Николай Смирнов, заместитель генерального директора НИСИПП. ЖКХ – с коррупцией в центре
Эксперты: Смирнов Николай Валериевич
В обнародованном этой весной национальном антикоррупционном плане отдельное внимание уделено сфере ЖКХ. Думается, это мало кого удивило: данную отрасль отечественной экономики постоянно сотрясают скандалы, в том числе и коррупционные.
- Николай, почему правительство вынуждено, говоря о борьбе с коррупцией, уделять сфере ЖКХ особое внимание?
- Что я могу сказать, если в ЖКХ построили систему с товариществами собственников жилья и управляющими компаниями, воздействовать на которые можно только через региональную администрацию, когда в Жилищном кодексе прописывается такое количество барьеров для того, чтобы сменить проходимца в управлении на более-менее честного, порядочного и трудолюбивого человека было практически невозможно. Достойных людей у нас иногда показывают по телевидению, я сам видел только трех человек, которые в сфере ЖКХ добились хороших результатов: и жильцы довольны, и недорого. Конечно, по стране их гораздо больше, но я видел только троих. И в общем числе ТСЖ это – капля в море.
Новым национальным планом противодействия коррупции Правительству поручено проанализировать коррупционные риски в ЖКХ аж к сентябрю 2015 года. Это при том, что вся коррупция в сфере ЖКХ закреплена процедурно в Жилищном кодексе и коррупционные положения в него вносятся Думой с периодичностью в 2-3 месяца. Бери Жилищный кодекс – и борись с коррупцией в ЖКХ. Пропишите четко в Жилищном кодексе, что нужно сделать жильцам, чтобы сменить плохого жилищного управленца хорошим, и уровень коррупции сразу упадет. Сейчас процедура настроена так, что нужно подловить ТСЖ на серьезном нарушении закона, чтобы обратиться к чиновнику за помощью. Требуется масса усилий с неопределенным результатом. При этом жильцу-то от ТСЖ нужна не законность, а качественные услуги и желательно подешевле. А у нас качество подменяется законностью, которая обеспечивается банальным коррупционным сговором.
Простой рыночный пример: вы идете на рынок купить картошку. Вам не нравится товар, и вы хотите купить товар по-лучше. А вам администрация говорит: но ведь продавец делает все по закону, и вообще хороший человек, вот если вы его подловите на чем-нибудь вопиюще противозаконном, тогда мы на его место поставим другого хорошего человека, и если его картошка вам тоже не понравится, вы знаете, что нужно делать. Это административный путь, по которому развивается наше ЖКХ. А вот другой путь, цивилизованный: вы просто отказываетесь покупать у этого продавца и идете к другому – хорошему не с точки зрения чиновника, а с вашей точки зрения. В результате, плохая картошка, продавцы и рынки становятся значительно лучше, а те, что не становятся, исчезают сами собой. С ТСЖ, конечно, сложнее, чем с картошкой, поскольку отношения более долгосрочные и нужно коллективное решение. Но проблему можно решить только за счет облегчения жильцам отказа от некачественных услуг и переключения на качественные. И не путать качество с законностью.
- Николай, тут не стоит забывать один важный момент: ТСЖ задумывались, как органы домового самоуправления, где руководство избирается самими жильцами. А в основном они в итоге были созданы местной властью со всеми вытекающими последствиями.
- В том-то и дело. Возвращаясь к нашему примеру с картошкой, можно представить ситуацию, когда вам говорят: по кодексу к другому продавцу идти просто так нельзя, вы минимум пять лет должны покупать картошку только у этого продавца. А хотите перейти к другому – раз в пять лет есть специальный Юрьев день, в который вы должны успеть оформить официально свое желание перейти к другому продавцу, плюс вы должны заручиться согласием всех остальных жильцов.
- А, как минимум, части этих жильцов не хочется ни во что такое лезть.
- Более того, часть из них вообще в этом доме не живет, а сдает свои квартиры. И живут здесь квартиросъемщики, не имеющие права голоса. Так что сменить продавца вам лично не удастся.
- Хорошо еще, что в реальной жизни нет таких проблем с картошкой. Но, увы, они есть в сфере ЖКХ, а здесь все еще сложнее.
- Вот тут, я думаю, надо сказать, что есть такая специально созданная структура, которая называется Госжилинспекция. Она имеет право отругать плохого продавца, и он, может быть, одумается и начнет продавать вам качественный товар – это первый вариант, или додумается подружиться с Госжилинспекцией. Тогда эти друзья будут собирать с вас денежки, чтобы дружить было не скучно.
- Известный американский экономист Джеффри Сакс как-то заметил, что передача бизнесу обязанностей по предоставлению общественно необходимых услуг «равносильна превращению государственной монополии в монополию частную, при которой нет конкуренции в качестве услуг». А ведь у нас с ЖКХ получилось именно так.
При этом государство пытается изображать общий контроль. Сейчас же министерство целое возникло.
- Да, у нас есть министерство, которое дает замечательные разъяснения по поводу установления тарифов на услуги ЖКХ. Оно рекомендует ТСЖ и управляющим компаниям не занижать тарифы и ни в коем случае не устанавливать их на уровне минимальных норм. Как пишут чиновники министерства, это может привести к согласованной ценовой политике, что противоречит закону о защите конкуренции. Вот такая интересная интерпретация этого закона.
Все в мире понимают, что конкуренция нацелена как раз на то, чтобы цены снижались, а качество росло. А у нас чиновники считают, что, если цены снижаются, то это плохо и идет вразрез с политикой защиты конкуренции. Это можно понять, если они с этой цены что-то имеют. Кстати, по мнению министра, основная проблема ЖКХ в неплательщиках. То есть государственный подход состоит в том, чтобы из неплательщиков или немного-плательщиков сделать максимально-плательщиков. Над этим, кстати, многие министерства трудятся, и монополии здесь нет. В западной экономической науке придумана даже модель про так называемых «стационарного и кочующих бандитов» (модель Макгира-Олсона). Стационарный бандит заинтересован в сохранении плательщиков, чтобы они могли подольше платить, а кочующие бандиты хотят урвать сразу побольше, чтобы конкурентам не досталось. Вот у нас ближе ко второй ситуации, к сожалению.
Но это – для понимания, что творится в головах людей, занимающихся по должности проблемами ЖКХ. Как и с чем тут бороться?
- Около года назад, когда публичное обсуждение проблем ЖКХ достигло апогея, экономист Никита Кричевский написал большую статью в «Московском комсомольце», где в частности утверждал: « Президент и правительство находятся во власти корпоративных лоббистов и окопавшихся на всех уровнях коррупционеров, озабоченных лишь пополнением собственных карманов да удовлетворением снявших их как проституток олигархов. Лучший способ заработка — обложение данью всего общества — во всей красе проявился в сфере ЖКХ. Расчет безошибочный: отказаться от многих продуктов питания, ширпотреба, бытовой техники с натяжкой, но можно, а от воды, тепла, электричества — никогда. Бразды правления в «коммуналке» переданы тем, кто предложил за них наибольшую цену.
Нынешний коммунальный коллапс сопровождается унизительной утратой государством главенствующей позиции во взаимоотношениях с дельцами».
- Не вижу принципиальной разницы в том, кто кого захватил в коррупционные объятия: государство бизнес или наоборот. С точки зрения плательщиков. Вот с июля теперь дополнительно нужно оплачивать услуги по капитальному ремонту – в Подмосковье это порядка пятисот рублей в месяц. Наверное, друзьям по ЖКХ понадобилось. Считается, что раз коррупция, то значит скрытно. В ЖКХ – ничего подобного. В Думе сейчас даже лежит законопроект о ГИС ЖКХ, принятый в первом чтении. Так что 400 относительно честных способов отъема денег у населения будут теперь доступны чиновникам всех регионов и муниципалитетов на едином портале. Если кто-то недобрал по незнанию, теперь сможет компенсировать.
Я думаю, что заработал новый национальный план противодействия коррупции. В нем предусмотрено создание атмосферы нетерпимого отношения к проявлениям коррупции. Работает весьма эффективно.