Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Интервью

Борис Овчинников, сотрудник компании «Sup Fabrik». Рунет – сегмент Всемирной Сети

- Борис, прежде всего, о «Sup Fabrik» - что это за компания, поскольку «Живой журнал», хозяином которого она является, знают очень многие, а ее – далеко не все.

- «Sup Fabrik», и это уже неоднократно декларировалось, - новая интернет-компания, созданная буквально несколько месяцев назад. Она занимается проектами, связанными с контентом, который производится самими пользователями…

- То есть она владеет «Живым журналом»?

- «Живой журнал», на самом деле, - тот проект, благодаря которому«Sup Fabrik» известна, заметна и так далее, но это далеко не единственный ее проект. Она реализует или планирует к реализации и другие интернет-проекты.

- И чем Вы там занимаетесь? До сих пор Вы постоянно фигурировали в различной деловой прессе как аналитик компании «Джейсон и партнеры».

- В новой компании я руковожу направлением исследований и развития бизнеса.

- Ну, что ж, давайте перейдем непосредственно к нашей теме.
По данным International Telecommunication Union, опубликованным перед самым новым годом, в мире сейчас Интернетом пользуются 882 миллиона человек. Более трети из них живет в США (18,3%), Китае (10,6%) и Индии (8,6%). Это более 161 миллиона пользователей-американцев, 94 миллиона китайцев и 76 миллионов индийцев. Соревноваться с ними могла бы Россия, но она занимает 12 место в мире, между Канадой и Индонезией, с 16 миллионами пользователей.

- Честно говоря, цифры эти мне кажутся очень странными. Не знаю, как их получили, поскольку по количеству пользователей Китай намного больше опережает Индию. Не помню точных цифр, но и Россия очень сильно опережает Индонезию.

- В процентном отношении числа пользователей ко всему населению мы выглядим еще хуже, оказавшись с 11,1% на 98-й позиции. Причем из бывших советских республик мы уступаем не только странам Балтии, но и Белоруссии (у нее 23,9%). США оказываются на 18 месте, а Китай и Индия вообще не попадают в первую сотню.

- Тут можно опять же оспаривать конкретные цифры: к сожалению, ни единой методики, ни надежных достоверных данных по всем странам не существует. Я, например, готов отстаивать ту точку зрения, что процент пользователей Интернета в России существенно выше, чем в Белоруссии. Это видно хотя бы по посещаемости российских интернет-ресурсов, куда белорусские пользователи заходят в первую очередь, поскольку белорусский интернет не очень-то развит.
Но это все детали. Да, в России на данный момент Интернет развит существенно хуже, чем в Европе и США, чем в некоторых странах Юго-Восточной Азии, таких, как Япония, Южная Корея, Тайвань.

- Но вообще Вы готовы подвергнуть цифры, приведенные в международном рейтинге сомнению?

- Международных рейтингов много. Универсальной методики нет, надежных инструментов сравнения нет. Как мы, например, можем посчитать цифры проникновения Интернета в Россию, если точно не знаем, сколько в России населения? По официальным цифрам нас 142 миллиона, но очевидно, что реальная цифра существенно выше. Насколько выше, мы не знаем.

- Хорошая посылка для исследований!

- Какая есть. И точно также понятно, что нет твердой информации о том, каково население Индии, а тем более Индонезии или Нигерии. Статистика сегодня – вещь сомнительная.
С другой стороны, если посмотреть на бывший Союз, то Россия является безусловным лидером в СНГ (естественно, что по абсолютным показателям, но, судя по всему, и по относительным). Это, в первую очередь, потому, что есть такой город, как Москва, где сконцентрирована существенная часть населения, и это – наиболее экономически активная его часть, которая является основным пользователем Интернета.
Да, мы проигрываем Балтии, Чехии, Польше, Венгрии, Словакии. Но, если сравнивать с Румынией и Болгарией, то уже нет. И, согласившись даже, что Россия на 12-м месте по количеству пользователей, будем помнить, что русский язык играет в Сети более существенную роль, поскольку является основным языком для интернет-пользователей в СНГ, отчасти в Балтии и для существенной части пользователей в Германии и США. Он является также вторым языком в Израиле.
Если же говорить про абсолютные цифры, то количество пользователей в сочетании с высокими темпами роста и большим потенциалом в стране с населением в 150 миллионов, причем населением достаточно образованным и, по мировым меркам, далеко не самым бедным, сулит большие перспективы.

- Ну, вот, Вы говорите, что перспективы России прекрасны. А, например, газета «Новые Известия», опубликовавшая цитировавшийся мною рейтинг, утверждает обратное. По мнению автора опубликованной там статьи (я думаю, он тоже с кем-то консультировался), самое худшее в том, что сейчас в России на 100 семей приходится в среднем 11 «персоналок», следовательно, резервов для увеличения количества пользователей Интернетом нет.

- Во-первых, объем продаж персональных компьютеров в России растет с каждым годом, так что количество их владельцев тоже постоянно растет. Более того, возвращаясь к вопросу о статистике, можно высказать подозрение, что те цифры, которые объявляются, даже после корректировок, делавшихся в последние годы, все равно преуменьшены. Они не учитывают «серый» рынок.
Во-вторых, надо понимать, что один компьютер вовсе не обозначает одного пользователя. Было время, когда основным местом работы на компьютере был офис, где часто на один ПК приходился один пользователь, хотя и это соблюдалось не всегда. Это – стандарт для Москвы: в регионах ситуация, когда в офисе одним компьютером с выходом в Интернет пользуется несколько человек, вполне обычна. А сейчас доминирует домашний доступ в Интернет, а на домашний компьютер в среднем приходится два пользователя.
Кроме того, есть важная и показательная цифра: по последним опросам, проводившимся различными организациями в 2006-м году, к Интернету подключено менее половины домашних компьютеров. Особенно эта тенденция распространена в регионах. Это понятно: интернет плохой, интернет дорогой. Но притягательность интернета понятна: основной мотив домашнего подключения во многих случаях – желание дать ребенку возможности для дальнейшего интеллектуального роста. Сегодня для этого покупаются компьютеры. Но, я думаю, потребность в интернете в ближайшее время утвердится, особенно в связи с поголовной интернетизацией школ.
Есть для этого и структурные предпосылки: везде есть хотя бы мобильный интернет. Да, он дорогой, да, он медленный, но он есть. К тому же практически по всей стране при наличии домашнего телефона есть возможность подключения к Интернету. И сегодня компании «Связьинвеста» эти возможности развивают.

- Борис, не так давно, отвечая на вопрос газеты «Коммерсантъ», вы говорили, что у нас в основном развивается быстрый широкополосный интернет. Это означает, что у нас правильный вектор развития?

- Безусловно, позитивные процессы есть. Но, если смотреть в масштабах всей страны, то основной вид домашнего доступа в интернет – это «dial-up». Хотя «выделенка» его в целом и опережает, поскольку офисный доступ или доступ из учебных заведений, Интернет-кафе – в большинстве случаев осуществляется именно по выделенной линии.
И сегодня в целом ряде регионов (самый очевидный пример – Москва, Великий Новгород, Екатеринбург) домашнее подключение к Интернету тоже в основном идет по выделенным линиям. Не повезло в этом отношении Питеру: там начали пользоваться Интернетом раньше и успели привыкнуть к «dial-up». К тому же очень большое количество старых домов не дает развернуться выделенным линиям. А вот, например в Ижевске местный оператор «Марк и ТТ» уже несколько лет назад охватил весь город оптоволоконной сетью.
Есть, правда, еще одна большая проблема, причем не столько телекоммуникационная, сколько социальная: речь идет о резком контрасте Москвы и частично Петербурга с одной стороны и большей части России – с другой по стоимости трафика. Те цены на интернет, которые привычны москвичам и сопоставимы с ценами в Европе или США, кажутся жителям регионов недостижимой мечтой.

- Пару лет назад мы говорили об этом, и все было точно также.

- Нет! За последние два года цены, например, в Москве упали в несколько раз, и разрыв с регионами вырос еще больше. Это притом, что и в регионах трафик дешевеет процентов на 30 в год. Но гигабайт там стоит долларов 50 – 70, а в Москве погигабайтно платят уже немногие, а если и платят, то уже за 20 – 30 долларов можно получить несколько гигабайт трафика. А на безлимитном тарифе можно выкачивать десятки гигабайт за те же 20 долларов. В регионах же безлимитные тарифы, если и есть, то очень медленные и дорогие.

- Это определяется технической отсталостью регионов?

- Нет. На самом деле, основная причина – ценовая политика как местных операторов, так и национальных провайдеров, которые обеспечивают передачу трафика из Москвы в регионы. При этом есть регионы, где национальные провайдеры снижают цены, а местные операторы удерживают имеющиеся тарифы. Причем это определяется не только желанием получить большую прибыль, но и пониманием самого простого факта: местные сети не выдержат резкого увеличения трафика, который произойдет при снижении цен.
Увы, проблемы отечественного интернета многогранны и приводят порой к нарушению информационного единства страны. Для людей оказывается дешевле пользоваться исключительно местными ресурсами: порталом местного провайдера или общегородским сайтом. А все наиболее известные общероссийские интернет-ресурсы расположены в Москве, что делает доступ к ним дороже.
Так что для нормального развития российского интернета потребуется еще много усилий.


Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости