Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка
 

Смирнов Николай Валериевич

Николай Смирнов, заместитель директора НИСИПП. Коррупция процветает, поскольку выполнить все установленные правила бизнес не может

О том, как влияет на российское предпринимательство запредельная коррупция, что способствует ее росту, почему в наших законах, как правило, есть коррупционная составляющая, мы беседуем с Николаем Смирновым.

- Николай! Любые экономические реформы у нас в стране необходимо начинать с борьбы с коррупцией. О крупном бизнесе говорить не приходится – там такие коррупционные издержки, какие нам не снились, и представить этого себе мы не можем. А малый бизнес, средний бизнес, с которыми мы лучше знакомы, в большинстве своем вынуждены регулярно куда-нибудь сколько-нибудь «заносить».

- С этим я полностью согласен.

- Тогда вопрос: что с этим можно сделать? Как снизить ставший у нас просто катастрофическим уровень коррупции? ».

- Чтобы что-то делать, как нас учит экономическая теория, нужно сначала понять, в чем собственно состоит проблема.
Раньше мы думали, что проблема малого и среднего бизнеса в том, что существует такого вот уровня коррупция. Она создает малому и среднему бизнесу, вынужденному оплачивать коррупционные услуги, серьезные дополнительные издержки. Эти издержки помогали преодолевать некие административные барьеры.
Сейчас так считать не получается: правила, согласно которым вынужден функционировать наш малый и средний бизнес, сегодня таковы, что если не пользоваться коррупционными услугами, этот сектор экономики может просто встать. Функционировать он не сможет.

- Парадоксальные вещи Вы говорите, Николай Валерьевич. ».

- Да все очень просто: всем требованиям, которым сейчас должен соответствовать предприниматель, он соответствовать физически не может. Несмотря на все благие начинания, которые были заявлены в рамках административной реформы и в рамках смежных с ней реформ, нацеленные на облегчение функционирования малого бизнеса, на дерегулирование экономики, мы получили очень печальный результат. Совокупность существующих правил не улучшило по большому счету ни вход на рынок, ни работу на рынке, а в целом ряде случаев даже ухудшило ситуацию.
Последние меры, которые предпринимались правительством мы прекрасно заем и помним: это и повышение страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, результатом которого стал уход более полумиллиона…

- Сейчас называют цифру 700 тысяч. ».

- Ну вот, официально закрыли свое дело 700 тысяч индивидуальных предпринимателей. Плюс были проведены разные реформы, которые тоже повышают риски предпринимательства. А в итоге сегодня честно заниматься малым бизнесом очень сложно, если не сказать – невозможно.
Я регулярно общаюсь с предпринимателями, и практически все мои собеседники признавались: да, приходилось «решать» проблемы, поскольку другого выхода не было. Если ты хочешь заниматься своим делом, то приходится пользоваться коррупционными услугами, иначе можно дело закрывать.
Именно таким образом и выстраиваются коррупционные отношения между бизнесом и представителями власти, а также между разными представителями самого бизнеса. И эти отношения построены на взаимной выгоде, а часто просто помогают предпринимателю выжить. Ведь, если честно и досконально контролировать выполнение всех установленных требований, то 700 тысяч закрывшихся малых предприятий могут показаться не слишком большой и серьезной цифрой. Это будет лишь начало конца. Практика показала нам, что сейчас происходит на таможне в отношении украинских товаров – там сотрудники досконально, согласно инструкциям, выполняют все предписания. В результате это просто останавливает процесс растаможки товаров, и она становится невыполнимой.
Точно также может случиться и со всем остальным бизнесом, если начать четко требовать исполнения всех решений и постановлений, принимавшихся в последнее время. К тому же, если же исполнять все эти требования, то не хватит времени на жизнь.

- Когда-то давно, когда у нас еще был клуб предпринимателей, на его заседании однажды выступала Ирина Хакамада, в то время возглавлявшая Государственный комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства. И среди всего прочего она заявила, что государственным органам, правоохранительным органам и так далее выгоден бизнес, находящийся в тени. Он вынужден их постоянно кормить. Поэтому делается все для того, чтобы малый бизнес уходил в тень, а кормление чиновников, правоохранителей и так далее было бы ему выгоднее, чем работа «по-белому». ».

- Так и теперь события развиваются по тому же сценарию. Причем это касается не только бизнеса, но и других сфер нашей жизни. У нас нормальные правовые отношения заменяются коррупционными, поскольку эти правовые отношения становятся слишком дорогими.

- Но тогда с коррупцией надо бороться, хотя бы не давая создавать помогающие ее развитию законодательные акты. ».

- У нас считается, что коррупцию можно выявить на ранней стадии – подготовки проекта законодательного акта. А то, что акт может быть идеален с юридической точки зрения, но вместе с тем сопровождаться возникновением или укреплением коррупционных рынков, или других форм коррупции (например, возникновение новых коррупционных иерархических структур) игнорируется или не признается.
У нас выдерживается идеология, что коррупция – это лишь следствие определенных коррупционных факторов. А это не так: наличие коррупционных факторов в том или ином правовом акте является не причиной, а следствием существования коррупции в структурах, которые этот акт готовят.
Увы, но коррупция у нас встроена в нормотворческую деятельность. Коррупционные рынки существуют, и нормотворчество зачастую способствует их развитию. Нужен набор совсем иных мер.

Беседовал Владимир Володин

 
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости