Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Интервью

Хейкки Котилайнен, международный эксперт компании «Бауман Инновейшн», один из ведущих мировых экспертов по научной, технологической и инновационной политике и стратегии. Интервью для "ОПОРЫ-КРЕДИТ"

Источник - "ОПОРА-КРЕДИТ"

Я не вижу в России каких-либо особых препятствий для развития инноваций. Однако сейчас вы можете «застрять» на этапе определения термина «инновации», который, с моей точки зрения, совершенно не важен. Инновации очень пластичны и подвижны, их вообще становится все тяжелее определить. Поэтому, если термин «инновации» будет закреплен законодательно, это, скорее всего, парализует сами действия, направленные на поддержку инноваций.

Хейкки Котилайнен (Heikki Kotilainen) закончил Технологический Университет г. Хельсинки. Более 18 лет занимал пост руководителя по стратегии Национального технологического агентства Финляндии TEKES, инвестирующего в инновационные проекты. В настоящее время работает международным экспертом компании «Бауман Инновейшн», которая специализируется на иссследованиях и управлении технологическим и инновационным потенциалом, развитии инновационных кластеров и инновационной инфраструктуры в различных регионах мира. Является одним из ведущих мировых экспертов по научной, технологической и инновационной политике и стратегии. При его участии Финляндия за несколько последних лет, не имея и сотой доли ресурсов, которые есть, например, у России, заняла первое место в мире по инновационной составляющей.

ОПОРА-КРЕДИТ: Насколько, по вашему мнению, опыт Финляндии в области развития инноваций универсален и может быть применим к любой стране, России, в частности?

Хейкки Котилайнен: Определение «инновации» универсально для всех стран. Это новое знание, которое может быть коммерчески использовано. Поэтому нет никаких преград для использования опыта Финляндии в этом вопросе любыми другими странами. Конечно, будет существовать разница в используемых инструментах, но главное правило останется неизменным: развитие инноваций требует системного подхода. Каждой отдельной стране свойственны свои деловые привычки и свои особенности законодательства, поэтому слепо копировать опыт другой страны не только бессмысленно, но даже опасно. Повсеместно заметна такая тенденция: в ответ на появление новых условий создаются новые способы организации ведения дел и новые институты, но при этом устаревшие, неэффективные структуры продолжают существовать.

Есть некоторые основные принципы внедрения инноваций, применимые ко всем странам, например, требование ясной государственной политики и четкой стратегии развития страны в этом направлении. Другое немаловажное условие - существование открытого диалога власти и бизнеса, а также система постоянного учета и сбора информации. Без статистических данных невозможно заметить изменений, происходящих благодаря внедрению инновационной политики.

Можно схематически обрисовать различия между политикой, стратегией и тактикой в области инноваций. Каждый из этих показателей имеет свой тип контролирующей организации и временные рамки, достижения результата у каждого из них различны. Политика осуществляется правительством и министерствами. Их деятельность в целом просветительская и отвечает на вопрос: зачем нужны инновации? Каковы цели поддержки инноваций? Результаты этой деятельности обычно заметны в течение 2-4 лет. Реализацией стратегии занимаются различные органы власти, представители производственного сектора и в целом все заинтересованные стороны. Стратегия отвечает на вопрос: что? Каковы приоритетные направления развития инноваций? В данном случае результат должен быть заметен через 1-2 года. Тактика, в свою очередь, отвечает на вопрос: как? Какими способами можно этого достичь? На этом уровне ответственными органами являются национальные агентства внедрения инноваций. Результаты их деятельности обычно заметны менее чем через 1 год.

Разработка политики - задача всех заинтересованных сторон, то есть власти, научного сообщества и производственного сектора. Участие всех сторон гарантирует общую ответственность за результат. Правительство, в свою очередь, должно определить развитие инноваций своей приоритетной задачей. Без этого условия реализация стратегии и эффективное распределение средств будет затруднительно, а, может быть, и вовсе невозможно.

Некоторые черты финской инновационной системы могут быть использованы в России, но больше не на федеральном, а на муниципальном уровне. В идеале на федеральном уровне российская система должна представлять собой Совет, в который входят представители власти, крупных бизнес-объединений и научного сообщества. На муниципальном уровне создание подобных Советов также имеет смысл, но главное здесь - агентства, ответственные за внедрение федеральной и региональной политики и стратегии в области развития инноваций. Федеральное правительство совместно с муниципальными властями должны распределять средства на развитие НИОКР. Агентства должны быть ответственны за то, чтобы эти средства были инвестированы наиболее эффективно.

Средства, выделяемые на поддержку НИОКР, в странах Европейского сообщества в среднем составляют 1,9% ВВП страны. Однако этот показатель может варьироваться от 1% до 4% в зависимости от страны. Гораздо большее значение имеет соотношение частного и государственного инвестирования в этой сфере. В индустриальных странах частный сектор вкладывает от 50% до 75% всех средств в инновации.

Итак, если давать общее руководство по внедрению инновационной политики, отмечу несколько пунктов. Ваша основная цель: чтобы инвестирование в НИОКР было эффективным. Во-первых, не копируйте другие страны - не существует ни одного примера, который вы могли бы зеркально использовать у себя. Во-вторых, условия рынка постоянно меняются, поэтому инновационная политика должна быть перманентным процессом. Вы должны работать по принципу: вопрос-ответ, проблема - ее решение. В-третьих, думайте о разработке целой методики, а не о единичных требованиях. В-четвертых, следите за статистическими показателями, контролируйте функционирование инновационной инфраструктуры. И главное, помните о системном подходе!

ОПОРА-КРЕДИТ: Существуют ли в России свойственные только ей препятствия для развития инноваций?

Хейкки Котилайнен: В принципе, я не вижу особых препятствий для развития инноваций в России. Однако это процесс потребует от вашей страны создания полноценной системы, стимулирующей появление инновационных продуктов. Новые идеи - это всегда высокие риски и, кроме того, они требуют дополнительной финансовых вложений. В России государственный сектор должен быть ответственен за финансирование инноваций. Сам рынок слишком «близорук» и нацелен на быструю прибыль, это мешает ему вкладываться в долгосрочные проекты. С другой стороны, государство само нуждается в новых разработках, например, в области здравоохранения, обороны, защиты окружающей среды.

ОПОРА-КРЕДИТ: Считаете ли вы, что развитие инноваций возможно лишь при активном участии государства? Почему бизнес и наука не могут справиться с этой задачей самостоятельно?

Хейкки Котилайнен: Частный сектор во многом слишком консервативен, чтобы справляться с инновационными рисками в одиночку. Так, например, компании не считают целесообразным выходить на высококонкурентный международный рынок. Им уютнее оставаться на внутреннем рынке. Разработка новых продуктов - рискованное дело, так как требует одновременно и хорошего знания рынка, и технологий, и умения продвигать продукт. Опыт множества стран показывает, что государственная поддержка оказывается очень эффективной в области сокращения этих рисков. Во многих странах были образованы национальные агентства, инвестирующие в развитие НИОКР. Так, например, в Финляндии это Finnish Funding Agency for Technology and Innovation (TEKES), во Франции - OSEO (бывший Anvar), в Исландии - RANNIS. Существует общая европейская организация, объединяющая большинство этих агентств, она называется TAFTIE.

ОПОРА-КРЕДИТ: Как Вы определяете термин «инновации»? Почему в Финляндии этот термин не закреплен законодательно?

Хейкки Котилайнен: Европейская комиссия определяет инновации таким образом: «Инновация - это коммерческое использование существующего научного знания в новом контексте. Инновация отлична от исследования, результатом которого является новое знание, и от предпринимательства, которое находит новые возможности рынка. Она есть результат взаимодействия двух этих функций».

Инновации - это скорее особый метод работы с продукцией, обслуживанием потребителей, маркетингом, нежели задача, требующая единичного решения. В последнее время появилось несколько новых разновидностей инноваций. Традиционно инновация - это техническое новшество на рынке. Однако, кроме нее, существуют также производственные, управленческие и административные инновации. Очень многие инновации относятся к, так называемым, нарастающим, они подразумевают постоянные небольшие усовершенствования продукта или производственной методики. Все эти виды инноваций объединены одной общей чертой - они всегда экономически выгодны. Я боюсь, что вы можете «застрять» на этапе определения термина, который, с моей точки зрения, совершенно не важен. Возможно, вам лучше заменить этот термин на «разработку новых продуктов». В принципе, это то же самое, просто сказано более классическим языком.

Мир постоянно меняется, и все формы инноваций развиваются вместе с ним. Хорошим примером может стать, так называемая, «открытая инновация», в разработке которой участвует множество людей и компаний (например, компьютерная операционная система Linux). Отдельные компании более не в состоянии справиться с поставленной задачей самостоятельно и с радостью сотрудничают с другими компаниями, используя дополнительные источники технологического знания. Это придает инновациям большую пластичность и подвижность, но, в то же время, этот термин все тяжелее определить. Если термин «инновации» будет закреплен законодательно, это парализует действия, направленные на поддержку инноваций. Другими словами, законодательное определение - это всегда нечто стабильное. Однако закон не может охватить весь спектр постоянно появляющихся форм инноваций, потому что он не может меняться постоянно. По этой причине в Финляндии нам не требуется законодательное закрепление этого термина.

ОПОРА-КРЕДИТ: Каким образом можно стимулировать предпринимательство в России?

Хейкки Котилайнен: Самым лучшим стимулом всегда были и есть деньги. Но одних денег недостаточно. Должны существовать инструменты, способствующие деятельности в области инноваций. Например, развитие мер защиты интеллектуальной собственности имеет крайне важное значение. Содействие кооперации производственного сектора и университетов оказывается очень эффективным. Это сотрудничество должно быть выгодно обеим сторонам: производство получает в свое пользование новое знание, высокопрофессиональных сотрудников, а университеты имеют возможность реализовать свои проекты на практике. Во многих странах при университетах открыты лицензионные офисы, чтобы облегчить трансфер технологий. Также очень важно, чтобы государство активно поддерживало развитие инноваций в форме инвестиций в НИОКР. Государственные агентства должны быть очень гибкими и быстрыми в принятии решений и постоянно представлять отчеты о своей деятельности правительству.

Научные знания могут быть адаптированы к коммерческому использованию благодаря организации эффективного обмена информацией, сотрудничества бизнеса, университетов и объединений предпринимателей, например, в форме кластеров. Образование кластера - это способ организации удобной и эффективной кооперации производственного сектора и науки. Одним из конкурентных преимуществ кластера являются особенности его управления. В кластере могут сосуществовать даже конкурирующие компании. Благодаря сотрудничеству компании только выигрывают, повышая уровень требований, предъявляемых к технологиям.

ОПОРА-КРЕДИТ: Почему международное сотрудничество столь важно в области развития инноваций?

Хейкки Котилайнен: Здесь все зависит от размера страны. Финляндия - небольшая страна и определенно нуждается в международном сотрудничестве, потому что не в состоянии создавать все разработки самостоятельно. Таким образом, малые страны нуждаются в кооперации, в то время как Россия может позволить себе не прибегать к помощи иностранных ученых и разработчиков, рассчитывая исключительно на своих граждан. В небольших странах мы обязаны фокусировать свое внимание на сферах, соотносимых с объемами и возможностями нашей индустрии и потребностями нашего общества. Так, например, нам нет смысла инвестировать в ядерную энергию, создание космических кораблей, развитие авиации. Даже производство автомобилей - под вопросом. Это не наши масштабы. Сегодня производство становится интернациональным по причине глобализации рынка. А достижения научных исследований по определению принадлежат всему миру. Без международных контактов исследования просто не могут развиваться.

Интервью взяла международный обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Наталья Прокина

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости