Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Горизонт планирования и финансовое положение малых предприятий в условиях кризиса

Малые предприятия в процессе своей деятельности находятся на разных этапах жизненного цикла: становление, рост, зрелость, кризис развития, возрождение, спад.

Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) по заказу фонда «Либеральная миссия» в 2009 году опросил руководителей МП в 4 регионах на предмет того, как далеко они заглядывают в будущее, когда вокруг бушует кризис.

В сравнении с 2007-м годом, в этом году горизонт планирования при принятии управленческих решений снизился для предприятий всех стадий жизненного цикла, кроме тех, кто находится на стадии роста. Только руководители небольшой группы МП, находящихся в стадии роста, увеличили в среднем горизонт планирования своего развития с 10,5 месяцев до 13,5.

Средние значения горизонта планирования принятия управленческих решений на различных стадиях жизненного цикла (в месяцах)

Средний горизонт
планирования (мес.)
СтановлениеРостЗрелость
2007 год2009 год2007 год2009 год2007 год2009 год
11,16,810,513,512,110,3
Кризис развитияВозрождениеСпад
11,16,910,58,012,17,0

Если в 2007 году около 45% руководителей МП видели развитие своего бизнеса на срок от 1 до 5 лет, то в 2009 году эта цифра упала до 7,7%. Зато резко выросла (с 15,7% до 49,3%) доля тех, кто «дальше своего носа не видит» и планирует бизнес не более, чем на шесть месяцев вперед. Кризис, однако, сильно ударил по стратегическим планам малого бизнеса.

Средние значения горизонта планирования

Горизонт планированияДоля малых предприятий
2007 год2009 год
До 6 месяцев15,7%49,3%
6 - 12 месяцев20,7%35,0%
1 - 2 года40,7%5,0%
2 - 3 года1,7%1,7%
3 - 5 лет3,7%1,0%

Кажется парадоксальным то, что доля руководителей малых предприятий, считающих свой бизнес успешным, и в 2007 и в 2009 годах осталась примерно одной и той же, кризис на это никак не повлиял (71,4% и 71,3%). С другом стороны, на 100% быть объективным к своему детищу готов далеко не каждый (а бизнес – это «как член семьи, как собственный ребенок»).

Ожидаемо, что на стадиях стагнации опрошенные в меньшей степени склонны считать свой бизнес успешным. Наиболее устойчивым считают свое финансово-экономическое положение представители предприятий, находящихся на стадии зрелости.

На стадиях становления и роста большинство предпринимателей считает свое финансово-экономическое относительно устойчивым («средств хватало для поддержания бизнеса, но недоставало для развития»). Напротив, на стадиях стагнации больше тех, кто считает положение своего бизнеса неустойчивым и отмечает недостаток средств для его поддержания.

Оценка успешности и финансово-экономического состояния бизнеса

СтадииУспешный бизнес, доляФинансово-экономическое состояние бизнеса
по итогам работы за 2008 год (доля предприятий)
Устойчивое
Относительно
устойчивое
Неустойчивое
Становление76,3%28,358,313,3
Рост88,0%34,058,06,0
Зрелость95,7%50,045,71,4
Кризис развития48,9%28,642,928,6
Возрождение66,7%33,333,333,3
Спад44,1%13,664,422,0
В целом71,3%31,353,714,0
Успешный бизнес
(доля в 2007 году)
71,4%

Для справки:

В рамках проекта было проведено анкетирование 300 руководителей малых предприятий в 4 субъектах Российской Федерации: Москве (25,3%), Новгородской (24,7%), Томской (25,0%) и Ростовской (25,0%) областях. Опрос проводил в 2009 году АНО «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства» по заказу Научного Фонда теоретических и прикладных исследований «Либеральная миссия. Руководство исследованием: д.э.н. Ясин Е.Г., к.э.н. Шестоперов О.М.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости