Теневая реакция бизнеса
Эксперты: Буев Владимир Викторович, Шестоперов Олег Михайлович
Доля "черного" нала на малых предприятиях за четыре последних года снизилась с 41 до 28 процентов.
Сегодня начинается налоговая амнистия. Она должна помочь сократить хождение в стране "черного" нала. Что очень важно, поскольку именно он питает теневую экономику. А она — как машина на холостом ходу. Деньги, которые проходят через нее, используются неэффективно, уводятся от налогов и, стало быть, усугубляют проблемы пенсионеров и бюджетников, не повышают благосостояние страны. Эти финансовые обороты свидетельствуют о хищническом отношении к ресурсам.
Для определения объема теневой экономики обычно используют две оценки. Например, по данным МВД, она достигает примерно 40 процентов ВВП. Я не очень им доверяю, хотя, безусловно, это ведомство располагает большой информацией. Но ее еще надо уметь обработать и главное, сохранять объективность. Есть оценка Росстата. Она делается вместе с международными экспертами по программе изучения ненаблюдаемой экономики. Их результат — 25 процентов ВВП. Я думаю, что истинная величина находится где-то между этими двумя показателями: 30 процентов объема всей экономики страны. Но при этом надо учесть, что высокие цены на нефть завышают долю добывающих отраслей. Если бы мы взяли сопоставимые цены, предположим, 2000 года, то получили бы более точную оценку.
Экономисты Владимир Буев и Олег Шестоперов из Национального института системных исследований проблем предпринимательства завершают очередной годовой доклад. Они много лет занимаются исследованием малого бизнеса. Преимущество их аналитической работы в том, что, во-первых, они проводят ее в течение длительного времени и можно наблюдать динамику на одном круге предприятий. Во-вторых, речь идет о малом бизнесе. Крупные предприятия тесно связаны с государством, и от их руководителей практически невозможно добиться искренних ответов на те вопросы, которые задают исследователи. И задают они весьма острые вопросы. Например: "Какая доля "черного" нала в объеме реализации вашей продукции? Каковы источники его получения, на какие цели он расходуется?" У меня есть последние данные Владимира Буева и Олега Шестоперова (они еще не опубликованы), которые относятся к 2006 году и где есть динамика с 2002 года. Я доверяю их исследованиям. И мне представляется, что эти цифры, хотя они не относятся ко всей экономике, достаточно достоверны.
Так вот, объем "черного" нала на исследуемых предприятиях, то есть можно сказать теневой экономики, в среднем составляет сейчас около 41 процента от объема реализации против 45 процентов в 2002 году. Причем не на всех предприятиях эта цифра одинаковая: она больше в маленьких фирмах и меньше — в больших. С учетом размера предприятий доля "черного" нала с 2002 года снизилась с 41 до 28 процентов.
Откуда эти деньги? Первый их источник — это теневой выпуск продукции, то, что в советские времена называли "делать налево". Это довольно значительная доля, но с годами она уменьшается. Если в 2002 году она составляла 23,6 процента "черного" нала, то в прошлом году — существенно меньше, 16 процентов. Второй источник — обналичка. В данном случае речь идет об отмывании денег. Например, вы делаете заказ какой-то фирме. Она соглашается за получение заказа заплатить часть денег консультантам, связанным с вами. Через них деньги частично вернутся к вам. Услуги оплачены, формальные признаки сделки существуют, но деньги ушли налево, и они на самом деле представляют собой теневую экономику. Люди постоянно совершенствуют методы увода денег и их легализации. С 2002 года объем теневой реализации, как я уже говорил, довольно сильно сократился, а объем обналички даже возрос.
Теперь — куда эти деньги уходят. Конечно, можно себе представить так, что они просто присваиваются владельцами, то есть уводятся от налогообложения. Это было бы еще не так плохо, если бы действительно было только так. На самом деле есть целый ряд расходов, которые могут быть покрыты только таким образом. Примерно 30 процентов заработной платы как платили, так и платят в конвертах. В 2002 году таким образом в стране выдавали 31 процент зарплаты, сейчас — 32 процента. Затем аренда помещений. Надо иметь в виду, что большая часть малого бизнеса работает в нежилых помещениях, которые не принадлежат предпринимателям. Они арендуются либо у муниципалитета, либо у кого-то еще. Арендные договора заключаются таким образом: сумма в контракте проставляется одна, а уплачивается реально другая. Разница — "черный" нал. С поставщиками проводят такие же расчеты, но в меньшем объеме, чем с арендаторами. За аренду теневые платежи составляют 33,7 процента (в 2002 году было 36,4 процента), поставщикам — 31,1 процента (было — 27,5 процента). Имеются еще две статьи расходов по "черному" налу, которые особенно чувствительны. Это неформальные платежи: взятки и оплата услуг криминальной крыши. Суммы довольно значительные. И хотя общие объемы всех этих платежей несколько сокращаются, но в целом все-таки явление остается и представляет собой достаточно грозный масштаб.
Корни теневой экономики в России тянутся еще из плановой экономики. Без нее советское хозяйство не могло существовать, поскольку надо было затыкать постоянно образующиеся дыры. Потом накопленные навыки получили распространение с началом реформ, когда появилась экономическая свобода. И теневая экономика существенно распухла, особенно в период ослабления государства. Сейчас ситуация шаг за шагом меняется. Но очень медленно, чему тоже есть свои причины. Прежде всего значительная часть предприятий находится в плохом экономическом, финансовом положении. И вина здесь не государства, не милиции или еще кого-то. Просто многие собственники оказались плохими хозяйственниками и могут выжить только в том случае, если не платят налоги и скрывают деньги.
Что касается других проблем, то это, безусловно, коррупция. Для широкого круга руководителей предприятий существует необходимость "проплачивать" те или иные операции, если они имеют дело с государственными органами, например, получение земли для застройки и т. д. Это очень высокий барьер для нашего бизнеса, и он с каждым годом становится все выше. Есть и другие причины, которые питают теневую экономику. И должен сказать, что все они устранимы. Надо иметь терпение и понимать природу бизнеса. Он не приемлет слишком резких действий, особенно когда речь идет о защите прав собственности. Значительная часть теневой экономики — это способы защиты собственности. Можно сколько угодно спорить о том, насколько легально приобретена сама собственность, но если вы хотите, чтобы у вас была нормально, эффективно работающая рыночная экономика, то вы обязаны обеспечить очень хорошую защиту прав собственности и выполнение контрактов. Иначе в рыночной экономике всегда будут возникать нарывы, злокачественные образования, которые могут препятствовать ее развитию. А теневая экономика — это, может быть, одна из самых больших таких опухолей.