Вячеслав Игрунов
депутат Государственной Думы
Сегодня много говорят о проблемах и перспективах малого и среднего бизнеса в России. С просьбой ответить на некоторые вопросы, связанные с этой проблематикой, мы обратились к депутату Государственной Думы Вячеславу Игрунову, человеку, оказывающему самую активную помощь отечественным предпринимателям.
- Вячеслав Владимирович, в феврале Центральный Совет ЯБЛОКА принял резолюцию о поддержке малого и среднего бизнеса. Начнем с недоразумения - в резолюцию попала фраза: "Через десять лет после начала экономических реформ в России работает не более семисот тысяч малых предприятий". Специалисту, более или менее знакомому с ситуацией, известно, что даже по данным Госкомстата РФ малых предприятий в стране около девятисот тысяч, то есть почти на четверть больше.
В резолюции перечислен набор мер, которые необходимо реализовать, "чтобы осуществить проект развития российского малого и среднего предпринимательства". Точно такой же набор мер за исключением, пожалуй, налоговой амнистии, сформулирован Президентом и Правительством РФ уже год назад. Известен, например, пакет законопроектов Германа Грефа.
- Что касается семисот или девятисот тысяч, то, я думаю, уточнение не меняет существа проблемы. Обидно, что допущена ошибка, хотелось, чтобы резолюции ЯБЛОКА отличались абсолютной точностью, но суть нашей позиции остается той же.
Если говорить о совпадении наших взглядов со взглядами правительства, то потребности малого и среднего бизнеса одинаково понятны и тем, и другим. Увы, хотя ЯБЛОКО и правительство занимаются одними и теми же проблемами, рассматривая их с одинаковой точки зрения, наша резолюция будет мало кем услышана. Поэтому, если наши и правительственные взгляды совпадают, то ЯБЛОКО должно тесно сотрудничать с правительством по этим вопросам. И тогда вместо наших резолюций появлялись бы совместные законопроекты, а затем и законы, необходимые для развития государства и общества.
- ЯБЛОКО и конкретно возглавляемая вами Московская организация уделяют малому и среднему бизнесу большое внимание. А вы сами в последнее время активно занимались защитой предпринимателей: делом Шахтина, проблемами климовских, шатурских предприятий и многими другими.
- Что касается защиты предпринимателей, то борьба за интересы тех или иных социальных слоев естественна для любой политической партии. Если же говорить об интересе к малому и среднему бизнесу, то я считаю, что это - самое перспективное направление развития отечественной экономики.
Могу сразу сказать, что малый бизнес это не просто торговля, не только мелкое производство. Именно он может и должен заняться разработкой самых перспективных для России направлений. Назову, к примеру, производство программных продуктов.
Квалифицированная политическая партия, зная, перспективные направления развития малого бизнеса, могла бы содействовать (мы говорим сейчас о московской организации) изменению московского законодательства таким образом, чтобы оно учитывало наиболее перспективные тенденции развития малого бизнеса.
Я считаю, что в Москве более чем где-либо существуют условия для развития именно этого бизнеса. А потому столица должна быть экономическим лидером для всей страны, ведь только здесь сегодня имеется как необходимый интеллектуальный потенциал, так и необходимый капитал для того, чтобы создать прорывные направления бизнеса. Вместо этого деньги вкладываются неизвестно во что - в производство, которое следовало развивать годы в 30 - 40, а не в двадцать первом веке. Наша городская политика должна содействовать освоению таких прорывных направлений, прежде всего, в наукоемких областях, например, компьютерной технике, информатике, биосинтезе, каталитической химии, генной инженерии. Москва должна способствовать развитию и фундаментальной науки, которая связана с технологическими достижениями.
Генеральное направление развития экономики - это переход на низкоэнергетическое производство. Но низкоэнергетическое производство всегда малое. Огромные предприятия, затрачивающие колоссальное количество энергии, - это тупиковая ветвь, мастодонты, динозавры современной экономики. Всюду, где это возможно, экономика перейдет на малые формы, а это - огромная ниша для мелкого бизнеса, даже учитывая возможность, что и крупный бизнес постарается получить здесь свои дивиденды.
Небольшие самодостаточные производства экономичны и не требуют, чтобы ими занимались огромные корпорации. Для них не нужен центральный офис в Москве, который руководит производством по всей стране. В каждом конкретном месте возникает структура, где работают три, четыре, десять человек. Государство, на мой взгляд, должно стимулировать приближение производства к потребителю, снижение уровня управляемости из центра.
По большому счету, развитие малого и среднего бизнеса, наукоемкого, высокотехнологичного - это единственная возможность быстрого экономического (а, следовательно, и социального) подъема России. И это направление должно быть приоритетным в экономической доктрине как нашего правительства, так и демократических партий. Более того, говоря о таком развитии малого и среднего бизнеса, мы должны предусмотреть прежде всего необходимые инвестиции в науку, поскольку без нее прийти к нашей цели невозможно. Так что поддержка науки является абсолютным приоритетом для любой демократической партии.
В России сегодня достаточно светлых голов, много отличных научных школ, есть явные, нерастраченные достижения в сфере образования. Все это надо сохранить. Наука, образование дают самый высокий доход в экономике. Мы можем и должны помогать разным учебным заведениям, научным учреждениям, ориентированным как на фундаментальную, так и на прикладную науку, а также институтам, которые могли бы обслуживать малый и средний бизнес.
- Картина, которую Вы нарисовали, - идеальна. К идеалу надо стремиться, но мы живем в реальных условиях. Вопрос в том, удастся ли в существующих политических и экономических реалиях реализовать перспективы малого и среднего бизнеса или нынешнее активное вмешательство самых разных государственных структур в предпринимательскую деятельность не оставит ей возможностей для нормального эффективного развития.
- С одной стороны, в нынешних условиях усиливается возможность угнетающего давления бюрократических, силовых структур на бизнес. С другой стороны, правительство, кажется, взяло курс как раз на централизованное улучшение условий функционирования экономики: борьба с коррупцией, уничтожение лишних рогаток. Правда, я не убежден, что все будет складываться по второму сценарию, а не по первому. У нас в стране, как правило, все происходит в полном соответствии с бессмертным афоризмом Виктора Степановича Черномырдина - "хотели как лучше, а получилось как всегда".
Тем не менее, на мой взгляд, нынешняя власть может оказаться восприимчива к серьезным и глубоким идеям и Путин именно тот человек, который многое может услышать и содействовать развитию нашей экономики в правильном направлении.
Владимир Буев