Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Интервью

Что же делать с техосмотром? Круглый стол НИСИПП. Часть первая

Президент России Дмитрий Медведев сделал еще один шаг к исправлению ситуации с техосмотром автомашин. Он впервые допускает возможность полной отмены техосмотра, демонстрируя стопроцентное понимание сути явления: «Нынешняя система техосмотра транспортных средств изжила себя напрочь. Наши автомобилисты часами выстаивают в очередях. Для чего? Для того чтобы получить никчемную бумажку, смысл которой в том, что эта машина может пока ездить. Если машина новая, современная, то такая бумажка ей не требуется, а если это «ведро с гайками», так оно все равно бумажку получит, но уже другим путем, - заявил президент. – Поэтому я хочу, чтобы в этом вопросе был наведен порядок. Есть два предложения: или вообще отменить техосмотр, или сделать его беспроблемным для граждан и, может быть, изъять это из компетенции МВД».

Бессмысленность ТО в его нынешнем виде настолько очевидна, что уже с позапрошлого года в Госдуме циркулируют законопроекты, нацеленные на то, чтобы хоть немного уменьшить масштабы этого явления. В начале 2010-го Медведев впервые заявил о необходимости как-то модернизировать систему техосмотров. После этого, в июле 2010-го нижняя палата приняла в первом чтении закон, в значительной мере (хоть и не полностью) выводящий ТО из ведения МВД и позволяющий проводить его в обычных автосервисах. Но дальнейшее прохождение закона увязло в согласованиях со структурами, абсолютно не намеренными упускать из рук эту выгодную услугу. К сожалению, в ситуации с ТО и первоначальная позиция Кремля сама была достаточно расплывчатой. В прошлогоднем президентском заключении на думский законопроект, присланном после прохождения первого его чтения, критиковалось разрешение проводить ТО в автосервисах, как открывающее возможность навязывать платные услуги потребителю. Эти колебания Кремля тоже сыграли роль в том, что закон с тех пор буксует.

При этом ясно: если ТО будет сохранен, то все дальнейшие споры пойдут лишь о том, кому достанутся десятки миллиардов рублей, легально или нелегально выкладываемые автовладельцами за получение того самого вожделенного талона, «никчемной бумажки», как выразился президент Медведев .

Проблемы, связанные с попытками изменить систему прохождения техосмотра, или ее отменой, обсуждают: Владимир Буев, вице-президент НИСИПП; Евгений Литвак, генеральный директор НИСИПП, Виктор Харченко, заместитель генерального директора ИКЦ «Бизнес-Тезаурус», Фазлиддин Сайдуллаев, эксперт НИСИПП, Владимир Володин, эксперт НИСИПП.

Буев: Систему техосмотра у нас пытаются реформировать не первый год. Насколько я помню, в позапрошлом году муссировалась идея, и в Минэкономразвития над ней активно работала г-жа Антипина: передать техосмотр на рынок. Независимым или якобы независимым от МВД и прочих госструктур фирмам, специализирующимся на техосмотре.

Володин: Кто же по доброй воле отдаст такие деньги.

Буев: Первый такой законопроект, насколько я помню, был разработан и даже внесен в Госдуму. Сейчас не помню, прошел ли он первое чтение, но с уходом Натальи Антипиной из Минэкономразвития «движка», который продвигал закон, не стало. Движение вперед на харизме и энергетике по сути одного или «полутора» человек происходило. Сегодня об этом заговорил президент. Выборная пора, однако, большое количество людей затрагивает проблема, число автомобилистов растет из года в год. С одной стороны, как говорит президент, талон – это бумажка, которая ничего из себя не представляет. Все равно, мы видим, что на дорогах ездят «ведра с гайками», как их назвал Медведев.

Володин: Что касается «ведер с гайками», то нельзя же закрыть АвтоВАЗ.

Буев: С другой стороны, какой техосмотр может быть у машин в первые три года эксплуатации. А с третьей - существует еще и Венская конвенция какого-то лохматого года, в которой прописана необходимость такого техосмотра. И вопрос, который предлагается обсудить: есть ли ниша у этого рынка, и могут ли на нем работать независимые компании, которые будут этот осмотр производить. Либо такой ниши нет, и не нужно развивать некий административный и полуадминистративный рынок, а просто ... уж коли зло пресечь, собрать все книги бы да сжечь, хотя ассоциация в данном случае не совсем красивая…

Володин: Во-первых, надо сразу сказать, что техосмотр гарантийных автомашин уже сейчас проводят технические службы фирм, эти машины продавших. Другое дело, насколько этому осмотру стоит доверять.

Сайдуллаев: Представляется, что необходимость в техосмотре все же есть, а поскольку у нас существует обязательное автострахование, то основной стороной, заинтересованной в его нормальном прохождении, должны быть страховые организации. Именно страховщики должны формировать этот рынок и вести его. Государство здесь вообще не при чем.

Буев: Страховые компании должны предъявлять спрос на развитие этого рынка… А то, что они его предъявят, сомнений нет, рынок в большей части административный…

Сайдуллаев: Они заинтересованы в этом, прежде всего, рублем: чем выше исправность автомобиля, тем меньше риск возникновения какого-то ЧП и, соответственно, меньше риск произведения страховых выплат. Поэтому они должны быть заинтересованы в качественном проведении техосмотра, а не в том, чтобы им приносили какую-то бумажку, которую сейчас формально требует государство. В этой ситуации страховые компании могут даже влиять на ситуацию с техосмотром новых автомобилей. Если они доверяют производителю, доверяют официальному дилеру, они и не будут требовать проведения дополнительного освидетельствования. И, разумеется, если они кому-то не доверяют, то будут создавать рынок технического осмотра, куда и будут отправлять своих клиентов. А поскольку на рынке страхования у нас есть конкуренция, она возникнет и на этом рынке.

Харченко: Мне кажется, что сегодняшняя ситуация сложилась благодаря тому, что с появлением автокредитов резко выросла доступность покупки машин. Произошел громадный рост числа автомобилей в той же Москве. И нужно понять: предшествовало сегодняшнему положению то, что ответственные за техосмотр этот фактор не учли. Именно это стало одной из его причин превращения техосмотра в долгую и неудобную для автовладельцев процедуру. Вот этот рост числа автомобилей…

Буев: А насколько оно выросло? Вот в прошлом году…

Харченко: Я говорю не про этот и не про прошлый год. Буев: Нет, речь идет о том, что в прошлом году пройти техосмотр было достаточно просто… Возможно, за взятки…

Литвак: В прошлом году 9 из 10-ти автовладельцев покупали талон за 3 – 5 тысяч рублей. В этом году людей заставили ездить и проходить техосмотр. Из-за этого пункты ТО не смогли справиться с резко возросшим количеством машин.

Харченко: Я так свою мысль и не закончил. Я не говорил про прошлый год. Я имел в виду весь тот период, когда у нас стали появляться доступные автокредиты. Пошел рост количества автомобилей, с которым пункты техосмотра в итоге окончательно перестали справляться. А когда возникает какое-то неудобство, возникает и спрос на «левые» услуги: в обход очереди, через знакомых, быстрее. И в итоге, то, о чем говорил Евгений – взятка в 3000 рублей – стало нормой. Во всяком случае, в Москве.

Буев: Подождите, тут была высказана другая мысль. Виктор говорит, что пройти техосмотр стало невозможно из-за роста количества автомобилей. Евгений же сказал, что причина в другом: в прошлом году техосмотр по большей части покупался, а в этом автовладельцев заставили его проходить реально, без поблажек и «смазок» избыточного регулирования.

Литвак: Давайте скажем так: система пунктов технического осмотра в городе Москве (их количество, количество инспекторов, количество постов) не предназначена для того, чтобы все машины проходили техосмотр легально. И никто не занимался развитием этой системы с учетом роста количества автомобилей. Что же касается автовладельцев, то они привыкли к тому, что 3000 рублей – нормальные деньги за услугу, когда талон привозят вам на дом. К тому же не надо покупать ни аптечку, ни огнетушитель, а все это вместе уже стоит тысячи полторы. Ты не тратишь свое время, никуда не едешь, ни в какой очереди не стоишь. Тебя не проверяют, правильный ли у твоей машины свет фар, ряд бредовых требований, которые никому не нужны. Ты просто платишь 3 или 4 тысячи и расслабляешься. И ни о чем не нужно думать.

Харченко: Я должен сказать, что деньги автовладельцы, как правило, отдают не представителям государственных органов.

Литвак: Но они же доходят до инспекторов.

Мэр Москвы Сергей Собянин уволил главу профильного ведомства, отвечающего за техосмотр в столице. Прокуратура тем временем начала проверку процедуры прохождения ТО на предмет нарушения прав автовладельцев. Несмотря на фактический коллапс на московских пунктах ТО, в 27 апреля на сайте департамента транспорта появился проект постановления, предлагающий с 1 июля 2011 увеличить стоимость техосмотра на 35%. Необходимость подорожания объяснили ростом потребительских цен. Мэр заявил, что Москва не будет поднимать цены на техосмотр.

Кроме того, мэр поручил профильным чиновникам организовать дополнительные пункты техосмотра в городе. Сейчас их всего 75, и они не справляются с наплывом транспорта, из-за чего образовались огромные очереди.

Как выяснили журналисты интернет-издания «Газета.Ru», желающие открыть частные пункты ТО есть, однако из-за постоянных бюрократических препон со стороны чиновников они уже больше года не могут начать свой бизнес.

В то же время в СМИ появились сообщения: прокуратура Приморского края проверила пункты государственного технического осмотра (ТО) на территории региона: результаты проверки показали, что деятельность сотрудников регистрационных подразделений ГИБДД и пунктов ТО осуществляется с нарушением действующего законодательства. После тысяч жалоб приморских автомобилистов проверить пункты ТО поручил полпред президента России в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев.

В январе — феврале 2011 года ФАС в ходе проверки выявила многочисленные эпизоды, когда у автовладельцев не было альтернативы, кроме как платить за коммерческий техосмотр от 4 до 7 тысяч рублей вместо официальной таксы в 750 рублей.

Проверка прокуратуры подтвердила, что индивидуальные предприниматели на пунктах ТО навязывали автомобилистам услуги, не предусмотренные действующим законодательством. В результате тарифы за талон вырастали в 10 раз.

Как рассказал «Газете.Ru» местный правозащитник, лидер общественного движения «Товарищество инициативных граждан России» (ТИГР) Александр Самсонов, на местных пунктах ТО, куда в основном приезжают японские иномарки, проверяющие придираются к «неправильным» фарам, на которых свет направлен влево, а также к отсутствию стоп-сигналов и заднего противотуманного фонаря. На форуме drom.ru пользователи пишут, что менять конфигурацию фар не обязательно: чтобы избежать этого, можно пройти ТО за взятку, которая официально называется «консультацией». «Есть информация, что поступают негласные команды «заворачивать» определенный процент автомобилистов», — рассказал Самсонов.

Продолжение следует.

Материал подготовил Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости