Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка
 

Чепуренко Александр Юльевич

Частное предпринимательство и политика в отношении предпринимательства в России

(Тезисы по материалам статьи к выступлению
на семинаре Института предприятий и рынков)
  1. Опыт развития частного (= малого и среднего, не корпоративного) предпринимательства в России учит, что он ничему не учит. Разные люди и организации, сменяя друг друга, повторяют одни и те же рецепты на протяжении примерно 20 лет. Почему рецепты «не помогают»? 2 возможных ответа: либо лечат не того больного, либо не от той болезни.
  2. Недопонимание внутренних условий и ограничений развития, слабое знание новейшей зарубежной литературы.
  3. В каких условиях формируется динамичное инновационное предпринимательство? (Социо-культурные паттерны)
  4.  
    1 вариант:
    - англо-саксонская традиция права,
    - господство принципов индивидуализма,
    - низкая дистанция власти,
    - низкий порог боязни риска в обществе,
    - хорошо функционирующая система институтов рынка
    - сравнительно хорошо образованное население.

    2 вариант:
    - страны со сравнительно поздним, но бурным развитием рыночной экономики,
    - с высоким уважением к традициям и статусу ремесла,
    - с укорененными в обществе ценностями труда как человеческого предназначения, собственности как фундамента свободы гражданина.
  5. В России подавляющее большинство этих предпосылок отсутствует. Что присутствует?
    -высокая дистанцией от власти,
    - распространенное убеждение, что успех – результат везения и (или) связей, а не упорного труда,
    - боязнь, что неудача в бизнесе принесет не полезный опыт, а несмываемую репутацию «неудачника»,
    - волюнтаризм и неуважение к человеческой личности.
  6. Экономические предпосылки формирования частного предпринимательства к началу рыночной трансформации. Ограничения со стороны спроса:
    - низкий уровень производительности труда – неконкурентоспособность предпринимательства промышленного типа,
    - низкий внутренний платежеспособный спрос – при отсутствии спроса внешнего,
    Ограничения со стороны предложения:
    - отсутствие опыта и навыков предпринимательства,
    Наличие альтернативных собственно предпринимательскому форм хозяйственного поведения:
    - наличие ресурсов «ничьей» собственности для приватизации и последующего растаскивания,
    - «экономика трубы»,
    - рентоориентированное поведение бюрократии.
  7. Все это в совокупности привело к доминированию в России непроизводительного и деструктивного предпринимательства (Боумол).
  8. В условиях доминирования этих типов предпринимательства многие стандартные формы поддержки предпринимательства либо не работают, либо работают «наоборот».
  9. В частности, это относится к приватизации и госзакупкам (госзаказу). Эти меры, абстрактно правильные, в специфических российских условиях либо неэффективны, либо усугубляют ситуацию, перераспределяя активы в пользу аффилированных с господствующим классом бюрократии «политических» предпринимателей.
  10. Означает ли своеобразие ситуации в России, что современную зарубежную литературу по предпринимательству не нужно изучать, раз у нас «все иначе»? Нет, потому что:
    - в России существует и производительное предпринимательство, в своем развитии воспроизводящее те же закономерности, и испытывающее те же проблемы, что и в развитых рыночных экономиках;
    - в последние 20 лет, на основе обобщения статистики и опросных данных, были переосмыслены некоторые подходы к политике в отношении предпринимательства;
    - устаревшими рецептами производительное предпринимательство можно угробить, а отказом от них – сэкономить ресурсы на меры, способствующие его развитию.
  11. Современная западная литература показывает, что:
    - меры поддержки самозанятости – контрпродуктивны,
    - представление о том, что малый бизнес, и в частности старт-апы, генерирует дополнительную занятость, является верным лишь в малой степени,
    - исключение – «газели», но их очень немного,
    - государственный интервенционизм в области содействия предпринимательству играет позитивную роль (лишь) тогда, когда усиливает импульсы к самоорганизации рыночных агентов изменений – таких, как
    - бизнес-ангелы, венчурный капитал и университеты,
    - наилучшая поддержка предпринимательства – обучение навыкам предпринимательства и навыкам управления инновационной инфраструктурой,
    - нужны транспарентность, мониторинг и оценивание государственной политики, причем
    - мониторинг – лишь необходимая предпосылка, но не подмена оценивания политики.
  12. Двоякое лукавство государственной политики в отношении предпринимательства в России:
    - политики везде все (включая политику в отношении предпринимательства) строят исходя не столько из интересов целевой группы, сколько с целью завоевания большинства на ближайших выборах,
    - в России к этому добавляется еще то обстоятельство, что заявления делают политики, а политику делают чиновники, которые по сути свободны даже от вербальных обязательств перед избирателями, т.к. цели провозглашает политический лидер, а реализует их - не подотчетное избирателям «правительство технократов».
  13. Отсюда – особый цинизм государственной политики в отношении предпринимательства в России, проявляющийся в:
    - отсутствии гласности при формулировке целей, задач и выборе инструментов,
    - игнорировании оценок экспертного сообщества,
    - фаворитизме,
    - отсутствии публичной оценки эффективности проводимой политики.
  14. Кризис, который развернулся в 2008 г., носил отнюдь не только сугубо циклический характер. Мир – на пороге третьего индустриального раздела (перефраз Сейбла и Пиора). Он, скорее всего, не будет индустриальным – и вообще станет не столько разделом, сколько синтезом преимуществ международного разделения труда (отказ от производств с низкой добавленной стоимостью) с выращиванием своих центров совершенства - региональных специализированных кластеров, в которых малые и средние фирмы должны находить выгоды от «конкурентного сотрудничества», основанного на специфических компетенциях и уникальном сочетании различных видов ресурсов. В любом случае, не малый и средний бизнес, занимающийся традиционными видами деятельности (торговля, услуги населению и др.), могут выступить в роли агентов таких изменений – для этого они производят слишком малую добавленную стоимость, слишком медленно растут (если вообще растут), слишком мало склонны к постановке амбициозных целей, слишком редко их бизнес имеет инновационный характер. Агентами изменений станут скорее всего «газели».
  15. Для опоры на них понадобится умная политика, а для этого нужно иное - «умное» государство.
 
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости