Безусловно, настало время разработать новую редакцию закона о закупках. Сейчас претензии к закону предъявляют как заказчики, так и поставщики. Дальше так продолжаться не может. Именно поэтому Президентом РФ поставлена задача произвести перезагрузку законодательства о государственных закупках. Но конечно необходимо сохранить все положительное, что было в 94-ФЗ.
К безусловным достижениям закона о закупках относится создание единого портала для размещения государственных и муниципальных закупок. Портал позволяет любому желающему увидеть в свободном доступе, что заказчик и за сколько хочет купить. Периодически возникающие скандалы в области госзакупок являются свидетельством именно их открытости и прозрачности.
Переход размещения заказов на электронные торги еще одно крупное достижение закона. На электронных аукционах заказчики узнают победителя аукциона только после проведения торгов. Это не позволяет им оказывать влияние на участников торгов до поведения аукциона, что в свою очередь резко снижает коррупцию при проведении закупок. Возможность влиять на сам процесс закупок естественно вызывает противодействие со стороны коррумпированных чиновников, которые таким образом лишаются кормушки в виде федерального и муниципального бюджетов.
На электронных торгах действительно созданы условия для конкуренции. Сейчас наблюдается до нескольких десятков участников по одному лоту. Снижение начальной цены контракта на электронных торгах иногда достигает 50 и более процентов. Отсутствие возможности участникам общаться между собой позволяет избежать «сговора поставщиков». Это, в свою очередь, не дает возможности участникам договариваться о координации своих действий на электронных торгах.
Электронные торги являются действительно реальным способом борьбы с коррупцией. Необходимо не только сохранить эту форму торгов, но и расширять перечень товаров и работ, закупаемых на электронных аукционах.
Госзаказ для малого бизнеса
За пять прошедших лет со дня принятия закона о закупках бизнес поверил в закон. Поверил, что можно выиграть государственный заказ. Огромную роль в сохранении малого и среднего бизнеса в условиях кризиса сыграла возможность предпринимателей получить государственный заказ. В действующей редакции закона предусмотрена существенная поддержка малого бизнеса. В части 1 статьи 15 закона закреплена обязанность заказчиков, проводить закупки у малого бизнеса на сумму от 10 до 20% всех выделяемых на это средств. За год по стране такая поддержка составляет около 1 трлн. рублей. Вот это реальная помощь малому бизнесу. Нет другой такой государственной программы поддержки малого бизнеса, на которую государство выделяло бы такие средства. Нельзя допустить, чтобы малый бизнес лишился этой поддержки.
О минусах
Воровство бюджетных средств в области государственных закупок действительно достигает огромных размеров. Но ради справедливости необходимо отметить, что до принятия 94-ФЗ этот процесс вообще был не управляемым и не контролируемым. Воровали чиновники в разы больше. Сейчас экономия бюджетных средств от проведения закупок ежегодно достигает почти 300 млрд рублей. Данные цифры официально подтверждены Министерством экономического развития России. Это те бюджетные средства, которые коррумпированным чиновникам не удалось превратить во дворцы, самолеты, пароходы, они будут использованы по назначению.
К серьезным недостаткам закона можно отнести процедуры размещения заказов путем проведения открытых конкурсов и запроса котировок. Непонятно, почему до сих пор существует самый коррупционный способ размещения заказов – запрос котировок? Сколько уже говориться об этом. Но до сих пор воз и поныне там.
И, конечно, конкурсы. В этом виде торгов субъективная составляющая заказчиков при оценке заявок достигает 45%. Это значит, что у честного предпринимателя нет никаких шансов победить в таких торгах. Поэтому на конкурсах побеждает не та фирма, которая предлагает лучшие условия, а та, которая предлагает большую цену. Именно она принесет коррупционеру «откат».
Нет анализа, как расходуются средства на научно исследовательские работы. Одни и те же НИРы могут выполняться по несколько раз. Достаточно поменять название и несколько фраз, чтобы можно было освоить миллионы бюджетных средств. «Откаты» в этой области достигают 50%. Необходимо менять порядок оценки заявок участников конкурсов. Если от конкурсов отказаться не возможно, то нужно оставить только два критерия оценки заявок участников: цена и качество (и/или квалификация).
Еще одна серьезная проблема - это постоянное ужесточение государством требований финансовых гарантий от участников госзакупок. На деле получается, что экономическая защита интересов государственных заказчиков одновременно является экономическими барьерами для участия бизнеса в госзакупках. Такие требования являются факторами, сдерживающими добросовестную конкуренцию, и приводят к разбалансировке государственного заказа.
И последнее. Небходимо срочно отменить все распоряжения Правительства РФ, устанавливающие обязанность государственных заказчиков производить закупки у единственного поставщика. Такая форма закупок проводится без конкурсов и аукционов и является по своей сущности коррупционной. Например, почему распоряжением правительства РФ от 31.12.2009г. № 2138-Р определено единственным поставщиком новой военной формы ЗАО «БТК-групп»? Кто является настоящим хозяином данной фирмы? И таких распоряжений уже около 20. Правительству необходимо не только отменить данные распоряжения, но выявить и привлечь к ответственности лиц, которые их готовили. Для того чтобы получить «откат», чиновник должен «выбрать» нужную фирму на торгах, а если это невозможно сделать по закону, то появляются такие странные распоряжения правительства РФ.
Появление распоряжений Правительства о размещении заказов у единственного поставщика свидетельствует о том, что 94-ФЗ действительно является серьезным барьером для коррупционеров. Они вынуждены искать пути, чтобы обойти 94-ФЗ, именно поэтому необходимо объективно оценить плюсы и минусы 94-ФЗ. И именно поэтому коррумпированные чиновники будут бороться с любым законом, который не позволяет им воровать, используя весь свой административный ресурс. А он у них не маленький, особенно если учесть что коррупция в госзаказе носит системный характер. Условия для коррупционных сделок закладываются еще при формировании и утверждении бюджетов различных уровней.
Нельзя допустить, чтобы был уничтожен закон, который действительно ставит заслон коррупции, позволяет экономить бюджетные средства, и оказывает реальную поддержку малому бизнесу.
Валерий Малиновский, Директор Центра содействия участникам торгов «За честные торги»
Фото: www.sxc.hu, автор: nkzs
Источник: http://www.opora-credit.ru/news/hot/detail.php?ID=21133