Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Интервью

Малый бизнес Великобритании жалуется на банки

Ассоциация российских банков

Более половины предпринимателей в Великобритании утверждают, что банки совершенно не заботятся об интересах и потребностях небольших компаний. Такие данные содержатся в отчете Федерации малого бизнеса Великобритании (The Federation of Small Businesses) - крупнейшего объединение владельцев небольших фирм и самозанятых граждан. Организация создана в 1974 году и объединяет около 200 тыс. предприятий.

49% представителей британского малого и среднего бизнеса обеспокоены непропорционально высокими процентными ставками банков по кредитам с доходами предприятий.

Кроме того, каждый третий предприниматель отмечает, что в течение минувшего года банки увеличили сборы за обслуживание. Средняя сумма, уплаченная респондентами за банковское обслуживание в прошлом году, составила 1075 фунтов стерлингов.

Всего 37% малых предприятий в Великобритании знают о существовании альтернативных поставщиков кредитных ресурсов.

«Крупным британским банкам следует изменить отношение к оценкам рисков кредитования малого бизнеса. Кроме того, многое еще предстоит сделать для пропаганды растущего спектра небанковских финансовых организаций, таких, как компании, занимающиеся микрофинансированием. Правительство должно поддерживать и продвигать эти новые источники средств», - считает один из руководителей Федерации малого бизнеса Великобритании Элейн Мур.

Каждый третий предприниматель отмечает, что в течение минувшего года банки увеличили сборы за обслуживание.

Бурный рост интернет-бизнеса

Согласно исследованию Boston Consulting Group, интернет-бизнес, в основном состоящий из малых и средних предприятий, составляет 8,3% экономики Великобритании, и, по мнению экспертов, его ожидает продолжение бурного роста.

Британские онлайн-предприятия принесли экономике страны более 121 млрд. фунтов в 2010 году. Это эквивалентно примерно 2000 фунтов стерлингов на каждого жителя страны.

И это гораздо больший вклад в экономику, чем вносят здравоохранение, строительство или образование", - поясняет Гари Дэвид Смит, соучредитель компании Prism Total IT Solutions.

Исследование Boston Consulting Group показывает, что в течение последних трех лет интернет-продажи у предприятий малого и среднего бизнеса росли в среднем на 12,5% ежегодно.

При этом уже сейчас 13,5% всех продаж в Великобритании совершается в интернете. Ожидается, что к 2016 году эта цифра возрастет до 23%.

Что интересно, в Соединенном Королевстве интернет-продажи растут гораздо быстрее, чем в других развитых странах. К примеру, в США годовой рост составляет 5,4%, а в Китае - 6,9%.

При том, что малый и средний бизнес в интернете развивается очень активно, большинству подобных предприятий приходится искать альтернативные источники финансирования. Банки отказывают им в кредитовании, так как они не вписываются в существующие критерии.

В России малый и средний бизнес зачастую сталкивается с теми же самыми проблемами: получить кредит таким компаниям оказывается не так-то просто.

Разговоры на эту тему регулярно ведутся в деловом сообществе, однако на практике ощутимых перемен пока не происходит. Федерация малого бизнеса Великобритании призвала банки изменить отношение к расчетам рисков для таких малых и средних предприятий. Услышат ли ее банкиры, покажет время.

Интернет-бизнес составляет 8,3% экономики Великобритании.


Михаил Смирнов. Финист, Генеральный директор

По-видимому, это повсеместная проблема. Технологизация банковской работы, усложнение законодательства, рост специализации среди сотрудников делают сегодня невозможным то, что еще лет 100 назад казалось естественным. Банкир прекрасно понимал бизнес своего клиента и старался помогать ему увеличивать обороты. Конечно, за весьма немалые проценты и комиссионные. Частенько банкир владел и всем имуществом предпринимателя. Сейчас в даже в небольшом банке многократно дублируется процесс оценивания заемщика, но нигде нет оценивания и доработки бизнес-идеи. Заведомо такая модель не может обеспечить банку ни быстрого текущего роста клиентской базы, ни, что важнее, роста повторных обращений за кредитом от клиентов, которым банк помог развить бизнес.

Упование британских чиновников на микрофинансовые организации, боюсь, окажется напрасным. Они, как и банки, преимущественно предлагают такие программы, которые «ищут» не потенциальную выгоду клиента, а дисконтируют его текущие доходы. Хотя, безусловно, отдельные МФО способны предложить интересные и эффективные продукты для малого бизнеса (например, уже сейчас на российском рынке есть несколько предложений для обеспечения участия в тендерах), но большинство таких организаций выстраивается совсем на иной идеологии.

На самом деле, в мире достаточно много примеров кооперации самих малых предприятий – например, в форме обществ взаимного кредитования, которые достаточно успешно помогают своим членам сохранять бизнес. Но со стороны государства стимулировать такой процесс почти невозможно, предприниматели должны организоваться самостоятельно.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости