Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Интервью

Анатолий Хвостиков: «Мудрость – в простоте»

ОАО АКБ «Росбанк» начал работу с клиентами малого бизнеса в 2005 году. Уже тогда был понятен большой потенциал этого сегмента, с которым нужно выстраивать особые взаимоотношения. Анатолий Хвостиков, имевший за плечами богатый профессиональный опыт, с самого начала образования в Банке Департамента по работе с малым и средним бизнесом возглавил новое подразделение.

ОПОРА-КРЕДИТ: Анатолий Григорьевич, расскажите, пожалуйста, с чего Вы начали работу с малым бизнесом.

Анатолий Хвостиков: На момент создания департамента уже существовали определенные технологии организации обслуживания малого бизнеса, его финансирования, и не было смысла изобретать велосипед. Методологическую помощь в выстраивании бизнес-процессов нам оказала консалтинговая компания, с которой Росбанк давно и успешно сотрудничает. Было крайне важно, чтобы с самого начала мы все делали правильно и грамотно: всего за 4 месяца сформировали необходимый пакет документов, провели обучение персонала, разработали систему делегирования полномочий и мотивации - в общем, решили весь комплекс вопросов.

ОПОРА-КРЕДИТ: Какую задачу Вы для себя определили в качестве приоритетной?

Анатолий Хвостиков: Я старался выстроить работу департамента таким образом, чтобы в него входили все основные элементы управления бизнесом. Это позволило принимать достаточно быстрые решения, избегать длительных процедур согласований и параллельно выстраивать эффективные отношения с руководителями наших филиалов.

ОПОРА-КРЕДИТ: Когда Вы начали работать со средним бизнесом?

Анатолий Хвостиков: Работа со средним бизнесом была выделена в качестве стратегического направления весной 2010 года. Для нас важно развивать это направление, так как в регионах средний бизнес является основой экономики. Наряду с проведением финансового анализа этого сегмента мы начали параллельно искать в подразделениях сети тех, кто мог бы компетентно эту работу осуществлять на местах. И уже в октябре мы рассматривали первые заявки наших филиалов.

ОПОРА-КРЕДИТ: Какие-то практики, наработки BSGV уже применяются?

Анатолий Хвостиков: Изучая опыт BSGV, общаясь с французскими коллегами, мы поняли, что можем взять на вооружение многие элементы. Сейчас в объединенном банке внедряется единая клиентоориентированная модель обслуживания, которая традиционно применялась в BSGV. В рамках данной модели в нашей дирекции завершается реализация внутреннего проекта «Новая модель организации обслуживания клиентов». Мы идем по пути выделения клиентского менеджера как ключевого сотрудника, который осуществляет абсолютно все контакты с клиентом, включая кредитование. У него также есть специалист по поддержке – middle officer. Внедрив эту модель в ряде филиалов, включая Москву, где у нас уже работает 13 бизнес-центров для малого и среднего бизнеса, мы сразу почувствовали улучшение взаимоотношений с клиентами. За достаточно короткий срок за счет внедрения новых подходов нам удалось расширить клиентскую базу, доведя ее практически до 50 тысяч. Это очень серьезный рост, не говоря о присоединении 5 тысяч клиентов BSGV. Эти подходы, на первый взгляд, кажутся простыми и банальными, но в простоте – вся мудрость.

Сейчас мы готовим буквально революцию – завершаем процесс реинжиниринга кредитования малого бизнеса. Эта комплексная система перестройки и оптимизации большинства процедур, применяемых при кредитовании малого бизнеса. И я рассчитываю, что с её внедрением клиенту будет проще, а главное быстрее получить необходимое финансирование. Мы ожидаем, что повысится производительность труда менеджеров, а также снизятся операционные риски.

Также, получив опыт BSGV по использованию скоринговых моделей, скоринговых карт, мы готовим запуск обновленного продукта, который позволит существенно сократить сроки принятия решений без потери качества. Он будет ориентирован на микросегмент, на небольшие ссуды. Мы используем процедуры розничных каналов и уже внедрили в Центральном территориальном управлении (и сейчас будем распространять на другие теруправления) подключение наших заявок по программе кредитования руководителей к единым центрам авторизации. Это позволило с нескольких дней до нескольких часов сократить процедуры проверки, повысить эффективность. Но мы идем еще дальше и намерены весь цикл по кредитованию руководителей малого бизнеса сократить до одного дня.

И в среднем бизнесе мы не стоим на месте. В каждом филиале и в крупных операционных офисах должны быть сотрудники, которые умеют работать с этим сегментом.

ОПОРА-КРЕДИТ: Какие кредитные продукты наиболее привлекательны для представителей среднего бизнеса?

Анатолий Хвостиков: Во-первых, это все виды кредитования от овердрафтного до кредитных линий. Мы сейчас завершаем дискуссии по поводу авансового овердрафта, когда мы можем предоставлять первичный лимит новым компаниям без их истории работы в Росбанке, а на основании истории их работы в других банках. У нас есть такой продукт в малом бизнесе, мы видим его явные преимущества и хотим внедрить подобный в среднем бизнесе. Плюс документарные операции – это большой блок, как в малом, так и в среднем бизнесе. Еще одно направление – развитие лизинговых программ. Сейчас обновленная команда «Росбанк-Лизинг» с нами активно сотрудничает. Я думаю, результат не заставит себя ждать.

ОПОРА-КРЕДИТ: В ближайшей перспективе, какие тенденции, на Ваш взгляд, станут определяющими в области кредитования МСБ?

Анатолий Хвостиков: Прежде всего, я хотел бы выделить факторинг. Правда, факторинг требует достаточно серьезного программного обеспечения. Для учета и ведения сделок с факторами нужны определенные IT-технологии. Когда я был в BRD банке Societe Generale в Румынии и знакомился с руководителем факторинга (там он весьма эффективно работает), я убедился, что это непростой вопрос.

ОПОРА-КРЕДИТ: Каково сегодня соотношение клиентов малого и среднего бизнеса?

Анатолий Хвостиков: У нас порядка 55000 активных клиентов, в том числе средний бизнес составляет около 1000, и число таких клиентов постоянно растет.

ОПОРА-КРЕДИТ: А что это за компании, какие отрасли они представляют?

Анатолий Хвостиков: Это компании из разных сегментов. Во-первых, предприятия оптовой и розничной торговли, промышленности и производства, компании, связанные с обеспечением нефтегазовой промышленности, предприятия химической отрасли, агропромышленного комплекса, сферы услуг, администрации районов и городов, лизинговые компании. Портфель достаточно диверсифицирован.

ОПОРА-КРЕДИТ: Какое значение Вы придаете сотрудничеству Росбанка с общественными структурами?

Анатолий Хвостиков: Я считаю это крайне важным, и не только с точки зрения деловой репутации. Мы уже долгое время являемся партнером ОПОРЫ РОССИИ - общероссийской структуры, которую возглавляет Сергей Борисов. Мы c ним давно и плотно сотрудничаем, и сейчас Росбанк является Официальным партнёром очень креативного проекта – это цепь региональных конференций «Бизнес-Успех 2011», организованных командой ОПОРЫ-КРЕДИТ. В этих мероприятиях мы ушли от скучного формата пленарных совещаний, сделав их очень живыми, в виде организации тематических круглых столов. Такие диалоги с предпринимателями очень динамичны и продуктивны. Я участвовал в ряде таких конференций, которые проводились в различных регионах страны – это замечательная возможность пообщаться с предпринимателями, продемонстрировать открытость банка, ответив на острые вопросы.

ОПОРА-КРЕДИТ: Как бы Вы оценили динамику развития малого и среднего бизнеса в России?

Анатолий Хвостиков: На сегодняшний день темпы роста малого и среднего предпринимательства в России пока еще недостаточны. Одна из главных причин – чрезмерная монополизация экономики. Когда все сегменты охвачены крупными корпорациями, которые контролируют все и вся, пробиться малому бизнесу очень не просто. Да и со стороны государства, законодателей усилий для интенсивного роста предпринимательства явно недостаточно. Я горд тем, что за годы кризиса Росбанк сохранил репутацию надежного финансового партнера в части кредитования малого и среднего бизнеса. Это медленно развивающийся, но интересный сегмент с большими перспективами. Надо расширить прослойку этого рентабельного и доходного сектора, чтобы хотя бы 50% в валовом продукте принадлежало малому бизнесу. Оценивая ситуацию в целом, я бы сказал, что это тот случай, когда сделано много, а предстоит сделать еще больше.

Источник: http://www.opora-credit.ru/news/hot/detail.php?ID=28341

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости