Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Интервью

Андрей Шаров, Руководитель Департамента развития малого предпринимательства Министерства экономического развития Российской Федерации в интервью для "ОПОРА-КРЕДИТ" рассказывает о развитии и поддержке малого бизнеса в кризисный период

Шаров Андрей Владимирович родился в 1971 году в Красноярске. Окончил Красноярский государственный университет, кандидат юридических наук. Работал в администрации города Красноярска, Управлении конституционного законодательства Министерства юстиции РФ, Управлении кадровой политики Администрации Президента РФ. В 2002-2004 годах возглавлял Департамент государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития и торговли РФ. В апреле 2004 года был назначен директором Департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития РФ, затем - руководителем Департамента развития малого предпринимательства Минэкономразвития РФ.


Вопросы

  • ОПОРА-КРЕДИТ

    Интерес к теме развития и поддержки малого бизнеса пришелся на кризисный год. В связи с этим возникает вопрос, не будет ли снижаться интерес со стороны Правительства РФ и ответственных министерств и ведомств к этой теме по мере выхода экономики из кризиса?

Андрей Шаров:

Этот интерес возник не во время кризиса и с кризисом мало связан. Более активно эта тема стала обсуждаться после  марта 2008 года. Напомню, что новый политический цикл принес новые приоритеты, которые были сформулированы еще в Тобольске избранным, но не вступившим в должность Президентом России Дмитрием Медведевым. Так счастливо получилось, что те меры, которые разрабатывались до кризиса, в кризис и сработали.

Сейчас мы часто слышим критику в адрес власти, что эти кризисные меры в отношении малого бизнеса не всегда достаточно эффективно работают. Хочу сказать, что нас не все устраивает. Мы бы хотели более масштабных мер по поддержке малого бизнеса, но даже простые примеры показывают, что уже сделано немало.

Во-первых, был принят новый закон о проверках, который ввел помимо многих других улучшений, норму о согласовании проведения проверок с прокурором. Этот закон привел к тому, что количество проверок сократилось на 50%. Это очень существенно для бизнеса и сэкономило предпринимателям огромное количество средств.

Во-вторых, знаменитый закон о контрольно-кассовой технике. За первые месяцы работы 60 тысяч кассовых машин были убраны «под прилавок». Экономия бизнеса в итоге составила 1 млрд. 800 тысяч рублей. А эта сумма сопоставима со всей суммой поддержки малого бизнеса по нескольким федеральным округам.

В-третьих, решение, которое экономит деньги предпринимателям при подключении к электроэнергии.  Стоимость подключения к электросетям до 15 кВ составляет 500 рублей, а при подключении к 100 кВ предоставляется рассрочка на три года. И это только несколько примеров того, как после принятия решения Правительства РФ и Госдумы реально сократились издержки бизнеса.

Бизнес часто справедливо говорит о том, что здесь власти сократили издержки, а где-то они, напротив, выросли. Поэтому если вернуться к Вашему вопросу, то интерес с кризисом никак не связан. Ведь первое решение о системной поддержке малого бизнеса было принято на Госсовете в 2001 году. И после кризиса интерес не ослабнет по очень простой причине – Правительство РФ поставило перед собой задачу увеличить число малых компаний к 2020 году кратно и изменить структуру малого бизнеса. Прежде всего, увеличить долю инновационного бизнеса, долю бизнеса в социальных услугах - здравоохранении и образовании, а также в промышленности.

  • ОПОРА-КРЕДИТ

    Когда Вы говорите о том, что хотели бы, чтобы малый бизнес получил более масштабную поддержку, что именно Вы имели в виду, какие конкретные меры?

Андрей Шаров:

Бизнес не разделяет политику госорганов - не делит правительство на ведомства, на федеральные органы власти и региональные. Бизнесу все едино. Если коммунальные платежи растут на 20%, то бизнес адресует это правительству в целом. Если банки повышают кредитные ставки, то и это бизнес адресует правительству в целом. Или трудно получить заем в банке, или упал спрос, и поставщики не платят, то бизнес адресует это тоже правительству в целом. Поэтому надо честно сказать, что на какие-то процессы мы можем влиять, на какие-то процессы влиять не можем, например, на отношение бизнеса с поставщиками или поиск партнеров по бизнесу. Хотя и здесь есть определенные меры, которые можно принять. В ряде стран правительством создается или субсидируется маркетинговая система для малых и средних компаний, благодаря которой они могут получить дешевую информацию о потенциальных партнерах, смогут выйти на новые рынки сбыта и завязать партнерские отношения, а также вывести продукцию на внешние рынки.

Малый бизнес в 2008 году был прокредитован банками больше, чем на 2 трлн. рублей. Понятно, что никакая господдержка не сравнится с кредитованием малого бизнеса банками. Итак, что мы сделали для того, чтобы поддержать эти объемы кредитования.

Первое, создали гарантийные фонды в более чем 70 регионах страны. Эти фонды позволят обеспечить 100 млрд. рублей кредитов малому бизнесу. Это существенная цифра. Хотя, может, и недостаточная, если ее сравнивать с 2 трлн. рублей, выданных банками. Но вполне сопоставимая с теми средствами, которые выделяют экономики развитых стран на поддержку малого бизнеса.

Второе, это новая программа Российского банка развития (РосБР) по кредитованию малого бизнеса. Ее новое измерение имеет региональный аспект. Важно, чтобы малый бизнес был прокредитован не только в Москве, Санкт-Петербурге и других городах-миллионниках, но и в Амурской области, Хабаровском крае и Республике Коми. Для каждого региона был определен лимит - и впервые несколько десятков банков участвуют в этой программе, и впервые те регионы, которые раньше не получали «дешевых» денег, получат эти ресурсы.

  • ОПОРА-КРЕДИТ

    Планируется ли расширять список банков-партнеров, которые могут участвовать в этой программе?

Андрей Шаров:

Согласен с тем, что требования жесткие у РосБР, но на первом этапе реализации программы (государственная программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства - прим. ред.) это оправданно. Важно, чтобы этот институт финансирования заработал без сбоев. По мере улучшения общей экономической ситуации, уверен, что количество банков, включенных в программу, будет расти. И очень важно, что по этой программе мы поддерживаем не только кредитование малого бизнеса через банки, но и кредитование через микрофинансовые организации. На эти цели выделен 1 млрд. рублей. И 4 млрд. рублей выделено на факторинговые и лизинговые компании. Это три абсолютно новых направления в работе банка. Конечно, 30 млрд. рублей - цифра скромная, но мы исходим из того, что пока это проба пера. Когда механизм заработает на полную мощность, тогда можно будет вливать дополнительные ресурсы в эту программу.

  • ОПОРА-КРЕДИТ

    Эта поддержка запланирована на следующий год?

Андрей Шаров:

На текущий. В 2010 году цифра обсуждается на уровне 120 млрд. рублей, столько должно быть направлено на кредитование малого бизнеса с учетом мультипликативного эффекта.

  • ОПОРА-КРЕДИТ

    Планируются ли другие методы стимулирования развития малого предпринимательства?

Андрей Шаров:

Мы очень рассчитываем на закон о микрофинансовых организациях, который уже внесен в Правительство РФ Минфином. Это огромный рынок, и само принятие закона и выстраивание прозрачных правил привлечет инвесторов. И предложение для малого бизнеса кратно увеличится. Мы рассчитываем также на то, что новый закон о кредитной кооперации, который недавно был принят, тоже привлечет ресурсы в эту сферу и улучшит доступность кредитных ресурсов для малого бизнеса.

  • ОПОРА-КРЕДИТ

    Какие регионы, на Ваш взгляд, можно назвать наиболее успешными в плане развития малого бизнеса? Кроме Москвы и Санкт-Петербурга.

Андрей Шаров:

Я бы не стал сейчас говорить об этих регионах по одной простой причине. Ситуация поменялась, и лучше сделать общий вывод по результатам кризисного 2009 года. Потому что в кризис во многих регионах, где раньше развитию малого бизнеса не уделялось вообще никакого внимания, местные власти пересмотрели свой подход и выделили ресурсы и имущественную поддержку, а также устранили, наконец, административные барьеры. Таким образом, во многих регионах видим рост числа малых компаний и увеличение доли занятых по результатам первого полугодия.

Предлагаю цыплят считать по осени. Посмотреть в конце года не на те регионы, которые традиционно сильны в развитии малого бизнеса, вряд ли тут картинка поменяется - они известны, а, скорее, подбодрить и поощрить те регионы, которые показали хороший рост малого бизнеса в кризис.  Это было бы полезно и интересно.

  • ОПОРА-КРЕДИТ

    Поддерживаете ли Вы обратную связь с предпринимателями?

Андрей Шаров:

Да, конечно. Например, через ОПОРУ РОССИИ мы получаем «большую почту» от бизнеса. Мы проводим встречи с предпринимателями, участвуем в конференциях и семинарах. В наших планах в 2010 году запустить федеральный портал о малом бизнесе, который будет предоставлять информацию о мерах Правительства РФ по развитию МБ, ориентировать начинающих предпринимателей, содержать подсказки или гиды, как начать собственное дело, а также раскрывать информацию обо всей инфраструктуре поддержки, где они могут получить помощь. Этот портал будет связан с региональными порталами и не будет замкнут в рамках Садового кольца. На перспективу, как во многих странах при этом портале будет организован call-центр по обработке телефонных звонков граждан. Причем, сделать проект как площадку - задача государства, а поддерживать его в актуальном состоянии - уже задача частных организаций, включая объединения предпринимателей.

Хочу отдельно отметить, что правительство никаких мер из головы не выдумывает. По сути, все меры поддержки - селекция того, что предлагает бизнес. Нет такой меры, которая была бы рождена в отрыве от бизнеса и навязана ему сверху. Все меры выбираются из тех предложений, которые бизнес формулирует в адрес власти.

  • ОПОРА-КРЕДИТ

    Что нужно делать, по Вашему мнению, чтобы российская экономика стала «предпринимательской», например, как в США. Как можно добиться того, чтобы поставленная Президентом РФ Дмитрием Медведевым задача - к 2020 году доля трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе, должна достичь 60-70% - воплотилась бы в жизнь?

Андрей Шаров:

В первую очередь, необходимо создавать благоприятный предпринимательский климат. Надо четко отдавать себе отчет в том, что мерами поддержки во всех странах охватывается не более 15% малых предприятий, 85% существуют без всяких мер поддержки, потому что условия ведения бизнеса весьма благоприятны.

Нам самих себя тяжело оценивать, но по оценкам зарубежных рейтингов, пока мы не можем похвастаться благоприятным предпринимательским климатом в стране. Хочу рассказать о той работе, которая сейчас началась в правительственной комиссии по административной реформе. Это работа направлена на устранение административных барьеров. Всего выделено примерно 12 сфер деятельности - от торговли и внешнеэкономической деятельности до сельского хозяйства, транспорта и строительства. И в диалоге с бизнесом, по сути, бизнес называет те барьеры, с которыми сталкивается - самыми проблемными и дорогими по издержкам. Правительство будет принимать решение о сокращении числа таких барьеров. А отраслевые ведомства будут защищаться. По результатам в конце года у нас будут акты правительства, где все барьеры будут проименованы и ведомствам дадут конкретные сроки по их устранению. Будут инициированы изменения законов или изменения правоприменительной практики. Известно, что иногда законы правильные, а правоприменение страдает. Это первое, что нужно сделать.

Второе, необходимо создать надежную основу для кредитования и микрофинансирования. Если институты кредитования выстроены правильно, то особых проблем с кредитованием малый бизнес испытывать не должен. Если начинающий бизнес, то это будет кредитный кооператив, если бизнес подрос, то банковские организации. И здесь таким финансовым катализатором должна выступать программа РосБР. Программа построена таким образом, что банки, кредитуя малый бизнес, понимают, что под эти кредиты можно получить финансирование РосБР. В свою очередь, РосБР под эти кредиты получит финансирование ЦБ. Это очень важно. В итоге сумма будет мультипликативно расти. Это особый стимул для банков должен быть.

То, что касается доступности инфраструктуры и имущества, то мы активно ведем перечень такого имущества для сдачи в аренду малым компаниям. Но это, скажем, тактическая задача. По мере роста рынка коммерческой недвижимости - в перспективе 5-7 лет -  проблема доступности промышленных площадок и коммерческой недвижимости будет решена. Это тот случай, когда рынок решит все сам и расставит все по своим местам. Но для этого нужно время. И на это время мы формируем такие имущественные фонды.

По проверкам хочу проанонсировать один из законопроектов, который сейчас находится в Госдуме. Мы ввели в действие норму, по которой требуется согласие прокурора на проверку малых компаний. К сожалению, эта норма творчески используется чиновниками. К малым компаниям стали приходить реже, стали больше «ходить» на средние и крупные компании. Это неправильно. И депутаты Госдумы внесли соответствующий законопроект с тем, чтобы распространить норму о согласии прокурора на все компании. Это, безусловно, внесет свою лепту в оздоровление предпринимательского климата в стране. Вот такие основные меры, которые могут повлиять на развитие малого бизнеса.

Кроме того, нам необходимо в нашей стране выстроить стройную систему поддержки экспортно-ориентированных предприятий. В большинстве стран есть организации, оказывающие содействие в продвижении экспорта, причем, сориентированные не на крупные компании - они сами пробьются, а именно на малый бизнес. Один наш американский коллега выразился очень точно - малый бизнес нужно «водить за ручку», чтобы он вышел на экспорт.

Поэтому выстраивание такой системы - это и агентства страхования экспортных операций, это и переориентация деятельности торговых представительств РФ на поддержку малого бизнеса, и усиление тематики экспорта со стороны малых и средних компаний в межправительственных двусторонних комиссиях, и прямая финансовая поддержка малых компаний - субсидирование процентных ставок, субсидирование патентования за рубежом и так далее. Все это должно привести к увеличению числа экспортно-ориентированных малых компаний.

Есть такая статистика, которая официально давалась, в США до 30% малых компаний - компании-экспортеры. В Китае заявляют эту цифру на уровне 70%. У нас это, конечно, измеряется кратно меньшей цифрой. А компании-экспортеры - значит, высокотехнологичные конкурентоспособные компании. И мы, по сути, через этот индикатор - количество малых компаний, экспортирующих продукцию - можем судить и о качестве малого бизнеса в стране, и об уровне технологического развития.

При этом 2010 год - это год поддержки малых инновационных компаний. Это те компании, которым банки не дают кредиты ни в какой стране мира. Для этого тоже созданы институты поддержки - и Российская венчурная компания и более 20 венчурных фондов в регионах. В этом году запускается «посевной» фонд и действует Фонд по поддержке предприятий в научно-технической сфере - это самая ранняя стадия, когда у предпринимателя есть только инновационная идея. Будут введены налоговые послабления для компаний, которые внедряют инновационную продукцию. В нашей программе финансовой поддержки будет специальный раздел по поддержке инновационных компаний или компаний, которые проводят модернизацию своего производства. Это направление для нас очень важное, мы должны в 10 раз увеличить количество малых инновационных компаний в стране.

  • ОПОРА-КРЕДИТ

    Что касается процедуры привлечения средств инвесторов, то, например, Роснано совместно с ММВБ планировали сделать площадку по привлечению инвесторов. Насколько удачна такая идея?

Андрей Шаров:

Я в курсе. Речь идет о листинге высокотехнологичных компаний на ММВБ. Мы можем со своей стороны помочь предпринимателям компенсировать затраты на листинг и другие процедуры, связанные с выводом компаний на такие площадки. Аналогичные площадки существуют во многих странах мира.

  • ОПОРА-КРЕДИТ

    На лондонскую биржу AIM эта площадка будет похожа?

Андрей Шаров:

А как не будет похожа? Повторюсь, мы не изобретаем все те элементы поддержки инновационной структуры, которые уже есть во многих странах. Хотя количество компаний, которые там будут торговаться, не так велико, во всех странах такая ситуация. Но подобный источник привлечения инвестиций нужно использовать «на полную катушку».

  • ОПОРА-КРЕДИТ

    Планируется ли усиливать межведомственную деятельность? Создать некое «одно окно»? Например, у нас вышла история предпринимателя, чья компания занята в сфере инноваций. Так вот в течение нескольких месяцев у него стояло на таможне дорогое высокотехнологичное оборудование, из-за чего он не мог запустить линию производства, и компания несла убытки. Понятно, что департамент развития малого предпринимательства не имеет к таможне отношения. Но можно ли как-то помочь тем предпринимателям, которые оказались в такой ситуации?

Андрей Шаров:

Это все относится к вопросу о барьерах. Отдельно мы будем рассматривать тему торговли и внешнеэкономической деятельности. В рамках этой темы мы посмотрим все барьеры. Барьеры будем называть не мы, а бизнес. Именно те барьеры, которые являются запретительными. Один из таких барьеров для развития инноваций - скорость «растаможки» высокотехнологичного оборудования, когда этот процесс тянется месяцами. И люди просто отказываются работать в этой области, не могут получить оборудование от партнеров из-за рубежа. То есть зачастую сложности на таможне носят запретительный характер. В рамках этой работы мы будем устранять межведомственные барьеры.

  • ОПОРА-КРЕДИТ

    Есть еще один вопрос, который волнует предпринимателей. В докризисные годы легко брали кредиты, а сейчас сталкиваются с проблемами - те же неплатежи и просрочки. Банки в такой ситуации начинают оказывать на предпринимателей давление. Облегченная процедура банкротства или реструктуризации долгов - планируется ли сделать что-либо в законодательном плане в этом направлении?

Андрей Шаров:

Сейчас процесс идет несколько по-другому. Банки поняли, что значительно выгоднее реструктурировать задолженность, чем реализовывать предметы залога. Особенно если в качестве залога выступает недостроенное здание или оборудование, которое не имеет желающих его купить.

В целом мы планируем пересмотр законодательства по всей цепочке - от создания малого предприятия до ликвидации или до банкротства. В планах сделать так, чтобы и создать малую компанию было легко, например, ввести регистрацию через Интернет. Нам нужно также подумать о введении единого номера. У нас у Пенсионного фонда один номер, у фонда соцстраха другой, в Росстате также нужно получить номер. При регистрации компании то же самое. При получении патента возникает аналогичная ситуация. Все это существенно осложняет процесс регистрации компании.

Первое - легкий старт, второе - конечно, более простая процедура и прекращения деятельности, и банкротства. С созданием сейчас нет глобальных проблем - 15 тыс. рублей, и вы создались. Мы хотим и этот барьер входа уменьшить. С ликвидацией сейчас возникают действительно большие проблемы. Сейчас выгоднее не ликвидировать, а просто бросить компанию. Из-за этого зачастую получаем «мертвые души»: компания вроде бы числится, а в реальности не ведет никакую деятельность. В наших планах всю эту цепочку пересмотреть еще раз.

  • ОПОРА-КРЕДИТ
    По поводу перерегистрации ООО тоже много вопросов у предпринимателей. Не будут ли применяться штрафные санкции к тем компаниям, которые не успеют пройти эту процедуру до 1 января 2010 года?

Андрей Шаров:

Налоговая служба уже дала разъяснения - штрафные санкции применяться не будут. Изначально речь шла о перерегистрации тех компаний, у которых изменился состав участников общества. Но эти очереди в налоговые инспекции очень показательны - предприниматели не всегда доверяют власти, поэтому мы наблюдаем обратный эффект. Когда закон принимался для борьбы с фирмами-однодневками, для защиты предпринимателей. Но в силу определенного недоверия и организационных проблем это выливается в такие сложности для бизнеса.

Знаю, что в Госдуме уже в декабре будут приняты поправки в этот закон, которые позволят перерегистрировать документы по компании и после 1 января 2010 года.

  • ОПОРА-КРЕДИТ

    Вы 5 лет занимаете должность руководителя департамента развития малого предпринимательства Минэкономразвития России. Скажите, что Вы считаете своим главным достижением?

Андрей Шаров:

Я лучше расскажу, что я считаю своим главным «недостижением». Считаю, что самая главная проблема - то, чего нам не удалось добиться - это понимания всех ведомств. Регионы стали понимать, муниципалитеты стали прозревать, но для ведомств по-прежнему такой задачи, как поддержка малого бизнеса, не существует.

Прежде всего, это относится к надзорным ведомствам. Никто не поменял задачи - перейти от карательной практики в отношении малого бизнеса к профилактике, консультированию, предупреждению. Я думаю, что с течением времени мы эту проблему решим. Сейчас в Госдуму внесен законопроект, который мы давно обещали. По этому законопроекту, во-первых, будут наказываться нерадивые проверяющие, которые нарушают закон о проверках. Это будут штрафы, вплоть до дисквалификации - лишения права занимать должность до трех лет. Во-вторых, что не менее важно, появится новый вид наказания для малого бизнеса - предупреждение. Если мелкое или незначительное нарушение - сначала предупредить, потом уже если не устранены нарушения, то штраф.

Второе - мы делаем методику оценки результативности деятельности контрольно-надзорных органов. Конечно, приоритет в этой методике будет отдан не количеству штрафов, наложенных на компанию, а первый вопрос - безопасность в этой сфере, то есть, реально ли от той контрольно-надзорной деятельности, которая проводится, есть результат. Как это реально влияет на уровень безопасности - меньше ли отравлений, взрывов и пожаров. Если надзорная деятельность осуществляется, предприниматели штрафуются, а ситуация не меняется, то значит, не те проверяются, не те штрафуются, не так все делается.

Мы обещаем, что обсудим эту методику вместе с бизнесом. Это закладывает мотивацию - если с проверяющего спрашивать количество штрафов, то он будет штрафовать, а если по поводу количества сохраненных или действующих малых предприятий на вверенной ему территории и безопасности потребителей, то есть о реальном сокращении несчастных случаев, то это будет другой проверяющий. Вместо того чтобы брать у поднадзорного взятку, он сам доплатит, чтобы ничего не случилось. Или подскажет добрым советом. Это то ключевое, что мы должны сделать в ближайшее время. И тогда я уверен, что ту масштабную программу поддержки малого бизнеса, которая есть, можем сосредоточить только на инновационных, экспортных и высокотехнологических предприятиях, как это делается в других странах.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости