Экспертами НИСИПП завершен третий раунд мониторинга по внедрению института оценки регулирующего воздействия в субъектах Российской Федерации. Из результатов исследования стало ясно, что внедрение ОРВ практически наметилось только в трети регионов.
Напоминаем, что Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) представляет собой процедуру анализа проблем и целей государственного регулирования, поиска допустимых альтернативных вариантов достижения этих целей, а также связанных с ними выгод и издержек социальных групп, подвергающихся воздействию регулирования, для определения наиболее эффективного варианта регулирующего решения.
В 2012 г. и последующих годах внедрение института ОРВ на региональном уровне является одним из приоритетов проводимой в России административной реформы. И целью проведения данного мониторинга является повышение прозрачности процесса внедрения ОРВ и оценка значимости движения по этому пути тех или иных субъектов РФ на общерегиональном фоне.
Для закрепления в регионе оценки регулирующего воздействия необходимо было принятие ряда нормативных правовых актов, регулирующих основные вопросы при проведении ОРВ: порядок проведения ОРВ (положение об ОРВ); стандарт публичных консультаций (порядок проведения) и методика проведения оценки регулирующего воздействия. Помимо них, могут быть акты с дополнительными параметрами.
По результатам исследования, в части практического воплощения типовой структуры нормативно-правового регулирования лидером можно назвать Свердловскую область, в которой есть практически вся необходимая структура нормативных правовых актов.
Необходимость внедрения ОРВ в регионе установлена в нормативных правовых актах 40 субъектов РФ. Формы установления такой необходимости различны: в 10 регионах приняты специальные распорядительные акты по внедрению ОРВ, в 30 регионах внедрение ОРВ является частью мероприятий, предусмотренных различными целевыми программами, например, в Липецкой области – Программа развития конкуренции, в Курской области – Программа повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг.
В настоящее время порядки проведения ОРВ/положения об ОРВ приняты в 22 регионах, 16 из них была принята во второй половине 2012 года, а 12 и вовсе приняты в четвертом квартале 2012 г.
Регионами-лидерами по дате начала практического внедрения ОРВ являются Вологодская и Челябинская области, хотя в последней, судя по информации с официального сайта, проведено вообще только 1 ОРВ. Всего же, если не учитывать Челябинскую область, практически оценка регулирующего воздействия осуществляется в 8 регионах. Исходя из этого, можно сказать, что реально ОРВ проводится только в трети регионов, в которых были приняты положения об ОРВ / порядки проведения ОРВ.
При этом необходимо отметить, что фактически ОРВ, кроме названных регионов, проводилась в Забайкальском крае, в Республике Коми, Ханты-Мансийском автономном округе, г. Москве, Новосибирской области.
Порядки проведения публичных консультаций установлены в настоящее время в 7 регионах: Чувашской Республике, Пермском крае, Волгоградской, Вологодской, Московской, Свердловской и Ульяновской областях. При этом порядок публичных консультаций может устанавливаться, как в виде отдельного нормативного правового акта, так и в виде приложений к порядкам / положениям об ОРВ.
Методические рекомендации по проведению ОРВ в настоящее время утверждены только в пяти субъектах РФ: в Волгоградской, Вологодской, Свердловской, Тамбовской и Челябинской областях.
В 11 регионах в утверждены некоторые типовые формы: Республика Мордовия, Чувашская Республика, Липецкая область, Краснодарский край, Волгоградская и Ульяновская области, Удмуртская Республика, Московская и Свердловская области,Ростовская область, Челябинская область.
Как отмечают эксперты, ни в одном регионе на данном этапе развития ОРВ нет формы заключения об оценке целесообразности изменения государственного регулирования или другого документа по результатам предварительной ОРВ: дальше всего в этом направлении продвинулась Московская область, чья нормативно-правовая база проведения ОРВ включает требования к содержанию заключения об оценке целесообразности изменения государственного регулирования.
По результатам исследования, число регионов, где проводится оценка относительно невелико – 9 субъектов РФ (без учета экспериментов). Во-вторых, в этой группе в большинстве случаев оценка проводится с начала 2013 года и прошло незначительное время, чтобы делать детализированные выводы. Поэтому в текущем раунде эксперты приняли решение присваивать дополнительные 4 балла любому региону, в котором началось проведение ОРВ за исключением тех, которые остановились на 1-2 оценках (им по 2 балла), и дополнительные 2 балла регионам, где были проведены предварительные эксперименты, в не зависимости от количества проведенных оценок.
- Среди других количественных критериев, задействованных в рейтинге, предполагалось использование показателя «среднее количество участников публичных консультаций, и данный показатель, как представлялось, характеризовал бы широту проведения публичных консультаций, - говорит заместитель генерального директора НИСИПП Дмитрий Павлов. - Однако пришлось столкнуться с двумя сложностями. Некоторые регионы не публикуют сводную информацию, в том числе и потому, что публичные консультации не предусмотрены – соответственно для таких регионов показатель не считаем. Но самое главное мы пока не знаем, как относится к ситуации, когда участников консультаций не много, но они представляют крупнейшие организации бизнеса в регионе, например, региональную ТПП, отделения Опоры, Деловой России, РСПП. Формирование показателей, характеризующих широту привлечения общественности к обсуждению проектов актов, мы решили оставить на следующий раунд мониторинга, так как простых решений в данном вопросе, по-видимому, не бывает. Очень надеемся на совместную работу с указанной четверкой по определению параметров эффективности проведения публичных консультаций, как самых главных их участников.