Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Интервью

Что же делать с техосмотром? Круглый стол НИСИПП. Часть четвертая

Мы завершаем публикацию материалов круглого стола НИСИПП, посвященного проблемам, связанным с попытками изменить систему прохождения техосмотра, или ее отменой. В круглом столе принимают участие: Владимир Буев, вице-президент НИСИПП; Евгений Литвак, генеральный директор НИСИПП, Виктор Харченко, заместитель генерального директора ИКЦ «Бизнес-Тезаурус», Фазлиддин Сайдуллаев, эксперт НИСИПП, Владимир Володин, эксперт НИСИПП.

Как говорится, человек предполагает… В среду, когда уже практически была подготовлена эта, последняя, часть круглого стола, состоялась пресс-конференция президента России Дмитрия Медведева. На ней глава государства заявил, что техосмотр автомобилей надо вывести из-под контроля МВД и совместить со страхованием. По его словам, это решение позволит превратить прохождение ТО в достаточно формальную процедуру. Медведев заверил, что в ближайшее время законопроект будет внесен в Госдуму, а заработает он со следующего года.

Самые разные комментаторы сразу заговорили другим языком и другие вещи.

Всего две недели назад автор законопроекта, глава комитета по транспорту Сергей Шишкарев объяснял «Газете.Ru»: «Мы не можем согласовать второе чтение с департаментами или теми людьми, которые тормозят прохождение этого законопроекта».

Полностью МВД из этой процедуры исключено не будет. Каждый техцентр должен будет пройти аккредитацию, которую возложат на ГИБДД, - объясняли журналистам того же издания в Госдуме: «У МВД также остается право плановых (раз в год) и внеплановых проверок центров ТО». Правила аккредитации еще не определены.

Вчера источник «Газеты.Ru» в Госдуме, знакомый с ходом обсуждения законопроекта, рассказал, что автостраховщики будут аккредитовать так называемых операторов, которые и будут проводить ТО. «Это предложение гаишников передать техосмотр Российскому союзу автостраховщиков (РСА), — сказал источник в Госдуме. — Хотят, чтобы страховщики аккредитовали центры операторов по проведению техосмотра».

Мы не переписываем мнения наших экспертов, высказанные до пресс-конференции президента, а знакомим наших читателей с ними, независимо от того, насколько изменилась в один день ситуация.

Сайдуллаев: Я считаю, что государству просто незачем заниматься техосмотром.

Буев: Я думаю, что, по сути, есть лишь один аргумент за то, чтобы совсем не отменять систему техосмотра, - международное соглашение конца 1990-х годов, где мы приняли на себя такое обязательство.

Харченко: Я боюсь вот чего: отменят эту систему, введут новую, а потом случится какая-то большая авария с человеческими жертвами. И сразу выяснится, что причина ее – техническое состояние одной или двух машин. И все вернут обратно, да так, что потом это уже не изменишь. Я не думаю, что международная конвенция – это единственная причина. Если мы хотим снизить риски на дорогах, то таким государственным техосмотром они снижены не будут.

Володин: Речь идет и о цене снижения этих рисков.

Литвак: По-моему, общество не готово у нас платить.

Харченко: Общество готово платить в обход.

Литвак: Общество готово платить в обход, чтобы просто получить право ездить. А талон – абсолютно лишняя вещь.

Сайдуллаев: Я как пешеход, когда иду по улице, не задумываюсь, есть ли у проезжающих машин талон техосмотра.

Харченко: Дело не в талоне, дело в процедуре. Пока гарантии дает государство, а сейчас предлагается отдать это на рынок. Как и что он будет гарантировать?

Литвак: А разве государство у нас что-то гарантирует?

Сайдуллаев: Не гарантирует. Я шел, на меня наехал автомобиль с неисправными тормозами. Что мне компенсирует государство? Да ничего. Это будут мои отношения с компанией, где застрахован автомобиль, с судом и так далее. Государство, как некий ответчик в этом не участвует.

Литвак: Разумеется. И если оставлять техосмотр, то его надо переводить в страховую плоскость.

Для справки:

Если обратиться к зарубежному опыту, то выясняется, что в большинстве цивилизованных стран обязательный техосмотр отсутствует либо является для водителя необременительным. Например, в США, самой автомобилизированной державе в мире, техосмотра в ряде штатов нет вообще, в других действует лояльное законодательство, направленное в основном на контроль за экологичностью автомобиля. Во Франции ТО необходимо проходить только автомобилям старше четырех лет, в Германии, Швеции, Голландии и Японии – старше трех лет. В Испании техосмотр проводят официальные дилеры и возвращают автомобиль с оформленными документами. (www.autonews.ru)

Харченко: То есть отдать все страховщикам, а контролировать наличие ОСАГО у каждого автовладельца?

Сайдуллаев: Именно так. Безусловно, надо будет ввести какие-то требования к проведению техосмотра, но уже самими страховыми организациями. И на их основе будет производиться страхование технической неисправности.

Харченко: По-моему, страхованием и ТО все же должны заниматься разные организации, поскольку это разные вещи.

Литвак: Это – не вопрос. На самом деле, все решает финансовая ответственность. Тебе выдают талон техосмотра. То – документ, подтверждающий, что твоя машина полностью в нормальном рабочем состоянии. И, если вы даете талон на два года, то она должна эти два года функционировать: тормозные колодки у тебя новые, свечи нормальные. Ты подписываешь бумагу о том, что раз в полгода надо приезжать и что-то менять. С этими документами ты идешь в страховую компанию за страховым полисом. Если страховщики доверяют компании, проводившей ТО, они выдают полис. Если возникает страховой случай, причем выясняется, что стерлись тормозные колодки, а этого случиться не должно было, все понимают, кто виноват. Виноват тот, кто, не сделав свою работу, выдал талон техосмотра. Это – риски данной организации, за которые она несет финансовую ответственность.

Харченко: Хорошо. Мы пришли к выводу, что нынешняя система техосмотра ничего финансово не гарантирует…

Буев: Речь идет о том, что она ничего не гарантирует не только финансово, но и с точки зрения безопасности.

Харченко: Она допускает выход неисправного автомобиля на дорогу. Но уверены ли вы, что, если техосмотр отдадут дилерам, ситуация изменится? Ты точно также придешь к дилеру и заплатишь деньги.

Литвак: Но дилеру я скажу: я плачу не просто так, ты проверь-ка все, что надо. Я же не буду платить дилеру за талон.

Харченко: Но есть и еще одна сторона дела: у дилеров обслуживаться дорого. Многие пойдут, грубо говоря, к соседу по гаражу. К тому же, если завтра дилеры окажутся задействованы в системе техосмотра, у них цена вырастет еще.

Литвак: Да, если допускать дилеров к системе автострахования, цены у них, безусловно, вырастут. А что делать с гаражными сервисами – это отдельная проблема. Их услугами, я думаю, пользуются процентов 80 автомобилистов.

Сайдуллаев: Значит, дилеры, которым доверен техосмотр, должны быть готовы не только сами выполнять различные работы, но и проверить на качество работу дяди Вани из соседнего гаража.

Володин: Разумеется, если дилер будет нести финансовую ответственность перед страховщиками, он проверит все. Иначе он разорится.

Сайдуллаев: Да, если финансовая ответственность может превысить доходность, люди будут все делать так, как надо.

Харченко: Тем не менее, я считаю, что прежде чем вводить новую систему повсеместно, ее надо испробовать в какой-нибудь одной области. Разумеется, не в Москве.

Для справки:

Глава думского комитета по транспорту Сергей Шишкарев в интернет-газете «Взгляд» (18 мая):

Уже в пятницу в Госдуме будет рассмотрен сразу во втором чтении законопроект, в соответствии с которым не предполагается прохождение ТО в течение трех лет владельцами новых автомобилей. Они автоматически будут получать талон ТО и попадать в единую информационную систему допущенных к эксплуатации автомобилей. Автомобили, произведенные 3-7 лет назад, будут проходить ТО раз в два года, а те, у кого машины старше 7 лет, – раз в год. Однако все эти поблажки не коснутся грузового транспорта и пассажирского транспорта. Они будут проходить ТО раз в полгода. То есть мы, наоборот, ужесточаем требования к ним.

С 1 января 2012 года у нас уже будет действовать переходный период к проведению техосмотра в аккредитованных дилерских центрах, а не в МВД. Полностью по новым правилам ТО автовладельцы начнут проходить с 1 января 2013 года. На протяжении этих двух лет ТО будут проводить те же центры ТО, находящиеся на сегодня в ведении МВД или по договору с ними. К этому моменту МВД и ГИБДД полностью уйдут из процедуры проведения техосмотра, а все пункты техосмотра будут переданы регионам. Для этого мы специально подготовили поправки в закон о полиции, забрав эту функцию у МВД. Вместо них самую активную роль при проведении техосмотра будут играть страховые компании. На осмотре автомобиля они присутствовать не будут, но они будут проверять в специальной автоматизированной базе, прошел ли их клиент техосмотр на самом деле. Кроме того, мы вводим солидарную ответственность центров техосмотров за те неисправности, которые явились причиной возможного транспортного происшествия. То есть если страховая компания сумеет доказать, что процедура ТО была проведена халатно, то пункты ТО будут отвечать своими деньгами.

Интернет-издание «Газета.Ru» (18 мая)

Источник «Газеты.Ru» в Госдуме, знакомый с ходом обсуждения законопроекта, рассказал, что автостраховщики будут аккредитовать так называемых операторов, которые и будут проводить ТО. «Это предложение гаишников передать техосмотр Российскому союзу автостраховщиков (РСА), — сказал источник в Госдуме. — Хотят, чтобы страховщики аккредитовали центры операторов по проведению техосмотра. Цену будет определять правительство. Но это два разных вида бизнеса, и сами страховщики были удивлены такой идеей, они никогда не занимались автосервисом».

Собеседник добавил, что полиса ОСАГО не продадут, пока автовладелец не пройдет у аккредитованного оператора техосмотр. По его словам, «будет еще хуже, чем при гаишниках».

Процедура инструментального контроля подорожает. Новую стоимость подсчитает Федеральная служба по тарифам, а за регионами останется право снизить базовую ставку ТО. По словам авторов поправок, цена за техосмотр вырастет и будет находиться в коридоре между госпошлиной (300 рублей) и размером взятки, за которую сегодня автовладельцы покупают талон ТО. То есть плата за прохождение техосмотра составит от 1,5 до 3 тыс. рублей (например, в Москве сейчас 690 рублей).

Вместо послесловия:

Когда материал был подготовлен, мы обратились к участникам круглого стола с просьбой кратко прокомментировать последние известия о реформе ТО.

Буев: В принципе считаю, что техосмотр как процедуру (или как «государственную» услугу) можно обменять. На один коррупционный рынок станет меньше, а на уровне безопасности вряд ли отразится. Всю ответственность (гражданскую, административную уголовную) за последствия должен нести владелец машины, тот, кто сел за руль неисправного автомобиля И не нужны для этого никакие «бумажки прикрытия» …

Литвак: Несмотря на то, что реформа в целом согласуется с теми предложениями по изменению системы техосмотра, что мы здесь обсудили, у меня абсолютно нет уверенности, что все будет реализовано без ущерба для потребителя. Ровно потому что закон принимается в спешке и не осуществляется оценка его последствий и воздействия на систему. Вот несколько вопросов: где гарантия, что по тем тарифам, что посчитают в Службе по тарифам, выстроится очередь из сервисных центров, желающих получить аккредитацию на проведение ТО? Где гарантия, что страховые компании не будут направлять автовладельцев в «свои» ТО, ограничивая тем самым конкуренцию. Где гарантия, что разница между официальной платой за прохождение ТО и существующим рыночным коррупционным размером платы за талон действительно исчезнет, а не превратится в «чаевые» сервисному центру или страховой? Ну и наверное главный для меня вопрос: почему все уверены, что на дороге станет меньше машин, не пригодных к эксплуатации? При текущей статистике причин аварий, уверен, что сервисные центры будут выдавать талоны всем подряд, ровно также как это сейчас делает ГИБДД. В связи с этим, мне бы казалось правильным отменить обязательный техосмотр, как класс, например, на 2 года. За это время вдумчиво разработать и проверить в выбранном «пострадавшем» регионе новую систему техосмотра и если она будет признана пригодной, не ухудшающей сегодняшнее состояние добросовестных автовладельцев и дающей ожидаемые от нее результаты с точки зрения безопасности, распространить ее на всю страну.

Харченко: Считаю, что решение не поводить техосмотр в первые три года созревшим в обществе.

И передача его на рынок является не следствием того, что рыночные структуры будут более эффективно проводить техосмотр, а того, что государственные органы не справляются с повышающимся потоком машин на пунктах контроля.

Считал бы правильным сроки прохождения технического осмотра после 3 лет привязывать к рекомендациям производителей о прохождении технического обслуживания.

Важным условием перехода к новой системе является подтверждение соответствие рыночных операторов возможности проводить технический осмотр. Если это будет осуществляться в форме аккредитации со стороны органов власти, то эта функция должна закрепляться за вновь создаваемым единым органом по аккредитации, а не за структурами МВД России. В саморегулирование рынка, когда страховщики будут аккредитовывать операторов по техосмотру в нашей антикокурентной (место в 60 десятке в мире) стране я не верю. Также считаю, что негативным явлением станет совмещение функций страхования и технического осмотра, согласен что это абсолютные два разных вида бизнеса.

Для урегулирования ситуации о передаче функции на рынок целесообразно изучить и адаптировать опыт дилеров в других странах (США, Испания и т.д.)

Голосую за то, чтобы провести эксперимент в отдельным регионах, а не по все стране сразу, и по итогам эксперимента осуществить регулирующее воздействие.

Сайдуллаев: Логичнее, конечно же, было бы искоренить мздоимство в существующей системе технического осмотра. Но и предлагаемые варианты решений носят свои риски.

Если оставить аккредитацию при ГИБДД, то буду повторяться случаи, когда станции техосмотра отчисляют ГИБДД до 20% своей прибыли за мифические «информационно-консультационные услуги». При введении саморегулирования может повториться ситуация, наблюдавшаяся в строительной отрасли.

Выбранный путь представляется наиболее оптимальным, однако тут существуют риски значительного увеличения стоимости техосмотра, и рассчитывать на «зрелось» рынка, по всей видимости, не приходится.

Материал подготовил Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости