать, каким образом помочь малому бизнесу стать средним».
А по мнению Владимира Буева, на перспективу стоит оставить в нацпроекте ограниченное число компонентов: «Это субсидирование банковских процентных ставок и поддержка инновационного сектора. Хотя это уже больше сфера компетенции секторальных и отраслевых программ. Еще одно важное направление — цифровизация. Этот компонент может быть вписан в национальную систему цифровизации и с ней увязан».
При этом эксперт полагает, что важно также во все меры поддержки включать не только производственные компании, но и предприятия, оказывающие и выполняющие высокотехнологичные услуги и работы: промышленные, инжиниринговые, проектные.
Окончательно контуры нового национального проекта еще не сформированы. Сейчас в целом идет работа по структурированию и денежному наполнению нацпроектов, действие которых завершается в этом году. Но целевой ориентир президентом озвучен в послании Федеральному собранию: «К 2030 году темп роста дохода компаний в расчете на одного сотрудника должен быть выше темпа роста ВВП».
По мнению экспертов, этот показатель может стать целевым для профильного проекта.
Буквально на днях стало известно, что, возможно, появится новый национальный проект, объединяющий два действующих — «Развитие малого и среднего предпринимательства и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и «Производительность труда». Как рассказал «Ведомостям» пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, оба направления — МСП и производительность — глубоко взаимосвязаны и должны развиваться в едином управленческом контуре. При этом, по его словам, независимо от будущей конфигурации ключевые меры поддержки малого и среднего бизнеса в рамках действующих нацпроектов будут сохранены. Но окончательное решение озвучит президент.