Льготные ставки аренды торговых площадей в Москве признали неэффективными. "Российская газета"
В Москве в среднем вдвое увеличены льготные ставки городской аренды.
- Такого рода программа действовала в столице более девяти лет, на конец минувшего года городом было заключено 9,1 тысячи льготных договоров с 7,5 тысячами бизнес-структур, сообщили вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Владимир Буев и руководитель проектов института Алексей Никитченко, которых "РГ" попросила прокомментировать ситуацию.
По имеющимся у нас данным, на ноябрь 2012 года московскими властями на льготных условиях было сдано 1,8 млн кв. метров недвижимости (37 процентов от всех сдаваемых городом площадей и менее 6 процентов всего рынка аренды нежилых помещений Москвы). На то время средняя арендуемая площадь составляла около 200 кв.м. При этом поступления в городской бюджет от льготников исчислялись в 3,2 млрд. руб. в год. При ставке льготной аренды - 1800 руб. в год за кв. м город ежегодно недополучал примерно 8,3 млрд. рублей, поскольку льготная и среднерыночная ставки аренды существенно разнились - от 3 до 9 раз. По мнению чиновников, часть арендаторов, получив помещение по льготной ставке, сдавала его в субаренду уже по рыночной цене, что и настроило власти города против такого рода льгот.
Но дело не только в этом. В списке льготников преобладали торговые и офисные помещения, а вот доля "бытовки", производства, мастерских, медицины, для которых подобные преференции прежде всего и задумывались, была намного ниже. Среди льготников присутствовали даже банки, ломбарды, игорные заведения, социальная значимость которых весьма сомнительна.
Но для нас самым интересным было другое. НИСИПП провел широкую сеть опросов и экспертных интервью как среди представителей малого бизнеса, так и потребителей его товаров и услуг. Выяснилось, что большая часть покупателей не почувствовала каких-то плюсов (более низкие цены, лучшее качество и т.д.). Причем сами поставщики тоже признали, что льготы по аренде на цену продукции не влияют. У 83 процентов респондентов после заключения договора аренды на льготных условиях ценовая политика не изменилась.
63 процента малых и средних предприятий констатировали: с получением льготы их конкурентоспособность не возросла. Больше того, у 52 процентов "списочников" со стажем более 9 лет сложилась менее эффективная экономика, чем в среднем по рынку.
Любопытно, что 73 процента структур, не являющихся получателями имущественной поддержки, признались, что даже не знали о существовании таковой в сфере арендных отношений.
Не обошли вниманием опрошенные и некоторые странности проведения аукционов. Например, такую: в процессе аукциона порой фигурировала ставка выше рыночной, но компания-победитель такую ставку не платила.
Что касается подозрений властей насчет левых доходов от льготы, то они во многих случаях небеспочвенны. Хотя по официальным данным количество нарушений, касающихся целевого использования помещений, не превышает 3,8 процента, глубинные интервью представителей общественных организаций и риэлторов дают основания считать, что 30-50 процентов предприятий сдают арендуемые помещения в субаренду. То есть льготные метры "гуляют по рынку" отнюдь не по льготной ставке, а маржу получают те, кто когда-то первым оказался у кассы.
Так что надо еще подумать, в какой мере нужна экономике такая льгота. И если решили выравнивать условия предпринимательской деятельности для разных бизнесов, то очевидно, что делать это надо постепенно, без решений "раз и навсегда".