Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Интервью

Ждем перемен

Опубликовано в ИА "Банкир.Ру" 3 февраля 2011 г.

После кризисного шока результаты кредитования малого бизнеса в 2010 году можно назвать положительными. Однако нет уверенности, что «посткризисном» 2011 году темпы роста кредитования возрастут, и предприниматели не будут испытывать проблем с финансированием

Михаил Смирнов, генеральный директор консалтинговой компании «Финист»

2010 год на рынке кредитования малого бизнеса принес и надежды и разочарования. С одной стороны, крупные игроки восстанавливались после кризиса, пытаясь вернуться к докризисным уровням кредитования. Некоторым удалось даже превысить докризисные уровни. Особенно радужным было настроение на рынке весной уходящего года, когда Индекс кредитного благоприятствования (Индекс кредитного благоприятствования отражает настроения банков, их готовность кредитовать малый бизнес. Основные черты такой готовности – открытость для клиентов (доступность информации о кредитовании), динамичность (изменения предложений для клиентов вслед за конкурентами), стремление к совершенствованию (улучшение качества сервиса, активное консультирование). Рассчитывается с начала 2010 года.), рассчитываемый Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) и консалтинговой компанией Финист, показал быстрый рост (24%). На волне ожиданий посткризисного восстановления экономики банки спешили раздать дорогую ликвидность и застолбить себе долю на рынке.

Данные Центробанка России подтверждают сохранение слабой тенденции к расширению кредитования малого бизнеса на протяжении всего 2010 года. На 1 декабря 2010 года совокупная задолженность субъектов малого и среднего предпринимательства перед банками составила 3,1 трлн. рублей, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 21%. При этом просроченная задолженность впервые с начала года не выросла, а, наоборот, снизилась на 0,1%, составив 9,1% от портфеля.

Помимо количественных изменений, произошли и некоторые качественные сдвиги на рынке, зафиксированные мониторингом Индекс кредитного благоприятствования.

Во-первых, заметно улучшилось качество консультирования и продаж. Индекс качества консультирования показал рост на 40%, хотя к концу года и несколько снизился по сравнению с пиковыми значениями в мае 2010 года. Прежде всего, рост качества обслуживания проявился в повышении доступности информации о кредитах в режиме предварительных консультаций, выросла квалификация консультантов (верный показатель того, что снизилась текучка кадров, и малоквалифицированные кадры перестали замещать более дорогих квалифицированных специалистов).

Во-вторых, весьма существенно банки смягчили кредитную политику, что отразилось в росте индекса кредитной политики на 38%. Прежде всего, это проявилось в снижении ставок кредитования – в среднем по рынку за год ставка снизилась с 20,5% до 16,2%.

В-третьих, лидерами задан вектор маркетинговой политики, хотя в 2010 году индекс маркетинговой активности вырос незначительно (всего на 19%). Основными чертами такой политики являются – развитие информационных ресурсов банка для малого бизнеса (промо-сайты МДМ-банка и Росбанка, «банковский помощник» Промсвязьбанка, истории успеха банка Траст), регулярное проведение маркетинговых акций, направленных на привлечение малых предприятий, повышение открытости информации о кредитах, рост числа целевых программ кредитования, а также создание специальных партнерских программ банков.

Вместе с тем, эти положительные изменения заметны во многом благодаря эффекту «низкой базы» - как только конъюнктура на мировом финансовом рынке перестала ухудшаться, банки вынуждены были начать агрессивную работу на рынке кредитования, чтобы компенсировать высокие проценты, выплачиваемые по вкладам, привлеченным в кризис.

О полноценном восстановлении рынка говорить пока еще рано. И это хорошо показывает Индекс кредитного благоприятствования, который во втором полугодии вырос всего на 5%. Замедление динамики индекса в третьем и четвертом квартале указывает на торможение рынка кредитования малого бизнеса, хотя еще весной ожидания были чрезвычайно оптимистичны. Наиболее вероятные проблемы, сдерживающие дальнейший рост рынка – стагнация на многих товарных рынках, а также общая неуверенность предпринимателей в перспективах бизнеса, вызванная в т.ч. действиями государства (прежде всего, рост налоговой нагрузки с 2011 года). Банки, как ни кто другой чувствуют эти настроения, и меняют рыночную тактику привлечения и обслуживания клиентов.

Октябрьский мониторинг «ОПОРа России» показывает, что по сравнению с мартом дефицит финансовых ресурсов стал менее острым (значимой эта проблема была для 29% в октябре против 40% в марте 2010 года). Очевидно, что активность банков, зафиксированная весной (рост индекса кредитного благоприятствования за второй квартал составил 24%), позволила части предприятий решить вопросы с финансированием.

Однако, как свидетельствуют данные «ОПОРа», весьма серьезный дефицит по-прежнему наблюдается у производителей продуктов питания и общественного питания (значимой проблемы назвали 45% респондентов), строительных, транспортных и производственных компаний (42%, 31% и 29% соответственно). При этом лишь 23% опрошенных предполагают брать кредиты (в марте было 31%), прибегая для решения финансовых проблем к собственным источникам.

