Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Интервью

Михаил Вирин, генеральный директор фирмы АМО. У предпринимателей нет своей партии

- Михаил Михайлович, у нас на носу выборы в Мосгордуму. Как отмечают эксперты столичный парламент отличает неизменная с 1993 года общая численность депутатов – 35 человек. Это – очень небольшое количество народных избранников, против, к примеру, 50 в нынешнем Санкт-Петербурге, Самарской или Московской области. С точки зрения разумного соотношения численности депутатов с численностью населения в Москве, «представительность» представительного органа почти в три раза меньше, чем в Санкт-Петербурге и почти в 10 меньше численности европейских представительных органов стран с близкой к Москве численностью населения (Венгрия, Болгария, Чехия).
И вот что странно: в столице самый развитый в стране малый и средний бизнес, но никто толком не может сказать: как он участвует в этих выборах и участвует ли в них вообще. А ведь для него все решения московской власти крайне важны: с одной стороны – борьба с ларьками и палатками, с другой – отмена проверок.
Но что делает бизнес для того, чтобы среди депутатов оказались его представители, никто не знает. Влияют столичные предприниматели хоть как-то на выборы, или они давно стали лишними на этом празднике жизни?

- На мой взгляд, столичные предприниматели на эти выборы не влияют никак. На московских выборах есть единственный серьезный игрок – это городская исполнительная власть. И никаких других серьезных игроков просто нет.
Даже потуги отдельных парламентских партий, например КПРФ, сводятся лишь к тому, чтобы завоевать в Мосгордуме парочку мест, которые они, скорее всего, и получат. Но это все – мелочи.
Реально же московский парламент сформирует исполнительная власть, и этой задаче подчинены все силы ее вертикали – правительства, префектур, управ. Между прочим, и по закону именно исполнительная власть должна обеспечивать выборы власти законодательной.

- Если Вы не возражаете, я приведу две мысли известного нам с Вами лично политолога Александра Кынева, специалиста как раз по региональным выборам. Вот, что он писал совсем недавно о выборах предстоящих в столице:
«Городской избиратель хорошо понимает специфический характер деятельности и выборов МГД, воспринимая их как элитные игры, далекие от его интересов. Доказательство тому – традиционное игнорирование москвичами городских выборов. Явка избирателей Москвы на выборы депутатов МГД, а тем более депутатов муниципальных собраний всегда значительно ниже, чем участие москвичей в федеральных выборах. Во времена существования порога явки он обычно преодолевался лишь на несколько процентов. Так, на выборах депутатов МГД 14 декабря 1997 года явка в среднем по Москве составила 31,1%, в декабре 2001 года – 30,47%, в 2005 году– 34,8%.
…Можно с уверенностью сказать – абсолютное большинство депутатов, как и ранее, будут ставленниками нынешней московской власти, а подавляющее большинство представителей т. н. оппозиции, как и ранее на городских выборах в Москве, сыграют в поддавки. Неудобные власти темы будут поднимать лишь отдельные кандидаты в округах – если им, конечно, удастся зарегистрироваться. Но дело не только в игре лояльных партий (впрочем, нелояльных власти партий в России сейчас нет: все несистемные группы такого статуса лишены и не имеют почти никакого шанса его получить) в поддавки. Даже среди лояльных политической конкуренции стало еще меньше – по причинам как общероссийским, так и внутригородским».

- Понимаете, это, может быть, парадокс, но у нас сложилось так законодательство, что исполнительная власть как бы обеспечивает не просто выборы депутатов Думы, но и воспроизведение самой себя. По представлению президента депутаты должны будут утверждать нового мэра, который, в свою очередь, переназначит всех руководителей исполнительной власти.

- Но утверждение главы региона – процедура весьма формальная.

- Но она есть. И потому связь между двумя ветвями власти исключительно тесная. Кто находится у власти, тот сам себя и избирает. И депутаты Мосгордумы, в общем-то, не могут существенно повлиять на исполнительную власть. Влияние в основном у нас обратное.

- Но они могут вносить какие-то свои законопроекты…

- Насколько я помню, 95% законопроектов, рассматриваемых Мосгордумой, вносится на рассмотрение столичным правительством, которое очень активно использует свое право законодательной инициативы. Депутаты ведут себя куда пассивнее. И это – яркое свидетельство того, кто в Москве реально занимается законотворчеством.
И подготовкой выборов тоже занимается исполнительная власть, формирующая избирательные комиссии. А успех выборов зависит именно от работы избирательных комиссий.

- Хорошо. Но вот прямой вопрос: что же в этой ситуации могут хотя бы попробовать сделать столичные предприниматели? Или время таких попыток тоже давно прошло?

- Мне кажется, да. Часть представителей малого и среднего бизнеса попала в «Единую Россию», где растворилась в громадной бюрократической машине. Часть, тяготевшая к СПС или «Яблоку», вообще оказалась ни при чем, поскольку СПС вообще перестал существовать, а «Яблоко» дышит на ладан.
Я бы сказал так: у предпринимателей в Москве нет ни своей партии, ни возможностей влияния на межпартийную борьбу и защиту своих интересов. Свои предприниматели есть и у коммунистов, и у эсеров, и у единороссов. Да только интересы их как-то теряются среди других интересов любой партии.

- В свое время проблему выборов в городской парламент бизнесмены пытались решить с помощью денег. Правда, это могли позволить себе представители довольно крупного бизнеса.

- Восемь лет назад, когда я участвовал в выборах в Мосгордуму, назывались некие суммы, с помощью которых якобы можно было решить этот вопрос. Так это было или нет, не знаю: у меня такой суммы не было. Но я знаю другое: сейчас об этом даже не говорят. Никаких денег, только административный ресурс.

- Откуда такой ресурс у малых предпринимателей?

- Да нет его, разумеется. У предпринимателей был бы какой-то шанс, если бы существовала еще одна действительно сильная партия. Ведь сегодня и «Единая Россия» провозглашает, что она за малый и средний бизнес. Если бы таких сильных партий было две, то они вынуждены были бы за симпатии этого малого и среднего бизнеса бороться. Как? Отстаивая его права. Сегодня такой необходимости нет, и защита предпринимателей – дело рук самих предпринимателей.

- Это печально.

- Разумеется.

Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости