Любая организация - живой организм, а ее подразделения - органы, связанные между собой. Как организм она что-то поглощает, что-то выделяет: покупает машины или сырье, чтобы самой их произвести, а на выходе что-то продает. И для того, чтобы такой организм работал хорошо, а в бизнесе это значит - с прибылью, время от времени стоит обращаться к психологу-консультанту, в какой-то мере - врачу.
Есть такое понятие: жизненное поле организма - поле, где происходит его взаимодействие с окружающей средой. И любая организация имеет такое же жизненное поле. Оно, как правило, и является сферой приложения сил психолога-консультанта.
А теперь чуть-чуть теории. Консультирование (мы еще применяем к работе консультантов термин "консалтинг") - вид деятельности, направленный на оказание помощи в форме услуги с учетом предметной области интересов (проблем) клиента. При этом проблемой может быть назван любой вопрос, конфликт, ситуация, действие, событие, факт, которые, по мнению клиента, требуют изменения или четкого прояснения. Поэтому основные консультационные услуги - это совет, рекомендация, анализ, оценка, прогноз, справка в области интересов, проблем клиента.
В качестве клиента может выступать любое физическое или юридическое лицо, обратившееся за разрешением проблемы к консультанту. При этом клиент предоставляет минимальную необходимую информацию о сути проблемы и заключает с консультантом (им может как физическое, так и юридическое лицо, оказывающее консультационные услуги, как правило, на коммерческой основе) договор на оказание консультационных услуг.
Сам процесс консультирования представляет собой последовательную серию действий и мероприятий, которые предпринимает консультант для разрешения проблем клиента или создания условий, при которых тот в состоянии сделать это самостоятельно. Практически все основные вопросы, ответы на которые должен дать консультант, сводятся к двум основным: что поддерживает процесс деятельности предприятия, и что ему мешает. При этом каждый конкретный клиент может поставить перед психологом-консультантом целый ряд конкретных задач. В их число могут войти:
- улучшение психологического климата и организации и повышение "боевого духа" ее сотрудников;
- усовершенствование практики подбора кадров;
- модернизация организационной структуры;
- оказание поддержки служащим в развитии их способностей;
- сплочение коллектива в единую команду;
- формирование доброжелательной атмосферы на производстве;
- помощь людям в преодолении стрессов;
- достижение соответствия между внутренним складом человека и его работой;
- устранение конфликтов;
- снижение текучести кадров;
- оценка производственных программ с точки зрения психолога; проведение разумной политики поощрений и наказаний на фирме;
- консультирование руководителей по психологическим аспектам деятельности предприятия на рынке, включая переговоры, рекламу, маркетинг и т.д., а также многое другое.
Но теория - теорией, на практике же существуют четыре составляющих деятельности организации: производство, финансы, маркетинг и персонал. Оргконсультирование - взгляд со стороны на комплекс этих составляющих, их взаимосвязь. Психологи-консультанты проводят индивидуальные беседы, читают лекции, устраивают семинары. При этом они должны оставаться независимыми и беспристрастными наблюдателями, соблюдающими полную конфиденциальность. Их заключения могут касаться широкого спектра вопросов: от психологической оценки директоров предприятия или фирмы до отчетов о внедрении различных профессиональных новшеств. Все зависит от того, что включает в себя конкретный консультационный проект - целенаправленный комплекс мероприятий, предпринимаемый консультантом для разрешения проблем клиента.
И еще необходимо помнить: консультант не занимается изменениями структуры организации заказчика, тем более - кадровыми вопросами. Он не говорит клиенту поменяйте-ка вот этого сотрудника. Задача консультанта в другом: он находит проблему и помогает руководству фирмы-клиента ее осознать. В ходе бесед с руководителем обозначаются параметры проблемы. Когда же она понята и разобрана, нужно обращаться к специалисту: провал в финансовом отделе - к финансисту, корень зла в коммуникациях - к администратору компьютерной сети и так далее.
Или, к примеру, растущая фирма. Руководство не справляется с разрастающейся структурой, нужно создавать новую. Чем поможет оргконсультант? Он может помочь в выборе и выстраивании той или иной модели организации. Ведь организацию можно выстраивать в зависимости от индивидуального стиля заказчика. Кроме того, для разных задач хороши разные структуры организации. Оргконсультант, хорошо знакомый со всеми их видами, описывает их клиенту, знакомит с их плюсами и минусами, с их возможностями, после чего тот может выбрать, что ему нравится.
Однако это - лишь часть дела. Когда проблема обозначена, когда решения о необходимых изменениях в жизни организации приняты, наступает не менее важный второй этап работы - поддержка изменений. Ведущую роль на этом этапе играет тренинг с персоналом компании, обучение конкретных людей. Корпоративный тренинг, или, как его еще называют, бизнес-тренинг - подготовка и развитие навыков персонала для эффективной работы в данной конкретной организации. В условиях бизнеса конечная задача корпоративного тренинга - вклад в рост прибыли компании, в условиях некоммерческой деятельности - повышение ее эффективности.
Корпоративный тренинг принципиально отличается от обучения в рамках бизнес-образования, которое направлено на то, чтобы заложить общие представления об основных областях и способах ведения бизнеса.
За названием "бизнес-тренинг" нередко скрываются разные виды и области работы. Тренинг, рассчитанный на сотрудников крупных организаций, едва ли привлечет начинающих предпринимателей, работающих в малом бизнесе. Основа различий - в организации тренинга. Изобретатели, сталкивающиеся с проблемой коммерциализации высоких технологий, едва ли заинтересуются курсом по навыкам эффективного руководства для линейных руководителей крупных компаний. Для сотрудников крупных организаций неактуальны проблемы индивидуального или малого предпринимательства. Поэтому, разумеется, серьезный проект, включающий в себя полноценный тренинг с персоналом фирмы, конечно, характерен для работы с крупными и средними фирмами.
Задача тренера, проводящего цикл занятий корпоративным тренингом, состоит в том, чтобы сотрудники, с которыми он занимается, освоили некие новые навыки, получили иное понимание своих служебных обязанностей. Для этого, кроме всего прочего, необходимо, чтобы они не думали, будто тренер лучше них знает их работу. Каждый проходящий тренинг сотрудник должен чувствовать себя профессионалом, повышающим свою квалификацию для того, чтобы лучше работать, приносить фирме больше прибыли и больше зарабатывать. Более того, важнейшим фактором в обучении становится получение удовольствия от самого процесса обучения. Если работник учиться с удовольствием, по окончании занятий у него еще более возрастает мотивация применить полученные знания и умения в работе. А это и есть конечная задача тренинга.
Тренинг может быть различным. Например, клиент говорит: у нас создалась конфликтная ситуация, конкурируют два отдела, саботируют общие мероприятия, тянут одеяло на себя, а в результате страдает фирма. Здесь нужен командный тренинг. Если речь идет о необходимости структурных преобразований, перед ними необходим командообразовательный тренинг. Персонал любит поощрительные тренинги, такие как деловое общение, доставляющие удовольствие участникам. Тренинги ведения деловых переговоров, уверенного поведения. Есть тренинг продаж, в том числе телефонных, стратегических продаж, управления продажами.
Правда, здесь нужно отметить еще одну деталь: услуги по оргдиагностике и корпоративному тренингу у нас в стране достаточно часто предлагаются вне связи с другими аспектами деятельности клиента, а то и просто по отдельности. Есть фирмы и частные специалисты, занимающиеся чем-то одним, либо тем и другим, но без конкретной привязки к остальным концептуальным вопросам существования организации клиента. Но есть и фирмы, стремящиеся оказать полный спектр услуг. Я, например, могу сразу назвать одну из них: "Тезаурус-маркетинг". Здесь не только оргдиагностика и тренинги, но и разработка и продвижение имиджа, репутации и фирменного стиля, концепции маркетинга и многое другое. Словом все, что необходимо любой организации для нормальной работы.