Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Интервью

Сергей Борисов, президент ОПОРЫ РОССИИ: "Если вы промолчите - решения примут за вас"

Источник - Пресс-служба ОПОРЫ РОССИИ

Ровно 2 года назад впервые праздновали День российского предпринимательства, за который долго боролись.

Я помню свои ощущения, эмоции коллег – представителей малого и среднего бизнеса. Все мы пребывали тогда в ожидании перемен, которые, как нам казалось, должны были произойти.

И ожидания нас не обманули.

За это время произошло много событий. Возможно, многим на ум придет глобальный экономический кризис, который во многих странах еще далек от завершения. Кто-то вспомнит антикризисные меры российского правительства. А я хочу напомнить о том, что было сделано для малого и среднего бизнеса.

Это и уменьшение прессинга со стороны контрольно-надзорных органов.

И введение уведомительного порядка начала бизнеса.

Вступление в силу закона о льготной приватизации (хотя далеко не все гладко с его реализацией).

Снижение большинством регионов ставки налогообложения с 15 до 5%.

Освобождение плательщиков ЕНВД от обязанности по применению ККТ.

Наделение федеральных министерств и ведомств полномочиями по развитию малого бизнеса в отраслях.

Введение электронной системы проведения процедур государственного и муниципального заказа.

Вступление в силу 217-ФЗ, предусматривающего создание при вузах и научных учреждениях малых инновационных предприятий для коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

Решение проблем в целом ряде отраслей – хлебопечении, туриндустрии, зообизнесе, стоматологии, аптечном деле, на топливном рынке и т.д.

И список побед можно продолжать долго. Ведь ничто не украшает праздник так, как понимание того, что время было использовано с толком.

Но при всей радужности оценок, которые предприниматели дают тем или иным решениям Правительства, поручениям главы государства, нельзя говорить о том, что сделано всё возможное. Что проблем стало намного меньше, а развитие малого бизнеса идет темпами, которые позволяют реализовать задачу по увеличению занятости населения в МСП до 60-70%, поставленную Президентом.

Я не буду перечислять конкретные проблемы, мы часто называем их с разных трибун. Все секции, которые в рамках конференции проводились вчера, в той или иной мере затрагивают эти вопросы.

Моя задача сегодня – дать информацию для размышления в виде нескольких тем.

Первая тема. Где, кем и почему недооценивается роль малого бизнеса.

С моей точки зрения, дело в стереотипах. В штампах, с которыми нет желания расставаться.

С одной стороны малый бизнес, вроде как, приоритетное направление для государства. Но с другой стороны – у нас практически любой чиновник может смело цитировать слова Людовика Четырнадцатого: «Государство – это я» и выстраивать свои взаимоотношения с бизнесом на принципах, ведомых только ему самому. В ситуации, когда ответственность госслужащих виртуальна, а опыт и знания того, как устроена административная система могут быть с легкостью использованы для противодействия бизнесу, зачастую, остается уповать лишь на человеческую порядочность. И бдительность прокуратуры.

Слава Богу, госслужащих с умом и совестью больше. Но жить от этого легче предпринимателю пока не становится.

Чего стоят только действия некоторые представителей налоговых инспекций. Предпринимателей обязывают проверять своих контрагентов, как говорится, «на вшивость» - запрашивать паспорта, сверять личность, узнать сдавалась ли нулевая отчётность, дабы налоговая инспекция не признала, что предприятие получает необоснованную налоговую выгоду по вычету НДС.

Но ведь именно налоговые инспекции регистрируют такие компании, а полномочия по контролю почему-то перекладываются на бизнес.

Другой стереотип – недооценка реальных возможностей МСП. Здесь речь уже не о злом умысле, не о нехороших чиновниках. Скорее, об узости взглядов, о зашоренности, с которой можно столкнуться практически на любом уровне власти.

Например, недооценка роли малого предпринимательства в борьбе с инфляцией. Между тем, малый бизнес умеет «связывать» деньги, вовлекая их в оборот и развитие.

Другой пример - привязка российского бюджета к стоимости барреля нефти. Высокие руководители частенько объясняют населению, что если нефть будет стоить столько-то долларов, то дефицит бюджета будет вот таким. Любая пенсионерка в курсе того, что если стоимость нефти растет, то это – хорошо. А в наиболее развитых странах мира индексом, показывающим похолодание или потепление в экономике, является прирост числа малых компаний. Если бы наши руководители говорили о том же самом, глядишь, и у чиновников более низкого уровня со временем выработалась бы другая доминанта – делать все возможное для развития МСП. Просто потому, что так нужно государству.

Третий пример связан с реформой ЕСН. Это тема, о которой сейчас мало кто хочет говорить откровенно. К нам идут письма от предпринимателей со всей страны, в которых есть серьезные аргументы «против» такой реформы. И главный из них – ожидается массовый уход малого бизнеса в «тень». Будет ли от этого хорошо государству? Предпринимателям? Их наемным работникам?

Особенно удручает тот факт, что вся нагрузка ложится именно на малый и средний бизнес, который наиболее уязвим.

Но, как нам объяснили, – решение принято и изменить его уже нельзя. А интересы малых предприятий интересуют в последнюю очередь.

Вторая тема, которую хочу задать. Кластерная политика: жизненная необходимость или баловство?

Складывается впечатление, что, скорее, второе.

5 лет прошло с тех пор, когда мы впервые заговорили об этом на Совете по конкурентоспособности при Председателе Правительства России. Было дано поручение сформулировать принципы такой политики. И пока тишина...

Хорошая пища для размышлений – в странах с развитой экономикой – к огромному сожалению, говорю сейчас не про Россию – кластерная политика – это остов, на основе которого выстраивается всё - и стратегия поддержки МСП, и инновационная система, и развитие конкретных регионов.

