Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Интервью

Интервью Председателя Правления ОАО «МСП Банк» С.П. Крюкова радиостанции «Эхо Москвы»

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в РФ, ее текущие задачи, проблемы и перспективы

Программа «РАЗВОРОТ» радиостанция «Эхо Москвы»

О. ЖУРАВЛЕВА - В Москве 16.06. Мы принимаем гостя - Сергей Крюков, председатель правления "Российского банка поддержки малого и среднего предпринимательства". Здравствуйте.

С. КРЮКОВ - Здравствуйте.

О. ЖУРАВЛЕВА - Я так понимаю, что раньше банк назывался по-другому. И чтобы стало понятнее, чем он занимается, вы произвели так называемый ребрендинг.

С. КРЮКОВ - Совершенно верно. В этом году по решению нашего акционера, мы являемся стопроцентной дочерней структурой госкорпорации Внешэкономбанк, проведен ребрендинг для того чтобы в названии полностью отразить весь тот основной функционал, который выполняет банк. В рамках меморандума Внешэкономбанка мы занимаемся финансовой поддержкой малого и среднего предпринимательства. Теперь мы и в названии отразили нашу основную функцию.

О. ЖУРАВЛЕВА - Сергей Павлович, вопрос может быть дурацкий. Но коммерческая структура так или иначе, банк для того и нужен чтобы получать прибыль и всякое такое, зачем банку необходимо поддерживать малый и средний бизнес? Вас заставили?

С. КРЮКОВ - Начнем со статуса. Если говорить о том, как мы юрлицо банк поддержки малого и среднего предпринимательства, банковская лицензия, выставленная установленным порядком ЦБ. То есть вроде бы как коммерческий банк. С другой стороны мы являемся открытым АО и принадлежим в госкорпорации и выполняем целевую задачу поддержки предпринимательства.

О. ЖУРАВЛЕВА - То есть у вас есть государственное поручение.

С. КРЮКОВ - Которое прописано как в задачах госкорпорации, так и в финансовом меморандуме и эта задача возложена на нас. Нам это дает с одной стороны возможность далеко не уходить от рынка. Потому что мы не должны, как собственно это прописано у госкорпораций, конкурировать с другими рыночными участниками. Поэтому мы, строго говоря, не являемся клиентским банком. Мы являемся банком проекта. В частности если, в общем, проект поддержки малого и среднего предпринимательства распадается на ряд более мелких задач. Но, тем не менее, все равно это в рынке, но без конкуренции с другими рыночными участниками. Зачем поддерживать? Банк его задача кредитовать. Поэтому у нас именно кредитная поддержка. В целом поддержка малого и среднего бизнеса в государстве распадается на ряд направлений. Есть и субсидии, и гранты. Бюджетное безвозвратное финансирование. Наша часть поддержки это именно кредитная. То есть она возвратная, срочная и платная. И наша задача - обеспечить бесперебойное финансирование этого сегмента, давая банкам долгосрочный ресурс.

А. ОСИН - И как вы выбираете клиентов или отсеиваете. Или их меньше, чем у вас есть возможности.

С. КРЮКОВ - Принцип нашей работы основан на международном опыте, в частности института развития в таком направлении работать не напрямую с конечным бизнесом, а со своими партнерами. Нашими партнерами являются сейчас более 300, в частности, около 200 банки и более 100 это так называемые я говорю терминами закона 209 по поддержке малого и среднего предпринимательства - организации инфраструктуры. Это лизинговые компании, факторинговые компании, центры микрофинансирования и региональные фонды. В законе еще есть ряд организаций, но я назвал основные каналы. Через банки и организации инфраструктуры кто является нашими партнерами, мы доводим ресурс до конечного бизнеса малый и средний предприниматель. Таким образом двухуровневая система работы. Это обеспечивает с одной стороны мы даем рефинансирование и долгосрочный ресурс для наших партнеров и они, а в основном кто это, есть конечно и крупные банки федерального уровня, но основная масса это региональные российские банки. У которых нет возможности в таких объемах и на такие сроки привлекать ресурс. Мы обеспечиваем это фондирование, снимаем с них эту головную боль, чем рефинансировать кредиты малому и среднему бизнесу. И тем самым обеспечиваем ту самую бесперебойности финансирования, о которой я говорил.

А. ОСИН - А зачем лишнее или может быть нелишнее звено, скорее всего раз оно существует между ВЭБ и региональными банками, в качестве посредника выступаете.

С. КРЮКОВ - - ВЭБ сосредоточен на крупных проектах федерального значения. И планка отсечения проектов, финансируемых ВЭБ начинается с двух миллиардов рублей. Два миллиарда рублей это очень крупные проекты и естественно, весь малый и средний бизнес таким образом отсекается. Палитра кредитных продуктов, которые мы предлагаем нашим партнерам и фактически что доходит до конечных заемщиков из числа МСП, покрывает от 30 тысяч рублей до 150 миллионов. То есть как раз те потребности, не на сто процентов, по нашей оценке на 75-80% закрывают потребности именно малого бизнеса.

А. ОСИН - Скажите, пожалуйста, процентная ставка по кредитам в сравнении с коммерческими банками у вас ниже, выше. Такая же.

С. КРЮКОВ - Смысл государственной поддержки, во-первых, это строго целевой ресурс. Во-вторых, он должен идти именно в те приоритетные сегменты, которые государство определяет именно как основная задача. Такой сегмент в малом и среднем бизнесе это прежде всего производственный малый бизнес, который создает добавленную стоимость, рабочие места. И это инновационный бизнес и тот бизнес, который модернизирует свое производство. Это те ключевые направления, где оказывается наша поддержка. За счет чего мы стимулируем развитие именно этого сегмента. За счет более льготных ставок. Мы предоставляем ресурс нашим партнерам по ставкам, начинающимся от половины ставки рефинансирования ЦБ и до плюс-минус ставка рефинансирования. С учетом средней маржи банков кредитования конечных заемщиков по рынку наша ставка сейчас по портфелю, если взять наш основной продукт реформирования, это где-то в районе от 11 до 12%, средняя ставка по портфелю кредитования конечных заемщиков по нашей программе. Если мы возьмем особо приоритетный сегмент инновационный малый и средний бизнес, то эта ставка не превышает 10% для конечного заемщика. То есть против рынка получается где-то в районе от полутора до 3-4% ниже. В среднем сейчас рынок в районе 14-15% для малого бизнеса.

О. ЖУРАВЛЕВА - А можно еще такой вопрос. Если я, условно говоря, пытаюсь завести свой семейный бизнес, собираюсь открыть кафе. Я вроде рабочие места создаю, еще что-то хорошее делаю. Создаю малое предприятие. Мне нужен кредит. Каким путем я могу добраться до вас? Во-первых, узнать, что вы существуете. И ваши условия таковы. Во-вторых если я в регионе, то как мне найти вашего регионального партнера, который мне ответит взаимностью.

С. КРЮКОВ - Это очень важный вопрос. Это информационный ресурс для предпринимателей - понять где и что они могут получить. В частности сайт нашего банка www.mspbank.ru, он содержит несколько разделов. Первый раздел - детальная информация по нашей программе. Отдельный специальный раздел - участники нашей программы. Выбрав на карте России соответствующий регион, можно увидеть всех наших партнеров в разрезе банки и организации инфраструктуры. Что еще важно, в этом же территориальном разрезе можно увидеть и другие формы и методы поддержки государством. В частности для начинающего бизнеса такой бизнес для коммерческого банка, а они являются проводниками нашего ресурса, он является таким не очень привлекательным. Нет залогов, нет кредитной истории, много чего нет. Поэтому такого рода поддержка легче всего идет через субсидии, гранты и бюджетное крыло поддержки.

О. ЖУРАВЛЕВА - То есть скорее всего мне никто кредит не даст.

С. КРЮКОВ - Да. Есть конечно отдельные банки, которые специализируются именно на начальных этапах развития бизнеса. Это банки, которые закрывают эти риски более доходными другими видами операций.

О. ЖУРАВЛЕВА - А у вас как все операции связаны с малым и средним, то вам нечем прикрыться. Значит, вы берете лучших. Самых ценных или как вы боретесь...

С. КРЮКОВ - На самом деле берут наши партнеры, потому что риск конечного заемщика на них. Мы их обеспечиваем рефинансированием под сформированный ими портфель.

О. ЖУРАВЛЕВА - Если по-простому, вы им денег привозите?

С. КРЮКОВ - Да, денег в портфеле.

О. ЖУРАВЛЕВА - Тогда понятно.

С. КРЮКОВ - А выбор, кого кредитовать, это уже за банками. Отвечая на ваш вопрос, есть у государства формы и методы поддержки именно такого бизнеса. Потому что я недаром упомянул, что есть кредитное крыло и есть бюджетное крыло, которое идет через Министерство экономического развития, также есть через Минздравсоцразвития, это особенно как антикризисная мера. На безработицу, на снижение уровня безработицы. И как раз этим бюджетным крылом можно через получение гранта, гарантий, через региональный гарантийный фонд придти в банк за кредитом уже не просто как предприниматель, а заручившись уже гарантией. Гарантия дает возможность банку снижать свои риски и соответственно желание кредитовать у него от этого увеличивается.

А. ОСИН - Такой феномен, как в спорте нас происходит. Денег стали давать больше, медалей все меньше. Я ознакомился с материалами, получается, что малых особенно предприятий меньше становится, а объем кредитов увеличивается. Прокомментируйте, пожалуйста.

С. КРЮКОВ - Здесь несколько обстоятельств. Во-первых, количество создаваемых ликвидированных и соответственно сальдо, что у нас получается в целом количество зарегистрированных малых и средних предприятий. На это конечно влияет масса обстоятельств. Кризис серьезно подкосил не только крупные предприятия, но и малый и средний бизнес в том числе. В отношении, почему при уменьшении количества растет общее кредитование, есть наработанная клиентская база у банков. Один и тот же заемщик вчера получал, условно говоря, сто единиц кредита, завтра может получить 500 единиц кредита. Поэтому он остался один по-прежнему, но размер кредитного портфеля в отношении малого и среднего бизнеса может кратно вырастать. Поэтому, скорее всего это связано с концентрацией. И это также косвенно подтверждает то, что наши банки-партнеры в частности часто достаточно высказывают такие опасения, что, к сожалению, не так много надежных хороших заемщиков. Их число не растет. И они вынуждены потому что банк не может простаивать, он должен аккумулировав ресурс, его куда-то размещать. И если у него есть сто заемщиков, он будет с ними работать, если их осталось всего 50, он вынужден работать с ними. Конечно, пытается выйти на другие рынки, но тем не менее, все равно рынок конечен и так или иначе один и тот же заемщик переходит от одного банка к другому и является клиентом достаточно большого числа банков. Есть такие примеры, когда несколько десятков банков являются обслуживающими одного клиента. Конечно, зависит и от размера его, по малому бизнесу может быть не столь характерно, хотя и малые предприниматели тоже пользуются услугами различных банков в зависимости от их потребностей.

О. ЖУРАВЛЕВА - Вы говорите, что кризисные явления, малого бизнеса больше не становится. Вот еще есть такая история. В России налог на богатых все-таки будет введен, - пишут Вести-ФМ. Минфин опубликовал итоговый вариант основных направлений налоговой политики до 2012 года. Согласно одобренному правительством документу, ставка регрессивной шкалы страховых взносов для зарплат выше 512 рублей в год составит 10%. Эта схема своеобразная, сборы с тех, кто зарабатывает более 44 тысяч рублей в месяц, а это достаточно много людей, окажутся даже выше, чем при прежней ставке в 3-4%. То есть идея снижения нагрузки на бизнес себя дискредитирует, - пишут эксперты.

С. КРЮКОВ - Очень больную тему вы затронули. Реформа ЕСН налоговая нагрузка на бизнес, во-первых, просто кредитной поддержкой бизнес невозможно поддержать. Кроме этого необходимо создать так называемую комфортную бизнес-среду. Которая зависит как от административных барьеров, так и от налоговой нагрузки и массы других обстоятельств. В отношении налоговой нагрузки, мы очень тесно взаимодействуем не только с нашими партнерами, но также и с общественными организациями поддержки предпринимательства. В частности "Опора России" является нашим ключевым стратегическим партнером в этой работе. И С. Борисов даже входит наблюдательный совет нашего банка. С тем, чтобы давать вот эту обратную связь от бизнеса, как себя чувствует предприниматель. И "Опора" делала некоторое время назад такой анализ, я здесь сошлюсь на их данные. Они опрашивали непосредственно предпринимателей, и очень хорошо чувствуют эту среду. Их анализ показал, что до прошлого года около 75% малых и средних предпринимателей, которые находились в той или иной степени еще в серой или темной зоне, они из нее вышли, потому что прозрачны были правила игры, понятны налоговые нагрузки. И возвращаясь к вопросу, быть заемщиком для банка, хорошая кредитная история, в том числе состоит из открытости бизнеса. Из возможности представить все свои денежные потоки, потому что тогда банк лучше понимает заемщика и может охотнее его кредитовать. Так вот выйдя из тени, началась затянувшаяся к сожалению, дискуссия по реформе налоговой системы. Связанная с понятными причинам, пенсионные вопросы и так далее. Но на бизнес это оказало очень негативное влияние. И может быть статистика снижения общего количества предприятий и говорит о том, что желающих открывать бизнес притом, что правила игры постоянно меняются и еще нет точно, как они будут выглядеть завтра, оно эту охоту отбивает. И "Опора" не исключает, что предприниматели, которые вышли или собирались выйти или не будут оттуда выходить или опять туда уйдут.

О. ЖУРАВЛЕВА - Картинка так себе.

С. КРЮКОВ - Другой важный момент. Я упоминал про приоритеты государства. Инновационный модернизационный бизнес. Что интересно, у компаний высокотехнологичных расходы на зарплату составляют существенную долю расходов. И это ударит, в том числе и по айти-компаниям и другим компаниям, у которых мозговая составляющая является определяющей. И без этого и не могут развиваться и давать свой продукт рынку. И они тоже будут вынуждены каким-то образом искать выход из этой ситуации, потому что окупаемость и доходность такого рода компаний, к сожалению, невысока. И если налоговая нагрузка возрастает, а особого расширения по продаже не намечается, общая мировая рецессия и состояние экономики, по крайней мере, прогнозы Министерства экономического развития не дают нам такую радужную картину существующего роста в ближайшее время. Поэтому это все для них очень серьезная головная боль. Очень серьезная дополнительная нагрузка и поэтому не способствует это улучшению климата для предпринимательства.

О. ЖУРАВЛЕВА - То есть получается, что государство с одной стороны одной рукой поддерживает малый и средний бизнес с помощью такой структуры как ваша, а другой рукой предлагается налогообложением сделать. И в результате мы остаемся там же, где были.

С. КРЮКОВ - Государство...

О. ЖУРАВЛЕВА - Оно большое, я понимаю.

С. КРЮКОВ - Там масса проблем и проблемы пенсионного фонда тоже проблема государства и тут надо все комплексно смотреть. Но главное - чтобы эти правила были понятны и не менялись по ходу игры.

О. ЖУРАВЛЕВА - Существенное замечание.

С. КРЮКОВ - В свое время, когда приняли подоходный налог 13% и он держится достаточно долго. И были несколько желаний, давайте мы пересмотрим. Но было четко сказано, что в ближайшее время этого не будет. Вот если в отношении бизнеса именно в части налоговой нагрузки будут определены четкие правила и будет сказано, что на ближайшее время пересмотра точно не будет и будет какая-то высокая гарантия, это для бизнеса даже более важно, чем сам размер этого налога, который конечно зависит, у государства действительно масса вопросов, которые нужно смотреть, все взаимосвязано, а не в отрыве один от другого.

А. ОСИН - Фраза заинтересовала: в настоящее время происходит переориентация программы от мер антикризисного характера к решению задач модернизации экономики и ее переходу на инновационный путь развития. Это дань моде и словам нашим руководителей или вы что-то в это вкладываете более конкретное?

С. КРЮКОВ - Нет, мы абсолютно конкретное в это направление вкладываем. Мы в прошлом году в рамках этой стратегической задачи открыли новую нашу программу. Это финансирование инновации, модернизации в малом бизнесе. Подход здесь очень простой, как у института развития. Институт развития должен присутствовать там, где нормальные рыночные механизмы не работают или работают в недостаточной мере. Наш малый и средний бизнес в России это в значительной степени по крайней мере до 50% торговля. Это важный бизнес, очень нужный. Все, что мы потребляем и так далее. Но зачем государству поддерживать это направление, которое совершенно нормально работает с другими рыночными участниками. Но если мы говорим о развитии именно инновационно-модернизационном, то доля таких предпринимателей крайне несущественна. И вот там они должны почувствовать, что государство именно их поддерживает. Потому что в их разработках заинтересованы или крупные корпорации или рынок, в их вкладе в модернизации оборудования, производства, создание новых видов продукции. Качественно иного уровня заинтересовано именно государство, оно должно именно таких предпринимателей поддержать. И вот этот узкий сегмент наша задача выращивать его как можно больше. Если сейчас доля процента или процент, то у нас по стратегии до 2015 года предусмотрено в нашем портфеле, такого рода предприниматели должны составить до 20% как минимум.

А. ОСИН - Вот в чем странность. Ведь насколько я понимаю, малые предприятия это прачечные, булочные, кафе, маленький ресторанчик, если речь идет об инновациях, это что-то очень сложное, наукоемкое. Нужны большие средства...

О. ЖУРАВЛЕВА - Это уже средний тогда.

А. ОСИН - Даже уже большой или все-таки действительно занимаются небольшие группы людей у себя в сарае инновации...

О. ЖУРАВЛЕВА - Или может быть просто эта прачечная покупает новые стиральные машины, вот вам и модернизация.

С. КРЮКОВ - Понятно, что когда мы говорим о малом и среднем бизнесе первое, что приходит на ум, все, что в шаговой доступности. Что мы на себя одеваем, что мы едим и так далее. Но кроме того, есть ряд предпринимателей и если мы возьмем ведущие и успешные бизнесы мировые бренды, они тоже начинались с маленьких мастерских, с 1-2-3-5 человек. И так далее. Задача именно поддержки такого рода предпринимателей и здесь важно сочетание различных механизмов государства. И у нас создано несколько институтов развития. Есть специальное соглашение наших институтов развития. Мы являемся участником этого соглашения. Оно десятистороннее. Оно включает как ВЭБ и наш банк, так и Роснано, и ряд других институтов развития. И в том числе фонд например, Сколково. Фонд Сколково площадка, на которой будут объединены усилия ряда малых и средних в том числе предприятий, целью которых является создание этих инновационных разработок. Которые потом рынком будут потребляться, крупными корпорациями и так далее. В том числе и через площадку Сколково, также по 217 федеральному закону поддержаны малые инновационные предприятия, создаваемые при высших учебных заведениях, научных центрах и так далее. Там рождается интересная мысль - поддержать такого рода предпринимателей на начальном этапе с тем, чтобы потом коммерциализировать их идею, продать рынку и получить преимущества, это как раз является задачей государства.

О. ЖУРАВЛЕВА - Спасибо большое. Сергей Крюков - председатель правления "Российского банка поддержки малого и среднего предпринимательства». А сколько еще вопросов у нас осталось. К сожалению, на этом мы заканчиваем.

Ответы на вопросы слушателей «Эхо Москвы» к эфиру С.П. Крюкова

Вопрос 1:

Наше партнёрство (СРО в строительстве) в своём составе имеет около 60% компаний отнесённых законом к малому бизнесу. Как правило, их руководители обращаются к нам с просьбой выступить в защиту их интересов в части законодательного или инструктивного обоснования необходимости квотирования гос. заказа (ФЗ-94) в пользу МБ.

Вопрос: Разделяете ли Вы нашу позицию. Если да, то возможно ли такое, или это противоречит закону о конкуренции?

Ответ:

Да, отношение к высказанной позиции положительное.

В соответствии со статьей 15 Закона № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов МСП в размере не менее чем 10 и не более чем 20 процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты.

Задачей ОАО «МСП Банк» также является увеличение доли Субъектов МСП на рынке. Однако, установленное законом ограничение, возможно, обуславливается защитой интересов государства от ненадлежащего исполнения обязательств поставщиками товаров, работ и услуг - субъектов МСП.

Увеличение доли участия субъектов МСП в выполнении государственных заказов (путем внесения соответствующих изменений в законодательство), по-видимому, возможно при усилении гарантий надлежащего исполнения обязательств субъектами МСП перед государственным заказчиком, предложения механизмов снижения рисков, связанных с деятельностью субъектов МСП.

Вопрос 2:

Хорошо бы услышать статистику по малому бизнесу - сколько предприятий малого бизнеса, сколько людей занято, средняя численность предприятий малого бизнеса, объемы реализации, доля в ВВП, структура бизнеса, специализация предприятий?

Спасибо!

Ответ:

К сожалению, Росстат публикует данные по сегменту МСП с большим запозданием - в настоящее время есть сводные данные только за 2009 год. По отдельным перечисленным показателям есть данные за 2010 год.

В 2010 году число МСП составило 1 613 тыс. единиц, среди них - 18,8 тыс. средних, 219,7 тыс. малых предприятий и 1 374,7 тыс. микропредприятий (данные по микропредприятиям за 2009, по остальным - за 2010 год)

Численность занятых на МСП (юридические лица) за 2009 год: 1,98 млн. человек - на средних предприятиях, 10,25 млн. человек - на малых предприятиях, 4,53 млн. чел. - на микропредприятиях. Доля МСП в общей численности занятых - 18,2%.

 Оборот сегмента МСП в 2009 составил 19 903,6 млрд. рублей (около 30% от общего оборота в экономике).

Средняя численность сотрудников малого предприятия за 2009 составляла  26 человек.

Специализация предприятий следующая: производство - 10,4%, строительство - 12,1%, торговля и ремонт - 40,8%, транспорт и связь - 5,9%, операции с недвижимым имуществом - 18%, прочее - 12,9%.

Статистических данных по объему выпуска сегментов МСП не публикуется, и, следовательно, расчет доли сегмента МСП в ВВП невозможен. Вместо указанных показателей Росстат публикует статистику по обороту сегмента МСП.

Источник: http://mspbank.ru/ru/press_center/bank_news/?pid=4761

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости