Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка
 

Володин Владимир Борисович

Поддержка бизнеса – с каждым днём всё больше.

30 июня Президент России Владимир Путин подписал закон, вроде бы, облегчающий требования для признания предприятий субъектами малого и среднего бизнеса.
Законом увеличивается порог участия иностранных юрлиц, а также российских юрлиц, не являющихся субъектами малого и среднего бизнеса, в уставном (складочном) капитале малых и средних предприятий с нынешних 25% до 49%.

Также предусматривается наделение статусом субъекта малого и среднего предпринимательства организаций, получивших статус участников исследовательских проектов фонда «Сколково» (видимо, им всё ещё мало привилегий). Касается это и юридических лиц, доля участия в уставном (складочном) капитале которых включена в состав общего имущества инвестиционного товарищества.

Кроме того, увеличивается с трех до пяти лет минимальный срок рассрочки оплаты имущества, приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации преимущественного права выкупа такого имущества.

Наконец, ещё одной нормой предусматривается создание заранее разрекламированной федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства. Основными задачами корпорации станет оказание финансовой, инфраструктурной, имущественной, юридической, методологической поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также привлечение денежных средств российских, иностранных, международных организаций. Честно говоря, автор этих строк особенно верит в старания корпорации по выполнению последней задачи. Причём, зная, как действуют уже существующие госкорпорации (только что начато уголовное дело против менеджеров РОСНАНО), можно легко догадаться, как это будет и чем кончится.

Однако, пока чиновники раздумывают, как ловчее выполнить новый закон, в действие вступили совсем друге правила.

С 1-го июля, согласно принятому Мосгордумой закону «О торговом сборе», в столице с предпринимателей, занимающихся оптовой и розничной торговлей, начнут взимать очередной новый налог, средства от которого будут поступать в московский бюджет.

Для объектов стационарной и нестационарной торговли без торгового зала, расположенных в ЦАО, он составит 324 тыс. руб. в год, в других районах — 162 тыс. руб. в год. Владельцы объектов стационарной торговли с торговым залом до 50 кв. м должны будут каждый год платить 120 тыс. руб. Московское руководство уверяет, что таким образом оно выведет из тени столичных предпринимателей (по оценкам экспертов, - это половина столичного бизнеса). Предприниматели и независимые эксперты с мнением московских властей почему-то не согласны. Они считают, что от торгового сбора пострадают, прежде всего, добросовестные предприниматели. В качестве первых жертв называли киоски по продаже газет и журналов, для которых дополнительный налог размером в 120 тыс. руб. в год неподъемен. Наиболее удачно расположенные газетные киоски имеют ежемесячную доходность в 200–250 тыс. руб. Все объекты, которые имеют оборот ниже, чем 150 тыс. руб. в месяц, а их от 50% до 70%, обречены.

Даже министерство промышленности и торговли выступило за то, чтобы освободить киоски по продаже прессы от торгового сбора и, кажется, было услышано столичными чиновниками. Киоски по продаже прессы, а заодно нестационарные объекты, оказывающие бытовые услуги, торговля в кинотеатрах, музеях и театрах от торгового сбора были освобождены. Однако эксперты уверены, что из-за нового налога с финансовыми проблемами столкнутся в равной степени все виды торгового бизнеса. «В целом новый закон означает, что о равномерном росте ритейла в России можно забыть», — предположил в беседе с журналистом «Московского Комсомольца» директор аналитического департамента ИК «Golden Hills-КапиталЪ АМ» Михаил Крылов.

А отвечавший на вопросы «Ведомостей» эксперт комиссии по мелкорозничной торговле московского отделения «Опоры России» Сергей Ребров (представляющий, между прочим, исключительно лояльное власти предпринимательское объединение) оказался ещё категоричнее. «Прибыль небольшого торгового объекта в Москве исчисляется десятками тысяч рублей в месяц – речь идет о небольших палатках с овощами, павильонах, -сказал он, - магазинах шаговой доступности. Торговый сбор для таких объектов составит до 81 000 руб. в квартал. Если брать упрощенную систему налогообложения (15% доходов минус расходы), которую используют многие продавцы, то получается, что небольшой киоск с хлебом в центре Москвы должен приносить прибыль около 500 000 руб. в квартал. Безусловно, есть предприятия с такими параметрами, но их меньшинство». У самого Реброва было несколько хлебных магазинов, аренда закончилась этой весной, и участвовать в новых аукционах московской мэрии он не планирует: «Я торговый сбор не потяну».

Разумеется, торговцы могут попробовать поднять цены. Для покрытия нового сбора, как считают в Московской ассоциации предпринимателей, необходимо повысить стоимость товаров на 17%, а услуг — на 50%. Но как это сделать, когда спрос падает и без этого – на дворе ведь кризис, как бы его ни отрицали представители власти. Рост цен – прямой путь к банкротству небольших фирм. Единственный выход для тех, кто не хочет закрыться, - уйти в ту самую тень, откуда их якобы должен вывести торговый сбор. И не спасёт даже то, что этот сбор торговцы смогут зачесть его при уплате региональной части налога на прибыль. Это – не для малого бизнеса. При этом уже высказано, с моей точки зрения, очень прозорливое мнение: «Главное, чтобы не сложилась ситуация, в которой Москва соберет меньше денег, чем рассчитывала, и повысит сбор для добросовестных игроков, при том, что теневой бизнес останется в тени».

Вот крупных ритейлеров торговый сбор пока не беспокоит: он не превысит для них налог на прибыль. Видимо, поэтому столичные чиновники предлагают ввести для торговых центров, расположенных у МКАД, ещё один сбор. В правительстве Москвы обсуждают варианты введения сбора с торговых объектов за подъезды к ним с МКАД. Об этом в интервью m24.ru признался первый заместитель руководителя департамента развития новых территорий Валерий Шкуров. Рассматривается идея о том, что владелец торгового центра будет платить за количество машин, приехавших к нему по МКАД.

«Мы же платим по счетчику за воду, которую потребляем, аналогично торговый центр «потребляет» покупателей, которые подъезжают к нему. От них зависит его прибыль», – пояснил чиновник. Логика просто потрясающая. Видимо, недалёк час, когда в столичной мэрии поймут, что предприниматели (как, впрочем, и все остальные граждане) дышат, потребляя московский воздух. Ох, и что тогда будет! Какие замечательные налоговые идеи могут зародиться в чиновничьих головах.

Впрочем, почему мы всё о Москве? Первый зампред комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Михаил Дегтярев (ЛДПР) предлагает дополнить Налоговый кодекс положением, вводящим новый вид налога для заведений общественного питания. Сумма сбора должна зависеть от площади пунктов питания — не более 183 рублей за квадратный метр для организаций с залом для посетителей. Для общепита без зала обслуживания клиентов предлагается установить верхнюю планку сбора в 550 рублей за 1 кв. м. Принятие нового налога, оказывается, позволит увеличить доходы местных бюджетов, которые будут потрачены на уборку улиц. Видимо, доходов от существующих налогов на это хватать перестало.

Говоря об отношениях различных уровней власти к малому и среднему бизнесу, стоит обратиться мнению калининградского предпринимателя Игоря Каганцева: «Малого и среднего бизнеса, который был бы удобен властям, не существует». И чем ближе чиновник по своему уровню к малым и средним предпринимателям, тем он лучше понимает правдивость этого заявления.

«Сегодня чиновники больше отчитываются о якобы оказанной поддержке бизнесу, чем реально помогают», - заявляет Каганцев. Мы же от себя добавим: а частенько и просто убивают бизнес. На этом и остановимся.
 
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости