Источник - сайт Председателя Правительства РФ
Вступительное слово В.В.Путина:
Уважаемые коллеги, добрый день. Мы с вами встречались почти год назад именно в этом же месте, в этом же зале. Мне очень приятно, что это становится определенной традицией.
Тогда встреча проходила в условиях нарастающего кризиса. Много было тревог по поводу того, как у нас будут складываться дела. И то, что принимавшиеся тогда решения достаточно быстро были реализованы в правительственных решениях, в законах, по-моему, вы это видели, почувствовали.
Надеюсь, что такая работа нами будет продолжена в таком же режиме. Согласовывая свои позиции, выверяя их, вместе осуществляя поиск наиболее приемлемых путей решений стоящих перед нами проблем, мы будем двигаться и дальше.
Малый и средний бизнес будет все активнее заявлять о себе в научных исследованиях, разработках, машиностроении, телекоммуникациях, здравоохранении, образовании.
Однако, конечно, огромные резервы для повышения эффективности существуют и в традиционных отраслях экономики. Речь идёт о внедрении энергосберегающих технологий и материалов в строительстве, о переходе к современным форматам в торговле, повышении комфорта общественного транспорта, качестве жизни людей, качестве предоставляемых услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, развитии фермерства и других малых форм хозяйствования на селе. А также о многих других задачах, которые предстоит решить отечественному предпринимательству, чтобы стать по-настоящему конкурентоспособным, насытить российский рынок качественными, доступными и безопасными товарами и услугами.
Наша задача, задача Правительства и государства в целом, в самом широком смысле этого слова, заключается, конечно, в том, чтобы создавать вам необходимые условия для эффективной работы.
Я сегодня не буду подробно останавливаться на том, что сделано за год после нашей последней встречи. В ближайшее время, в соответствии с законом, состоится отчет Правительства перед Государственной Думой, где и будут приведены все основные цифры и даны соответствующие оценки.
Отмечу лишь главное. С моей точки зрения, в 2009 году удалось оздоровить атмосферу, в которой живёт и развивается бизнес, и, прежде всего, за счет существенного снижения количества всякого рода проверок, а также введения уведомительного порядка организации нового дела в самых массовых видах деятельности.
Самое важное сейчас, чтобы чиновники всех уровней осознали, что запрет на необоснованное вмешательство в предпринимательскую деятельность - это не какая-то «кампанейщина», не временное «антикризисное» действие со стороны Правительства, не временное послабление для бизнеса, а суть политики государства, рассчитанной на длительную перспективу, навсегда.
Особенно обращаю на это внимание наших муниципальных властей. Именно здесь решаются все основные вопросы, связанные с работой малого бизнеса, индивидуальных предпринимателей. Нужно создать нормальные условия для работы людей, а не мешать им, не заниматься административной самодеятельностью и вместо отмененных на федеральном уровне, не вводить ограничений на местах.
Еще раз хочу подчеркнуть: мы будем кардинально менять идеологию и практику работы контрольных служб. Если вы заметили из средств массовой информации, мы сейчас ведем эту работу на регулярной основе, практически по всем отраслям сейчас проходимся. Будем сокращать необоснованные, избыточные полномочия различных органов власти, избавляться от лазеек, создающих возможности для злоупотреблений и коррупции.
С другой стороны, контроль и надзор будут сориентированы на выявление и пресечение реальных угроз для жизни и здоровья граждан, состояния окружающей среды, а ответственность предпринимателей (как административная, так и финансовая) за нарушение прав потребителей, за выпуск опасной продукции будет, конечно, многократно возрастать.
И надеюсь, что такой подход будет встречен с пониманием в предпринимательской среде. Полагаю, что добросовестный бизнес только выиграет от того, что с рынка, наконец, уйдут те, кто привык жить за счет обмана людей и «чиновничьих крыш».
А теперь хотел бы сказать о тех новых шагах, которые сейчас обсуждаются в Правительстве, которые согласованы различными ведомствами. Должен откровенно сказать, что вплоть до прихода в этот зал я еще на всякий случай кое-какие вещи проверил, насколько они согласованы.
Потому что, если какие-то вещи, какие-то идеи до конца не проработаны, они могут забуксовать. Все, что я сейчас скажу - это действительно является консолидированной позицией Правительства Российской Федерации.
Многие из мер, которые мы предлагаем, предназначены специально для малых и средних предприятий, другие носят более общий характер, но также непосредственно затрагивают ваши интересы.
Начну с основной темы сегодняшнего форума - стимулирования инноваций. Самая острая проблема здесь, конечно, повышение страховых взносов в Пенсионный и другие социальные фонды, но, прежде всего, конечно, на цели пенсионного отчисления. Принимая такое решение в интересах старшего поколения, мы, конечно, понимали, что фискальная нагрузка на бизнес возрастёт.
И наша цель - минимизировать негативные последствия от этих шагов. И потому - дали обещание компенсировать рост налогов для высокотехнологичных предприятий. По сути - сохранить для них ставку страховых взносов на уровне 14%.
Соответствующий законопроект будет внесен в Государственную Думу уже в ближайшие месяцы и начнет действовать с 2011 года. В том числе, этими льготами смогут воспользоваться компании, занятые в сфере информационных технологий, а также - резиденты технико-внедренческих зон.
В целом, мы посмотрим, что ещё можно сделать, чтобы рост фискальной нагрузки в связи с переходом к страховым взносам - был более плавным.
Для предприятий, внедряющих энергоэффективное оборудование, будет предусмотрено освобождение от налога на имущество сроком до 3 лет. Нужно соответствующую методику разработать, но это дело техники, это мы сделаем.
Также согласовано предложение - отменить налог на прибыль от продажи ценных бумаг, я уже об этом говорил. При условии, что срок владения ими превышает 5 лет, и они не обращаются на биржевом рынке. Полагаю, этот шаг позволит небольшим инновационным предприятиям привлекать долгосрочные инвестиции для своего развития на более выгодных условиях.
И, наконец, компании, работающие в сфере здравоохранения и образования, будут освобождены от уплаты налога на прибыль. Это касается как некоммерческих организаций, так и коммерческих структур. Вы тоже наверняка слышали об этом, я уже говорил об этом публично. Есть, правда, небольшая поправка в сторону улучшения ситуации. Для них срок «налоговых каникул» (для коммерческих структур, работающих в сфере образования и здравоохранения) будет 8 лет. Мы согласовали - 9 лет, так, чтобы округлить до 2020 года.
И ещё одна мера, стимулирующая развитие высоких технологий. В прошлом году вузы и научные центры получили право создавать малые внедренческие предприятия. Для них будут сняты все ограничения, препятствующие переходу на упрощенную систему налогообложения. Сегодня на «упрощенку» не могут переходить предприятия, у которых доля больше 25%. Такое право им будет предоставлено.
Кроме того, они смогут пользоваться помещениями и оборудованием своих учредителей на льготной основе. Собственно говоря, по факту сейчас всё так и происходит. Специалисты применяют одно и то же оборудование как для работы в высших учебных заведениях, так и на самом малом предприятии. Нужно просто эту систему, этот порядок узаконить.
Кроме того, поможем и с помещениями, которые используются предприятиями, работающими на федеральной собственности в различных учреждениях, крупных предприятиях с федеральной собственностью. Здесь речь идет о возможности им тоже легализовать свою деятельность там и взять эти помещения в аренду по нормальным, приемлемым для них ставкам.
Могу сказать, что, если вернуться к вузам, вузами уже создано около 200 малых предприятий. Но мы считаем, что их должно быть гораздо больше. И в перспективе они смогут стать одним из ключевых звеньев национальной инновационной системы.
Дальше. В нашем налоговом праве предусмотрена возможность работы по патенту. Индивидуальный предприниматель уплачивает фиксированную сумму и может заниматься своим делом с минимумом отчетности.
Однако применение патентов так и не стало по-настоящему массовым. И, прежде всего, потому, что регионы не очень спешат использовать у себя эту систему. Понятно почему: муниципалитеты не очень заинтересованы в этом. Они получают небольшой доход от перехода малых предприятий на патентную систему.
В этой связи Правительство считает необходимым пересмотреть отношение к патентам. А именно определить на федеральном уровне перечень видов деятельности, где их введение является обязательным. При этом на местах можно будет дополнять этот перечень.
И конечно, те, кто работают по патенту, освобождаются от необходимости применять контрольно-кассовые аппараты.
Ещё одно замечание. Сегодня, и я вот сейчас только что об этом сказал, 90 процентов доходов от продажи патентов поступает в региональные бюджеты. И в результате, действительно, муниципалитеты практически не заинтересованы в развитии предпринимательской инициативы. Хотя, по сути, всё должно быть наоборот.
И я считаю, что этот перекос должен быть исправлен. Нужно передать в местные бюджеты значительные средства, а может быть, большую часть соответствующих поступлений, тем самым создать надлежащую мотивацию для муниципалитетов и одновременно укрепить финансовую базу местного самоуправления. Конечно, будут какие-то выпадающие для региональных бюджетов, но имея в виду, что большая часть муниципалитетов у нас дотируется из регионов, настроить финансовые отношения между регионами и муниципалитетами, на мой взгляд, не представит особого труда.
Уважаемые коллеги,
Несмотря на очевидные достижения, у российского бизнеса ещё очень много проблем. Мы это прекрасно понимаем и видим.
По-прежнему далёк от завершения процесс выкупа недвижимого имущества, арендуемого предпринимателями.
По сути, местные власти вместо того, чтобы давать дорогу частному предпринимательству, сами занимаются бизнесом, особо «не ломая голову», просто сдают свою собственность в аренду. В масштабах страны речь идет о десятках млн кв. метров помещений. Где-то это оправданно, а где-то - не очень.
С 2008 года, когда был принят закон о льготах по выкупу арендуемого имущества, им смогли воспользоваться лишь 8,5 тысяч предприятий, то есть в среднем чуть больше 100 на каждый субъект Федерации. При этом есть субъекты Российской Федерации, где закон ни разу не применялся. Это Республика Саха (Якутия), Москва, Карачево-Черкесская Республика, Ингушетия, Чеченская Республика.
Поэтому считаю необходимым продлить срок действия льготного порядка приватизации недвижимости на 3 года и освободить такие сделки от уплаты налога на добавленную стоимость. Спасибо за ваши аплодисменты. Хочу только подчеркнуть - на три года именно по этим сделкам будет освобождение от НДС. А также дать малому бизнесу право требовать выкупа арендуемых помещений. Чтобы у чиновников здесь не было возможностей «заматывать» решение проблемы.
Ещё один блок вопросов связан с продолжением работы по отмене избыточных административных барьеров.
Во-первых, очень много споров вызывают ошибки в определении кадастровой стоимости земли, из-за которых земельный налог может вырасти сразу в несколько раз.
Чтобы свести такие недоразумения к минимуму, будет ускорено принятие закона о досудебной процедуре оспаривания результатов кадастровой оценки. Такая досудебная процедура предусматривает рассмотрение этих спорных вопросов в местных органах власти с подключением налоговой инспекции.
Во-вторых, по результатам ревизии действующих у нас механизмов лицензирования, мы пришли к выводу, что лицензии могут быть бессрочными. Нет никакой необходимости каждые пять лет проходить длительную, обременительную, а иногда и унизительную процедуру возобновления лицензий.
Кроме того, лицензирование будет максимально оперативно переведено в электронную форму, что, надеюсь, позволит устранить возможности для коррупции.
Третье. Продолжим сокращать число товаров, подлежащих обязательной сертификации. И наоборот, перечень видов деятельности, где применяется уведомительный порядок начала нового бизнеса, планируется значительно расширить.
Эти шаги, надеюсь, будут облегчать жизнь тем предпринимателям, которые планируют выходить на рынок с новыми товарами и услугами. Но, повторюсь, отмена избыточного контроля не должна негативно отразиться на потребителях. Мы будем добиваться, чтобы бизнес нёс полную ответственность за результаты своей работы, а не прикрывался разного рода сертификатами, разрешениями и прочими никому ненужными, неэффективными бумажками, которыми мы все обросли в последние годы.
Четвертое. В федеральном бюджете на 2010 год уже предусмотрено 10 млрд рублей на развитие малого и среднего предпринимательства. Мы сейчас работаем над тем, чтобы увеличить эту поддержку, намерены использовать на эти цели средства нашего антикризисного фонда.
В частности, 3 млрд рублей будут дополнительно направлены на поддержку малых и средних инновационных компаний. На программы содействия малому бизнесу в моногородах пойдёт 2 млрд рублей. И ещё 1 млрд рублей - на развитие предпринимательства на Северном Кавказе.
Кроме того, Фонд реформирования жилищно-коммунального хозяйства обеспечит более широкое участие малых предприятий в программах капитального ремонта многоквартирных домов и расселения аварийного жилья. Среди таких компаний будут распределены заказы на общую сумму не менее 5 млрд рублей.
Здесь, правда, нужно будет внести небольшие изменения в законодательство, в закон о Фонде жилищно-коммунального хозяйства. Но это сделать нетрудно, мы сделаем это оперативно.
На поддержку малого и среднего бизнеса, осуществляющего экспорт высокотехнологичной продукции, будет дополнительно направлено 2 млрд рублей. На поддержку экспорта!
Таким образом, мы сформируем ещё один, дополнительный пакет помощи малому и среднему бизнесу в объеме 13 млрд рублей.
И последнее. Как вы знаете, у нас запущена система электронных аукционов при размещении государственного заказа. За неполный год на таких площадках были объявлены торги на сумму свыше 35 млрд рублей.
Возможно, ещё не все поставщики смогли в полной мере оценить преимущества этих максимально открытых и прозрачных процедур. Тем не менее, интерес к ним постоянно растёт. Поэтому, пользуясь случаем, хотел бы призвать малый бизнес более активно участвовать в электронных аукционах.
Уважаемые коллеги,
Российский малый и средний бизнес - это 17 тысяч средних и 228 тысяч малых компаний, более 1 миллиона микропредприятий, 4 миллиона индивидуальных предпринимателей и фермеров.
Причем, мы видим постоянный рост интереса граждан к открытию собственного дела. Люди стремятся взять на себя ответственность и за свою судьбу, и за благополучие своих семей. Внести вклад в созидание современной и конкурентоспособной российской экономики.
И наша общая задача помочь предприятиям раскрыть свой потенциал, свои способности, реализовать самые смелые планы и проекты.
Я хочу пожелать вам успехов, но вместе с тем хочу обратить ваше внимание вот на что. В прошлом году мы здесь встречались, как я уже сказал в начале, и - я не знаю, как вы оцениваете это, не хочу предвосхищать ваших оценок, - наверняка будут и критические замечания. Тем не менее, вы не можете не заметить, что то, о чем мы говорили в прошлый раз, мы практически все исполнили. Может быть, этого не достаточно, но именно поэтому мы предлагаем вам новый пакет, и он солидный пакет.
Я не уверен, что мы сможем по такому пакету делать презентацию каждый год. Поэтому я вас призываю разобраться в каждом их шагов, предложенных Правительством, и самым активным образом это использовать в своей практической деятельности.
Разумеется, мы вместе с вами будем искать проблемы там, где они остаются, и будем делать все для того, чтобы их устранить на пути к развитию.
Спасибо вам большое. И еще раз всего вам самого доброго.
***
Перечень мер по поддержке малого и среднего бизнеса, предлагаемых Правительством России :
- компенсация роста налогов для высокотехнологичных предприятий (по сути - сохранить для них ставку страховых взносов на уровне 14%);
- освобождение от налога на имущество на срок до 3 лет для предприятий, внедряющих энергоэффективное оборудование;
- отмена налога на прибыль от продажи ценных бумаг (при условии, что срок владения ими превышает 5 лет и они не обращаются на биржевом рынке);
- освобождение от уплаты налога на прибыль компаний, работающих в сфере здравоохранения и образования;
- снятие всех ограничений, препятствующих переходу на упрощенную систему налогообложения, для малых внедренческих предприятий вузов и научных центров;
- узаконивание практики использования внедренческими предприятиями помещений и оборудования своих учредителей на льготной основе;
- определение на федеральном уровне перечня видов деятельности, где введение патентов является обязательным (с возможностью дополнять этот перечень на местах);
- освобождение от необходимости применять контрольно-кассовые аппараты предпринимателей, работающих по патенту;
- передача в местные бюджеты значительной и даже большей части поступлений доходов от продажи патентов;
- продление срока действия льготного порядка приватизации недвижимости - как минимум, на 3 года, - и освобождение таких сделок от уплаты налога на добавленную стоимость, а также - предоставление малому бизнесу права требовать выкупа арендуемых помещений;
- ускорение принятия закона о досудебной процедуре оспаривания результатов кадастровой оценки; введение бессрочного лицензирования и максимально оперативная передача его в электронную форму;
- продолжение сокращения числа товаров, подлежащих обязательной сертификации и значительное расширение перечня видов деятельности, где применяется уведомительный порядок начала нового бизнеса;
- дополнительное выделение из федерального бюджета 3 млрд. рублей на поддержку малых и средних инновационных компаний; 2 млрд. рублей - на программы содействия малому бизнесу в моногородах и ещё 1млрд. рублей - на развитие предпринимательства на Северном Кавказе;
- выделение 2 млрд. рублей на поддержку малого и среднего бизнеса, осуществляющего экспорт высокотехнологичной продукции;
- обеспечение Фондом реформирования ЖКХ более широкого участия малых предприятий в программах капитального ремонта многоквартирных домов и расселения аварийного жилья.