Школа должна готовить своих учеников не только к поступлению в институт, но и к вступлению в жизнь. А как это сделать? В "Школе самоопределения" уже четвертый год каждую весну проходит "деловая игра". Каждую весну на три дня школа превращается в город со своим мэром, которого выбирают на всеобщих школьных выборах тайным голосованием и агитируют в бегущей строке на информационном табло, управой, налоговой инспекцией и полицией, санэпидстанцией, судом и, наконец, собственной валютой (валюта называется по фамилии генерального директора НПО "Школа самоопределения" А.Н. Тубельского тублером).
Начнем с валюты. Тублер имеет хождение в пределах школы только во время игры, но может быть по ее окончании положен в "Тублербанк" - до следующей весны. Он имеет три степени защиты и обменивается (правда лишь в одну сторону - рубли на тублеры) по курсу 10 к 1-му (за один рубль - десять тублеров).
Разумеется, основой деловой игры должно быть дело - собственное дело (собственный бизнес) учащихся. Поэтому третьеклассники и пятиклассники, семиклассники и девятиклассники лихорадочно открывают свои фирмы. Задача эта в нашей игре, как в реальной российской жизни, не из простых. Чтобы стать полноправным предпринимателем, необходимо написать бизнес-план на трех листах, получить лицензию, разрешение СЭС, заполнить заявление на налогообложение, выбрать для себя вид налога, который фирма будет платить, и так далее. В итоге ученик, пробующий себя в роли бизнесмена, заполняет и утверждает девять разных бумаг. Кроме того, он должен арендовать помещение и необходимое имущество, а для этого, если на его счету в банке нет сбережений с прошлогодней деловой игры, необходимо взять ссуду под проценты или найти спонсоров.
Самое интересное, что получить помощь от учителей маленьким бизнесменам удается далеко не всегда: выросшие при советской власти преподаватели куда менее своих воспитанников оказываются способны преодолеть пресловутые "административные барьеры". Десяти же и пятнадцатилетние представители "поколения NEXT" как-то справляются. В крайнем случае, приводят родителя-адвоката, который в местном суде доказывает, что его ребенок открывает свое дело по законам, а мэр с управой закон нарушают. В школьном суде это еще можно доказать. А потом детки открывают фирмы и фирмочки, вкладывают в них кровные свои тублеры и умудряются через три дня завершить игру со всей возможной прибылью.
Здесь необходимо сделать одно, чисто образовательное отступление. Игра не должна выпадать из общего учебного процесса. А потому, например, в пятых классах одна из заключительных тем по математике - проценты - как раз совмещается с деловой игрой. На каком же, действительно, материале изучать проценты, как не на налоговых ставках? Что выбрать: налог с оборота, зато 10%, или на прибыль, но 15%?
Стоит ли открывать игорный бизнес, если налоговая ставка - 70%? Как высчитать свой вмененный налог и заплатить мэрии не больше положенного? Какой благотворительностью стоит заниматься, если налоговая льгота составляет 5%?
Если бы вы видели, с каким увлечением одиннадцатилетние дети решают эти жизненные задачи. А ведь тема "проценты" всегда считалась трудной из-за своей отвлеченности. Может быть, это и есть путь современного образования?
Мнение участника игры
Три дня в году мы честно стараемся брать пример со взрослых: с бизнесменов с должностных лиц, с прочих, кого показывают каждый день по телевизору в программах новостей. Слава богу, что это происходит только три дня в году. Но зато мы начинаем кое-что понимать, начиная с шестого класса, а не тогда, когда прогорает наш первый настоящий бизнес.

Детишки помладше, выслушав советы педагогов, открывают производственные фирмочки: выращивают зелень на продажу, разводят цветочную рассаду (готовятся-то заранее), изготавливают и продают различные поделки. Есть и благотворительные фирмы, которые ведут музейную или концертную деятельность. Прибыль от всего этого минимальна, но дети довольны.
Учащиеся средних классов уже прекрасно понимают, что на производстве много не заработаешь. Они открывают салоны красоты, кафе и рестораны, кинотеатры и игорные дома. Такой бизнес в условиях трехдневной игры (как и в нашей российской действительности) позволяет быстро получить прибыль, куда более значительную, чем в торговле безделушками собственного изготовления. Одно время многие подростки пытались заработать в сфере изготовления рекламы, но в школьной игре этот бизнес не пошел: чтобы продвигаться в нем, нужно слишком много знать и уметь. Для того же, чтобы открыть казино, не надо ничего. Правда, и здесь бывают накладки. Приходит один такой содержатель казино к учителям, контролирующим соблюдение правил, и говорит: мне нужно внести изменения в утвержденный бизнес-план, у меня начальник налоговой полиции только что пять тысяч тублеров выиграл.
Мнение участника игры
У нас в игре все, как в жизни. Как в нашей жизни. Поэтому, если начальник налоговой полиции выиграл в твоем казино пять тысяч, никаких проблем с налогами у тебя не будет. Да, у нас в игре берут взятки даже самые большие начальники. А что, это только у нас в игре? Пусть многому, что мы делаем во время "деловой игры", я не стал бы аплодировать, но играем-то мы в жизнь, а не в сказку.

Так что с юных лет школьники постигают, как устроена наша деловая жизнь.

Дети, конечно, учатся в школе. Но больше всего они учатся, глядя на взрослых. И надеяться, что в некоей отдельно взятой школе, как бы она ни называлась и какие бы премии ни получала, можно построить для них капиталистически-демократический рай - просто смешно. Даже, если речь идет всего о трех днях "деловой игры".
Мнение участника игры
А в жизни все так: хорошо жить хочется всем. И чтобы повезло именно тебе, надо уметь наступить на горло собственной песне, а уж конкуренту - сами понимаете. И это не мы придумали. Что вы хотите от детей, выросших во всем этом?
Вот так наши дети учатся играть во взрослые игры. И на зеркало нам, как учит пословица, "неча пенять".