Одной из причин нежелания предпринимателей прибегать к услугам банков является проблема обеспечения кредитов. Требования банков ужесточились и, в отличие от процентных ставок, на протяжении 2010 года практически не изменились.

Банки ищут новые подходы к залоговой политике, меняя методики дисконтирования и оценки рисков. Однако нельзя сказать, чтобы в этом направлении была сформирована однозначная тенденция. Так, например, товары в обороте отдельные банки как залог вообще не рассматривают, не смотря на то, что значительная часть их продуктовой линейки представлена оборотными кредитами для торговых компаний. Другие банки готовы кредитовать под такие залоги только по специальным программам, допуская до 100% обеспечение только товарами в обороте. Практически не меняют и дисконты, применяемые к обеспечению – в большинстве случаев они составляют 50% и более.

При этом, как отмечают предприниматели, Фонды гарантирования, призванные решить проблему с обеспечением, оказываются практически беспомощны, так как максимальные лимиты на одного заемщика у них не превышают 30 млн. рублей, а в основном составляют 5-10 млн. рублей, что крайне мало и для производственных, и для торговых компаний (тем более, что максимальный лимит используется крайне редко).

Ранее уже отмечалось, что в банковском предложении преобладают оборотные (до 35% всех программ) и универсальные (еще 30%) программы, которые являются преимущественно краткосрочными. Целевые долгосрочные программы занимают пока незначительное место в продуктовых линейках банков, а у многих банков и вовсе отсутствуют.

В линейке кредитных продуктов отсутствуют и предложения для начинающих предпринимателей, что не создает стимулов для появления новых компаний. Хотя, очевидно, что поддержка начинающих предпринимателей во многом зависит от государственной политики, которая пока не отводит банкам почти никакой роли. С одной стороны, деньги выделяются напрямую получателям, в т.ч. безвозмездно, без конкурса, но в небольшом объеме, недостаточном для запуска проекта. С другой стороны, поддерживаются вроде бы и в рамках конкурсных процедур, но вполне устойчивые компании, которые в состоянии наладить работу с банками.

Зарубежный опыт показывает, что наибольший эффект дает сотрудничество государства с банками, когда первое берет на себя риски кредитования (полностью или частично) начинающих предпринимателей, а банки самостоятельно отбирают проекты. Кредитование осуществляется на возмездной основе, что позволяет избежать безответственного поведения заемщика, но при этом, в случае возникновения проблем с платежеспособностью, государство компенсирует банку убытки.

Например, в рамках программы «Стартовые деньги» (инвестиции в основные и оборотные средства могут быть профинансированы в размере до 50 тыс. евро) немецкий KfW Mittelstandsbank, представляющий интересы государства, берет на себя 80% риска невозврата кредитных средств, а остальные 20% несет обслуживающий банк малого предприятия. Помимо этой программы есть и другие, помогающие развивать бизнес дальше. Таким образом, решается проблема недостатка обеспечения у многих начинающих предпринимателей.

Отсутствие подобных механизмов в России ограничивает не только объемы банковского предложения, но и возможности для дальнейшего снижения ставок кредитования. Более того, учитывая инфляционные тенденции, можно ожидать, что ставки кредитования в 2011 году могут даже вырасти. Еще осенью 2010 года некоторые банки отказались от дальнейшего снижения ставок и, наоборот, повысили их на 1-2%.

Определенное давление на ставки оказывают государственные институты. Так, ЦБ РФ удерживает ставку рефинансирования на уровне 7,75%. Однако при этом регулятор обещает ужесточить банковский надзор, что гораздо сильнее будет влиять на стоимость кредитов, нежели ставка рефинансирования. Продолжает снижать ставки по своим продуктам Российский банк развития (на конец 2010 года ставки для банков-партнеров не превышали 8%), но также маловероятно, что ему удастся преломить тенденцию к повышению, так как его доля на рынке кредитования малых предприятий пока не слишком велика.

Лидеры рынка, наоборот, уже публично готовят рынок к повышению ставок. Так, глава Сбербанка, занимающего на этом рынке более 15%, заявил о том, что в конце первого квартала 2011 года вероятно повышение ставок депозитов. После этого стоит ожидать и роста процентных ставок по кредитам.

Таким образом, в 2011 году вероятно продолжение стагнации или роста рынка кредитования малого бизнеса на уровне инфляции, обусловленное тенденциями к повышению ставок кредитования и сохранению жесткой кредитной политик банков. При этом маловероятно, что характер банковского предложения сильно изменится без создания соответствующих стимулов на государственном уровне – по-прежнему, будут преобладать краткосрочные универсальные кредиты. Также существуют опасения, что ожидаемое ужесточение требований к банкам со стороны ЦБ РФ приведет к снижению интереса коммерческих банков к кредитованию сектора, а доля рынка, контролируемая государственными банками, будет увеличиваться.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости