'Мы говорим: Ленин, подразумеваем - партия', - писал поэт. 'Вот так мы всегда говорим одно, а подразумеваем другое', - добавил автор анекдота И сегодня, говоря 'программа Грефа' или 'пакет законов правительства', мы подразумеваем, что эти документы на самом деле готовили не известные широкой публике люди. С одним из таких людей - Мариной Константиновной Глазатовой, заместителем руководителя Департамента регистрации предпринимательской деятельности и развития корпоративного управления Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, мы беседуем сегодня о проблемах, связанных с законодательными новациями, касающимися отечественных предпринимателей.
- Марина Константиновна, Вы были одним из основных разработчиков законопроектов из так называемого «пакета Грефа», связанного с преодолением административных барьеров в предпринимательской деятельности (как еще говорят, 'дерегулированием'). Три закона из этого пакета приняты и действуют: о регистрации юридических лиц, о лицензировании отдельных видов деятельности, о защите прав бизнеса при проведении контроля. Однако, по имеющимся отзывам самих бизнесменов, кардинально ситуации в сфере административных барьеров эти законы не изменили.
В настоящее время под Вашим руководством разработан npoeкт четвертого закона из этого пакета - «О техническом регулировании и подтверждении соответствия». Предполагается, что данный закон «обрушит» всю действующую систему сертификации и стандартизации. На смену старой системе идет такой инструмент регулирования как «технические регламенты». В чем, с Вашей точки зрения, заключается революционность системы «технических регламентов»?
- Я не согласна с тем, что первая часть пакета ничего серьезного не изменила в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Она дала серьезную подвижку в плане дебюрократизации экономики. Сегодня эти сдвиги в явной форме не очень заметны. Но дело в том, что в полной мере действовать (с августа прошлого года) начал только один закон - «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении гocyдарственного контроля (надзора)». Этот закон, по отзывам предпринимателей, уже набирает силу.
Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» вступил в действие только с 11 февраля текущего года, и его эффект предприниматели еще не успели почувствовать, но скоро это случится. Этот закон «сузил» сферу лицензирования почти в 20 раз. Если предыдущий закон «лицензировал» 315 видов деятельности, а подзаконными актами их число было доведено до 2000, то согласно новому закону число лицензируемых видов деятельности составляет всего 120. Этот закрытый перечень, эти виды деятельности не подлежат ни «дроблению», ни «уточнению».
А закон «О государственной регистрации юридических лиц» вступает в действие только с 1 июля 2002 года. С августа прошлого года шел подготовительный период: прорабатывался вопрос ведения единого государственного реестра юридических лиц, процессов взаимодействия всех «регистрирующих» и «учетных» органов между собой, чтобы в итоге получилось по-настоящему «единое регистрационное окно». Сейчас принято решение правительства, что таким «окном» станут налоговые органы.
То есть в целом пакет законов только начинает действовать, поэтому можно говорить о его «отложенном эффекте». Пакет скоро заработает вовсю.
И все же остается проблема - плохая информированность предпринимателей даже об уже принятых законах.
Вторая часть пакета, законопроект «О техническом регулировании и подтверждении соответствия», затрагивает всю правовую основу разрешительных и контрольных функций государства. Это, прежде всегo, - обязательные требования к самой продукции, процессам производства, эксплуатации, транспортировки, хранению продукции. Изменение этих требований - это изменение основ ведения хозяйственной деятельности, поэтому премьер-министр страны М.М. Касьянов назвал закон «О техническом регулировании...» ведущим экономическим законом. Таким образом, новый законопроект не «обрушивает» всю действующую систему - он ее реформирует.
- Что специфического даст новый закон «О техническом регулировании...» для малого предпринимательства?
- Специально для малого бизнеса, для малых предприятий в законе ничего нет. Закон распространяется на всех в равной мере: на крупные, на средние и на малые предприятия. Однако, для малого бизнеса закон имеет очень важное значение. Большинство малых предприятий - это непроизводственная сфера, торговля и оказание услуг.
А одним из существенных условий в сфере услуг являлась до недавнего времени их обязательная сертификация. Любая сертификация - это затраты, которые в конечном итоге перекладываются предпринимателем на потребителя. Но и предприниматели лишаются оборотных средств. Именно у малых предприятий самые большие проблемы с оборотными средствами. Малые предприятия не имеют возможности диверсифицировать средства именно в силу того, что бизнес «малый».
Правительство проводит последовательную политику по сокращению сферы обязательной сертификации и расширению сферы декларирования. В настоящее время выпущено постановление Правительства №287 от 29 апреля 2002 г., согласно которому услуги, которые ранее сертифицировались, сейчас не сертифицируются - это химчистка, парикмахерские и т.д. Обязательной сертификации подлежит только то, что продиктовано действующим законодательством: услуги розничной торговли пищевыми продуктами, услуги общественного питания и техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Законопроект «О техническом регулировании...» реформирует не только систему обязательных требований, но и продолжает линию сокращения сферы обязательной сертификации.
Экономическая суть - это сокращение дополнительных неэффективных расходов (а это - дополнительные оборотные средства). Для малого бизнеса это существенный эффект Что касается обязательных требований, то в настоящее время государство контролирует и безопасность, и потребительские свойства продукта (т.е. его качество). Сферой обязательного регулирования после введения закона в действие станет только контроль за безопасностью продукта.
Согласно новому закону, государство будет контролировать только безопасность. Контролировать качество государство не будет - это будет делом рынка. Через спрос, через конкуренцию. Через организации потребителей, через предпринимательские организации саморегулирования. Предприниматель выполнил набор минимальных требований, связанных с безопасностью продукта, а дальше - его дело, как продвигать товар на рынок. Если он заинтересован, чтобы товар покупался, он будет делать товар качественным.
Для малого бизнеса новый закон - снятие ненужных издержек, снижение себестоимости продукции.
Очень хорошо, когда законы, касающиеся предпринимательской деятельности, разрабатывают люди, ставящие перед собой цель помочь отечественным бизнесменам, а не поставить перед ними лишние препятствия. Но не надо забывать, что от разработки закона до его повседневного применения «дистанция огромного размера», как говорил один из персонажей известной классической комедии. Вспомним приведенной Мариной Глазатовой факт: подзаконными актами количество подлежащих лицензированию видов деятельности было увеличено с 315 до 2000.
Люди, кому выгодны административные барьеры, и сегодня, уверен, готовятся к тому, как обойти и новые законы. Однако упорство, с каким Минэкономразвития стремится все ненужные барьеры убрать, должно в итоге привести к цели. Освобожденные от административных пут предприниматели сумеют поднять нашу экономику на нормальный европейский уровень.
Беседовал Владимир БУЕВ