“Будущее уже наступило, только еще не для всех”, - говорит мне Александр Клячин, один из учредителей и Председатель Совета Директоров компании
Дело в том, что у этой компании есть своеобразный талант: предоставлять очень сложную технологию в предельно простой для пользователя форме. “Наносемантика” ставит во главу угла простоту, функциональность и, что самое главное, чувствует основную тенденцию развития современных технологий - персонификацию информации и потребность в индивидуальной интерактивности. Google в скором времени перестанет показывать вам рекламу, которая не предназначена для вас лично; ePythia, основываясь на вашем местоположении, будет сообщать, что в магазине за углом есть та книга, которую вы искали, а “Наносемантика” научит сайты показывать вам только то, что интересует лично вас, просто задав пару вопросов.
Во главе компании стоят опытные бизнесмены: Игорь Ашманов, придумавший технологию, которая позволяет человеку общаться с компьютером на естественном языке, Александр Клячин, который преворяет эту идею в бизнес, и Наталья Касперская, которая стала акционером и инвестором компании. По мнению Клячина, не всякая идея имеет право на практическую реализацию: технологии должны развиваться из потребностей рынка. Компания не ставит себе задачу объять необъятное: создать искусственный интеллект. Их задачи более конкретны: создавать интерактивные интерфейсы на естественном языке. Это могут быть виртуальные собеседники, отвечающие на вопросы о компании на корпоративном сайте, говорящие баннеры, экспертные системы, позволяющие выбрать необходимый товар из множества предложенных на сайте и т.д..
Технология
“Наносемантика” создает онлайновые сервисы, в основе которых лежит прямой диалог с пользователем. Этот сервис может выражаться в форме виртуальной личности - инфа, или, например, в виде интерактивной панели, на которой пользователь будет отвечать или задавать вопросы. Принцип работы и в том и другом случае одинаков: текст преобразуется в смысл, который позволяет выявить тему диалога и на основе этого поддерживать беседу. Узкоспециальная направленность виртуальных собеседников позволяют инфам избегать главной потенциальной сложности интерфейсов на естественном языке – неограниченности тематики диалогов.
Дело в том, что современные технологии пока не позволяют создать совершенный разум, который сможет адекватно поддерживать все разнообразие существующих тем. Однако в большом количестве жизненных ситуаций возможные темы разговора ограничены. Так, например, если вы хотите заказать билеты в кино, темы диалогов будут ограничены временем сеансов и описанием фильмов; вы не будет спрашивать у сервиса, продающего билеты, о смысле жизни или итальянской кухне. Как только есть ограничения по теме, появляются пределы покрытия этой темы, и в этих пределах инф становится полноценным собеседником.
Кто такие “инфы”?
Неумение инфа говорить на какую-то отдельно взятую тему обычно изящно обыгрывается. Например, корпоративный инф Алиса, предназначенная для разговоров об ипотеке, вежливо попросит вас не отвлекать ее от работы, если вы спросите ее о чем-то постороннем. При создании инфов разработчики стремились достичь предельной естественности их поведения и реакций. Каждый инф имеет свой уникальный образ, а тот факт, что инфы понимают контекст происходящего, позволил их создателям наделить эти образы релевантными эмоциями. Если вы скажете ему что-то грубое (обычно с этого и начинают общение с инфом), он всем своим видом покажет, что обиделся, если похвалите – улыбнется. Каждый виртуальный собеседник – маленькая личность со своим характером, внешностью и манерой выражаться.
Если вы создаете своего инфа на бесплатном сервисе
Александр Клячин предполагает, что обучение инфов однажды может стать профессией. Вокруг “Ай-я-яя” уже сформировалось активное сообщество заинтересованных людей, которые называют себя “инфоводами”. На форуме они обсуждают различные алгоритмы обучения инфов, а так же возможные направления развития проекта. Например, предлагают такой вариант: если поженить мальчика-инфа и девочку-инфа, у них может родиться инф-ребенок, который в своей базе знаний объединит и унаследует базы мамы и папы.
Зачем компании заводить своего инфа?
Специалисты “Наносемантики” разрабатывают инфов, предназначенных как для малого и среднего, так и для крупного бизнеса. Их можно установить на свой корпоративный сайт и дополнительно обучать, анализируя реальные диалоги с пользователями. Подобный собеседник настоящая находка для маркетолога: он не только позволяет предельно персонифицировать общение клиента с компанией, но и по-настоящему узнать его. Если раньше пользователь, приходя на сайт, самостоятельно искал всю необходимую информацию, то теперь он сможет задать все интересующие его вопросы непосредственно инфу, который может либо ответить, либо дать ссылку на страницу сайта, где находится эта информация. По статистике от 40 до 60% всех запросов стандартны, и ответы на них уже есть на сайте, реальному сотруднику компании нет смысла тратить на подобные ответы свое время. Инф даже может подключить сотрудника к разговору, если у него возникнут затруднения.
Бизнес будущего
По мнению Александра Клячина инфы будут избавлять человека от “черновой” работы, ненужных контактов, а так же самостоятельно искать для него необходимую информацию, используя доступные интернет-источники, а также просто запрашивая информацию у других инфов. Путей для развития сервисов у “Наносемантики” огромное количество: социальные сети, игры, мобильные приложения, разработка 3D-инфов, представляющих собой виртуальные копии своих владельцев. Главной на данном этапе задачей является совмещение решений, позволяющих поддерживать диалог на естественном языке, с технологией распознавания голоса. Аналогов тому, что делает эта компания, в России нет.
“Есть такая греческая поговорка: кто-то называет вещи, а кто-то ими владеет. Есть те, кто генерирует идеи, и те, кто их реализует. Тот, кто формирует понятийный аппарат, определяет цели, на которые будет ориентироваться остальной бизнес. Самое интересное в бизнесе – формировать тренд, управлять бизнес-процессом, вынуждая других следовать за тобой, - считает Клячин, - Когда вы создаете компанию, многие вокруг говорят, что то, что вы задумали, невозможно, и с точки зрения настоящего они правы. Однако людей, которые делают будущее, не останавливает настоящее. Стартап не должен быть репликой уже существующего бизнеса, он должен быть прорывом в новый мир”.
В стартап-среде часто задаются вопросом: кто станет следующим google и yandex? Очевидно, что команда “Наносемантики” способна совершить феноменальный прорыв в своей сфере. У них для этого есть все задатки: понятная и красивая идея, фундаментальная технологическая база, мощная бизнес-составляющая, харизматичные руководители, умение работать на зарубежных рынках и, главное, хорошо развитая интуиция, позволяющая им создавать будущее.
Истоник: Наталья Прокина, http://www.opora-credit.ru/news/hot/detail.php?ID=19657