Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка
 

Буев Владимир Викторович

Предприниматели против очередного репрессивного закона в РФ.

Представители бизнеса надеются лишь на то, что законопроект удастся изменить до его принятия

МОСКВА, 14 июля 2015, 13:26 — REGNUM Разработанный Минэкономики проект закона «О федеральном, региональном и муниципальном контроле в РФ» до сих пор не согласован с основным объектом контроля — бизнесом, который отзывается о законопроекте негативно.

Так, по замечанию вице-президента национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимира Буева, это уже третья версия закона, связанного с регуляцией контрольно-надзорной деятельности в России. «Первый закон был принят в 2001 году и затрагивал фактически только федеральный контроль и надзор. Второй был принят в конце 2008, впоследствии он неоднократно изменялся и дополнялся. За время его действия из-под него удалось „вынырнуть“ практически всем контрольно-надзорным органам, обосновавшим и „доказавшим“ свою уникальность и необходимость особенностей контрольно-надзорной деятельности именно в их сферах», — пояснил Буев корреспонденту ИА REGNUM.

Эксперт также заметил, что первые два закона так и назывались: «О защите прав юрлиц и ИП», новый же закон уже в самом названии слова «защита» не содержит. «Хотя суть всех законов, и обсуждаемого законопроекта в том числе — упорядочение деятельности контрольно-надзорных органов. Задуманная суть законопроекта — рискоориентированный подход к любому контролю или надзору. Чем выше риск определенной предпринимательской деятельности для потребителя и вообще для внешней среды, тем сильнее контроль. Минимальный риск — минимальный контроль», — отметил он.

Владимир Буев обратил внимание на детали законопроекта. «Обсуждаемый законопроект по объему самый большой, если сравнивать с предыдущими двумя законами. Он писался в тиши кабинетов больше года, испытав на себе все прелести бюрократического влияния, пока не появился на публике после одной из речей президента в конце прошлого года. Прочитать сотни страниц и дать квалифицированную оценку имеют возможность далеко не все. Чтобы понять, как прямо или „криво“ будет работать та или другая норма, нужна масса экспертов. „Отловить“ все скрытые механизмы зачастую невозможно, известна сложившаяся практика, что сразу после принятия какого-то скандального или затрагивающего серьезные интересы закона, в него чуть ли не на следующий день начинают вносить изменения и дополнения. Эксперты Титова и бизнес-объединений ряд таких „зашитых“ норм, которые будут работать против бизнеса, уже выявили. Понятно, что именно поэтому бизнес напрягает: зачастую лучше проверенное старое, с которым уже знаешь, как „бороться“, чем совершенно непонятное пока новое. Вообще чем больше и дольше обсуждается закон до его принятия, тем лучше — есть возможность минимизировать риски загодя», — пояснил эксперт.

Председатель Всероссийского движения «За честный рынок» Илья Хандриков назвал новый законопроект «законом из прошлого». «Несмотря на то, что все составные части в нем консолидированы, честно сказать, надо идти другим путем. Сегодня в России стараются ввести ограничения для бизнеса: вместо того, чтобы давать ему полномочия, системно развивать общественную структуру предпринимательства, ужесточают действия министерств и ведомств», — заявил он корреспонденту ИА REGNUM.

По мнению Хандрикова, в законопроекте многое вызывает обеспокоенность. «Вместо того, чтобы дать возможность нормально трудиться, мы упорядочиваем огромное количество функций министерств и ведомств в их взаимоотношениях с бизнесом», — отметил он, впрочем, обратив внимание на то, что в подготовленном для Госсовета докладе указывалось, что за год ведомства делают до 22 тысяч разных изменений в законодательные акты. «В этой связи, какой бы закон не был принят, он может измениться. На закон «О защите прав предпринимателей» уже через полгода начались наезды от министерств и ведомств, которые стали его регулировать. Можно законопроект сделать неплохим, но начиная со второго чтения в Госдуме, он может поменять свою ориентацию от относительно безопасного на абсолютно опасный, а потом, через полгода, от него вообще останутся рожки да ножки, как произошло с законом «О защите прав предпринимателей», который сдулся на 25−35% по своей эффективности.

Напомним, как сообщил 14 июля «Коммерсантъ» бизнес-омбудсмен Борис Титов назвал проект закона о контроле и надзоре недоработанным, носящим «репрессивный характер» и не гарантирующим защиту предпринимателей при проведении проверок. По словам Титова, предложения представителей бизнеса не были учтены Минэкономики при разработке проекта закона «О федеральном, региональном и муниципальном контроле в РФ». Основные претензии бизнеса — к отсутствию гарантий защиты от неправомерных проверок. Кроме того, в проекте ограничен список «грубых нарушений» самих контролеров, которые могут быть поводом для защиты предпринимателей, а создание системы контроля и надзора предполагает принятие около 60 дополнительных актов. Экспертный совет при правительстве совместно с представителями бизнес-сообщества рекомендовали доработать законопроект, повторно его рассмотрят 27 июля.
 
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости