Публикуя в одном из предыдущих номеров "Первой гильдии России" статью "Как торговать водкой", мы ни минуты не сомневались, что эта история - не последняя на наших страницах. И вот сегодня мы предлагаем вниманию читателей документы, повествующие об отчаянной борьбе пермских предпринимателей за свое право собирать металлический лом.
Авторское вступление
Те, кому за тридцать, кто успел побывать в пионерах, помнят, наверное, такое мероприятие, как "сбор металлолома". Веселые ребятишки с красными галстуками тащили ржавые трубы, тазы и кастрюли, из которых, как им объясняли учителя, произведут тракторы и комбайны. Далеко не все, наверное, помнят, что уже в славные советские времена были люди, очень хорошо наживавшиеся на металлоломе.
Перестройка, открывшая границы, открыла и эпоху металлического бума. Страны Балтии неожиданно оказались "рекордсменами" по ресурсам лома цветных и черных металлов. Эти ресурсы завозились из России, продавались здесь по сходной цене, а затем шли дальше на Запад, где цена была куда выше. В отечестве же нашем расхищалось все металлическое: электрокабели и танки, памятники и медные ручки.
С этим злом началась борьба - чиновничья, без правил, бессмысленная и беспощадная.
Документы, составившие основу этой статьи, переслали депутату Государственной Думы Вячеславу Игрунову пермские предприниматели. Не думаю, что в Перми самые жестокие и самые достойные порицания чиновники. Судя по тому, что местные бизнесмены воюют с ними не год и не два, прошли самые различные судебные инстанции и до сих пор живы и здоровы, чиновники в Перми скорее добродушные и милые люди. Просто занимаются они своим чиновничьим делом в его отечественной полукриминальной разновидности.
Итак, начнем с начала.
Документ первый (извлечения)
Администрация Пермской области
Постановление №144 от 24.05.95
1. Определить, что с 1 июня 1995 г. на территории области прием, переработка и реализация промышленного лома и отходов цветных металлов и сплавов возлагается на АО "Пермские цветные металлы" и АООТ "Пермвторресурсы".
3. Рекомендовать главам местного самоуправления городов и районов области:
до 5 июня 1995 г. организовать проверку учредительных документов предприятий и организаций всех форм собственности, лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, осуществляющих заготовку, скупку и реализацию лома и отходов цветных металлов и сплавов;
обеспечить систему контроля за оформлением в пунктах приема приемо-сдаточных документов в части учета промышленного лома и отходов цветных металлов по наименованиям, маркам, группам, классам и сортам;
при обнаружении нарушений порядка оформления и учета приема и реализации лома и отходов цветных металлов и сплавов, способствующих хищениям и сокрытию доходов, передавать материалы в налоговые органы и органы внутренних дел для принятия мер воздействия, предусмотренных законодательством.
Губернатор области Б. Ю. Кузнецов.
Авторское отступление
Итак, руководство области решило передать прибыльный бизнес в руки своих людей. Явление в нашей стране обыденное. "Не свои" люди с таким поворотом дела не смирились. Более того - они разыскали государственный орган - антимонопольный комитет, обязанный их в подобных случаях защищать.
Документ второй (извлечения)
Решение Пермского территориального управления ГКАП России.
В то же время постановлением №144 от 24 мая 1995 года созданы благоприятствующие условия для деятельности двух хозяйствующих субъектов, а именно: АО "Пермские цветные металлы" и АО "Пермвторресурсы".
1. Признать факт нарушения Администрацией Пермской области ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
2....Отменить п. 1 постановления №144.
3. Предложить Администрации области и Администрации города совместно с правоохранительными органами рассмотреть вопрос об установлении единого порядка сбора, приема, переработки и реализации промышленного лома и отходов цветных металлов и сплавов в соответствии с нормативными документами (инструкциями, ГОСТами, ТУ и т.д.) для всех хозяйствующих субъектов, работающих на данном товарном рынке.
Авторское отступление
Я прошу извинения, уважаемый читатель, за приведенный полностью третий пункт документа, но он - самый важный, поскольку фактически невыполним. Поэтому я пропущу постановление Пермской областной администрации, вносящее требуемые поправки в документ №144, - оно ничего не меняет. Ну, успокоили взбалмошную публику. Ну, "привели в соответствие". Что изменилось?
Тем более что действия пермских властей целиком и полностью укладываются в русло федеральной политики по данному вопросу. Следующие три документа приводятся вне общей хронологии борьбы пермских предпринимателей за свои права - они подготовлены и приняты в Москве. И подписывал их отнюдь не пермский губернатор. И без трех этих документов понять дальнейший ход нашего дела нельзя.
Документ третий (извлечения)
Правительство Российской Федерации
Постановление
От 26 февраля 1996 г. №168
Об утверждении Положения о лицензировании
отдельных видов деятельности в
области охраны окружающей среды
Настоящее Положение определяет порядок выдачи лицензий на:
утилизацию, складирование, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов, материалов, веществ (кроме радиоактивных).
Лицензированию подлежат виды деятельности, осуществляемые юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Органами, уполномоченными на ведение лицензирования, являются Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы.
Председатель Правительства Российской Федерации В. Черномырдин
Документ четвертый (извлечения)
Федеральный закон "О лицензировании
отдельных видов деятельности"
(с изменениями на 26 ноября 1998 года)
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, и направлен на обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования, при регулировании и защите прав граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья, обеспечении обороны страны и безопасности государства, а также на установление правовых основ единого рынка...
Лицензирующие органы - федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие лицензирование в соответствии с законодательством Российской Федерации...
Для получения лицензии соискатель представляет в соответствующий лицензирующий орган... (здесь мы пропустим перечень стандартного набора документов и приведем только один пункт, являющийся основным - авт.):
В зависимости от специфики деятельности в положении о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, подтверждающих соответствие соискателя лицензии установленным лицензионным требованиям и условиям.
Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации
Документ пятый (извлечения)
Правительство Российской Федерации
Постановление
От 15 июля 1999 г. №822
Об утверждении Положения о лицензировании
деятельности по заготовке, переработке
и реализации лома цветных и
черных металлов.
Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:
е) сведения о профессиональной подготовке специалистов, обеспечивающих осуществление лицензируемой деятельности;
ж) данные о наличии у соискателя лицензии материально-технического оснащения лицензируемого вида деятельности;
з) заключения соответствующих органов государственного надзора и контроля о соответствии помещений, оборудования и условий деятельности соискателя лицензии экологическим, санитарно-эпидемиологическим и противопожарным правилам и нормам;
и) сведения о предыдущей деятельности и опыте работы в сфере заготовки, переработки и реализации лома цветных и черных металлов.
Председатель Правительства Российской Федерации
С. Степашин
Авторское отступление
Ну, как, уважаемый читатель, вы прониклись заботой о государственном благе, защите прав граждан, их здоровья, а главное - нравственности? Вы поняли, какое государственной важности дело - надзор за сбором металлолома? А ведь это еще не все. Есть еще список разрешенного к приему лома. Мне довелось ознакомиться с его пермским вариантом, принятым местной городской Думой. Однако пермские законодатели честно сослались на целый ряд, судя по всему, одинаковых документов, принимавшихся еще Совмином СССР, первый из которых датирован... 1959-м годом.
В течение последних сорока лет наши доблестные чиновники разрешали принимать от населения, например, ресфейдеры (циркули - уже, видимо, нет), металлическую посуду (тарелки - отдельным пунктом), шарики от шариковых ручек, металлические части люстр и т.д. Так что не только предприниматели, обязанные делать свой бизнес на шариках от ручек и цоколях от лампочек, но и я, простой обыватель, впал в уныние: куда девать не названный в перечне медный таз?
Я хочу спросить у чиновника, утверждающего списки разрешенного к приему лома: "Верите ли вы, что слесарь дядя Вася, украв на родном заводе моток кабеля, не найдет, кому его загнать, кроме как сдать в ближайший приемный пункт?". На Дальнем Востоке, например, в одночасье похитили медный памятник Ленина, не внесенный ни в какие списки. И, прежде чем те же чиновники чухнулись, переплавили его и отправили в Китай. Я хочу спросить у любого читателя этих строк, сохраняющего на момент чтения здравый ум и твердую память: "Вы можете себе представить, что прапорщик Грозный, решивший для спасения страдающей от дистрофии семьи продать боеголовку с межконтинентальной баллистической ракеты, потащит ее в пункт приема металлолома?".
Увы, не для ответов на такие вопросы плодится у нас в стране чиновничье племя.
Документ шестой (полностью)
Администрация Пермской области
Главам местного самоуправления городов
и районов области (по списку)
О введении дополнительного лицензионного условия
С целью упорядочения деятельности по обороту отходов цветных металлов Пермским областным комитетом по охране природы с 29.10.97 введено дополнительное лицензионное условие, в том числе и к выданным ранее лицензиям, предусматривающее запрещение приема промышленного лома и отходов, слитков цветных металлов, а также кабельной продукции всем физическим и юридическим лицам, кроме: АО "Пермцветмет", ЗАО "Пермвторсырье", ЗАО "Камкабельснабсбыт", ЗАО "Металлика-II", ООО "Монолит".
Просим Вас учитывать требования данного условия при проверках приемных пунктов отходов цветных металлов, вскрытые нарушения отражать в актах проверки, которые направлять в областной комитет по охране природы для принятия мер к аннулированию лицензии.
В.А. Щукин.
Заместитель губернатора области
10.11.97
Авторское отступление
Вы еще не забыли, читатель, тот первый документ, с которого начался наш экскурс в историю с металлоломом? Разница в двух этих документах даже не в количестве облагодетельствованных фирм, а в реакции антимонопольного комитета. Если распоряжение 95 года было им оспорено, как нарушающее закон, то в 97 году пермские предприниматели этого уже не смогли добиться. Всероссийская армия чиновников выстроила глубоко эшелонированную круговую оборону, пробиться через которую уже невозможно.
И вот уже глава города Перми издает постановление, где перечисляет, в каких районах, по каким адресам, какие пункты приема металлолома могут находится. Корректировать же "утвержденную схему" разрешено председателю комитета по архитектуре и градостроительству. Чем тот незамедлительно воспользовался.
Документ седьмой (полностью)
Администрация города Перми
Городской муниципальный комитет по
архитектуре и градостроительству
Главам администраций районов
О принятии мер по пунктам приема, хранения,
реализации лома и отходов
цветных и черных металлов.
Комитет по архитектуре и градостроительству просит Вас обязать владельцев пунктов приема, хранения, реализации лома и отходов цветных и черных металлов провести разработку проекта с учетом благоустройства примыкающей к пунктам территории и оформление документов на землепользование в установленном порядке согласно утвержденной Главой города схемы постановлением от 30.08.99 №1873.
Пункты приема, не предусмотренные утвержденной схемой, необходимо, согласно решению Пермской городской Думы от 22.06.99 №87, ликвидировать.
Вопросы, связанные с размещением новых пунктов приема, хранения, реализации лома и отходов цветных и черных металлов, просим не рассматривать.
И.О. Председателя комитета А.А. Виноградов.
07.09.99
Авторское отступление
Правда, лихо? А главное - суть: платите, господа! Комитету по архитектуре - за "разработку проекта с учетом благоустройства примыкающей к пунктам территории и оформление документов на землепользование", другим комитетам - еще за что-нибудь. Вот он - истинный смысл чиновничьего радения о государственных интересах, смысл сотен наших подзаконных запретительных актов. И смысл этот имеет конкретную цену в рублях, чаще - в долларах. И за них, родимых, хрустящих, зелененьких наши чиновники будут стоять насмерть. Кто не верит, может прочитать наш последний документ.
Документ восьмой (полностью)
Министерство Российской Федерации по
антимонопольной политике и
поддержке предпринимательства
Депутату Государственной Думы Игрунову В.В.
Уважаемый Вячеслав Владимирович!
МАП России рассмотрел Ваше обращение и сообщает.
В материалах, поступивших из города Перми, касающихся принятия региональными органами власти нормативных документов, имеются нарушения антимонопольного законодательства, в частности, постановление главы города Перми от 30.08.99 нарушает н.1 ст.7 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", так как создает благоприятные условия отдельным хозяйствующим субъектам, со всеми вытекающими из этого последствиями.
Поскольку хищения цветных и черных металлов приобрели огромный размах по всей стране, а так как данный сырьевой ресурс является одним из главных богатств нашей страны, считаем необходимым разработать и принять на федеральном уровне общее положение о порядке открытия пунктов приема лома цветных и черных металлов и о порядке приема и сдачи юридическими и физическими лицами лома цветных и черных металлов, в котором необходимо предусмотреть источники приобретения юридическими и физическими лицами этого металла, наименование и количество сдаваемого металла, сведения о юридическом лице (для физических лиц - паспортные данные), введение специальных книг, в которых необходимо отражать вышеназванные и иные сведения.
Считаем также необходимым усилить контроль за этим видом деятельности со стороны правоохранительных органов.
И.А. Южанов
1.01.2000
Авторское послесловие
Уважаемый читатель! Я больше не буду утомлять вас изысками канцелярского творчества (должен заметить, что мне еще пришлось исправлять в приведенных документах орфографические ошибки и правильно расставлять знаки препинания), хотя из папки с документами по этому делу приведена лишь малая толика, по сути все уже сказано. Расплодившееся в последние годы чиновничество создает как видимость бурной деятельности на благо государства, так и дополнительные источники дохода себе, любимому.
И ответ антимонопольного министерства на депутатский запрос - лишнее тому подтверждение. Не мешайте нам жить, господин Игрунов! Не пытайтесь перекрыть нашу золотую жилу! Не позволим мы вам этого под самыми благовидными предлогами. Вот его смысл. Что можно еще добавить? Как сказал бы известный "мозговед" Андрей Бильжо из популярной программы "Итого": "Дорогие россияне! Если вы где-нибудь обнаружите человека, занятого разработкой новых правил приема у населения (или по-нашему, по-бюрократически - у физических лиц) металлолома, немедленно ловите его и направляйте в маленькую психиатрическую больницу по месту жительства, работы или просто поимки. Если вы вовремя не сделаете этого, вся наша страна может окончательно превратиться в одну большую психиатрическую больницу". Причем очень дорогую для нас с вами.