В нашей стране, в ситуации, когда на один регион-донор приходится по десятку реципиентов, кластерная политика позволила бы снизить накал этой проблемы. Подумайте сами, практически каждый регион России обладает возможностями для формирования протокластеров.

Но этой работой нужно заниматься. На самых разных уровнях. У нас нет даже законодательных определений для таких понятий как «промпарк», «инновации», «кластер».

Третья тема. Время реформировать реформу МСУ.

Я сейчас не буду говорить о проблемах во взаимоотношениях малого бизнеса с местными чиновниками.

Давайте подумаем о том, как повысить качество местного самоуправления. Помимо конкретных инструментов, есть моменты, о которых принято умалчивать.

Во-первых, в нынешнем положении дел, во многом, виноваты наши политические партии. Говорю об этом откровенно.

О малом бизнесе, за редким исключением в лице некоторых депутатов Госдумы, партии вспоминают перед выборами. А после выборов – благополучно забывают.

Не отслеживают действия своих выдвиженцев в отношении малых предпринимателей конкретного муниципалитета. Вяло реагируют на жалобы самих бизнесменов. Кроме как нежеланием заниматься МСП, вникать в его проблемы, объяснить их бездействие нечем.

Во-вторых, реформа МСУ, которая, вроде как, идет с 2003 года, на деле не улучшает качество муниципального управления.

Хотели дать больше свободы местному самоуправлению? Но почему не дали рычагов реального, практического воздействия на муниципалитеты обществу, государству?

Вот и получается. В стране почти 25 тысяч муниципалитетов и, частенько, если нет принципиального прокурора, то муниципалитет превращается в поместное княжество со своим собором (в смысле собранием).

Такое положение дел - угроза для стабильности государства.

Четвертая тема. Почему России нужны мигранты.

Эта тема не про гастарбайтеров, выполняющих черновые работы. Хотя данная категория трудящихся также нужна России.

Мы очень много говорим об инновациях и модернизации, но их продвигают вперед те, кого принято называть креативным классом.

Это не только ученые, но и инновационные менеджеры, инвесторы, а также предприниматели, которые способны создавать новые ниши, новые коммерческие продукты.

В борьбу за этот креативный класс нужно включаться и России. А эта борьба идет во всем мире достаточно давно. Оставаться в стороне, не создавать специальных условий для этой категории граждан – стратегическая ошибка.

Пятая тема. Идеальная модель системы поддержки МСП.

Скажу откровенно, в жизни идеальному – места нет, но к идеалу принято стремиться. Ему хотелось бы соответствовать.

Действующая система поддержки малого и среднего бизнеса не имеет такого идеала. Возможно, потому, что и системы, как таковой, не существует, скорее, набор мероприятий плюс пакет документов и финансовых инструментов. Нет ни идеологии. Ни понимания, куда двигаться. И нужно ли двигаться вообще. Иной раз кажется, что системность нам заменяет бесконечный поиск «идеального барьера». И если снять его, то малый бизнес начнет развиваться как на дрожжах.

Не начнет. Потому что такого «идеального барьера» нет и, слава Богу, специально его создавать никто не собирается.

Идеальная модель системы поддержки и развития малого бизнеса нужна, в первую очередь, для того, чтобы на ее фоне было понятно, куда идти и что делать сначала, чуть позже и в отдаленной перспективе.

Ни в одной стране мира такой модели не существует. Но есть другие – менее совершенные, зато понятные и работоспособные.

Вы спросите, а зачем идеал понадобился нам? Ведь по латанию дыр нам в мире равных нет. Да затем, что только большие цели дают большие результаты. Если, конечно, такие результаты нам нужны.

Но, поскольку задачу по увеличению числа занятых в малом бизнесе до 2020 года, никто с повестки дня не снимал, нам нужна, если не идеальная модель, то хотя бы четкая стратегия развития. И желательно не на 2-3 года вперед, а хотя бы на ближайшие 10 лет. Этой теме мы и планируем посвятить наш съезд осенью этого года, на котором представим «дорожную карту» развития малого и среднего бизнеса, с индикаторами и показателями по годам.

Почему-то пока наши попытки реализовать этот проект не встречают особого энтузиазма у руководителей разного ранга. Мне не понятно, почему, например, Казахстан такую «Дорожную карту-2020» уже принял, а мы пребываем в сомнениях.

Вот слушают казахские предприниматели о наших проблемах, а потом говорят – ну, у нас все проблемы, о которых вы говорите, давно решены, но спасибо, сравнить было интересно.

В этой связи шестая тема. Что может сделать каждый из нас?

Я обращаюсь к вам, предпринимателям, сидящем в зале, а также ко всей многомиллионной армии занятых в малом и среднем бизнесе, - не ждите у моря погоды.

Определитесь сами – каким должно быть будущее отраслей, в которых вы работаете и регионов, в которых вы живете.

Подумайте, что лично вы можете сделать для того, чтобы они развивались, становились конкурентоспособнее.

Если вы промолчите, решения примут за вас, и понравятся ли вам эти решения – гарантии нет.

Малый и средний бизнес – традиционно самая неравнодушная и активная часть общества. Без предпринимательского потенциала не было бы ни одной из тех побед, что я перечислил в самом начале.

Я верю в то, что мы - сила, которой многое по плечу. Даже то, что кажется невозможным.

Как бы то ни было, направление, в котором мы уже движемся, правильное. Прибавить бы скорости продвижения и четкости движений. А то пока получается по Жванецкому: «Трудно ползти с высоко поднятой головой».

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости