Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Интервью

Эксперт: Частные компании тоже не восторге от государственно-частного партнерства в Санкт-Петербурге

Начальник аналитического отдела инвестиционной компании БФА Денис Демин полагает, что команда нового губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко очень вовремя занялась аудитом крупных инвестиционных проектов, заявленных в Санкт-Петербурге при экс-губернаторе Валентине Матвиенко.

"Многие из этих проектов планировалось реализовать на принципах государственно-частного партнерства, - говорит Демин. - Назначенный недавно вице-губернатор Сергей Вязалов говорит о том, что город в договорах берет на себя слишком большие обязательства, но и частные инвесторы, насколько я знаю, не всегда с энтузиазмом относились к идее разделить с государством риски проектов с сомнительными бизнес-моделями. Именно поэтому, возможно, проект легкорельсового трамвая так и не заинтересовал инвесторов - проект-то не окупаемый! Найдется ли достаточно желающих платить за поездку на очень быстром трамвае от Московского вокзала на Пулковское шоссе - и не раз в месяц, когда надо улететь на самолете, а каждый день?! Скорее всего, нет, учитывая наличие множества транспортных альтернатив на этом маршруте. Значит, у частного инвестора нет заинтересованности вкладываться в такой проект. Если городская администрация считает, что это социально значимая история, тогда ей и придется вкладывать большую часть инвестиций и брать на себя риски проекта. Похожая история происходит с Орловским тоннелем. Инвесторы изначально говорили о сложностях с его окупаемостью, особенно после отказа от планов строительства "Охта-центра", который мог бы помочь обеспечить загрузку платному тоннелю, но Смольный настаивал на его необходимости. А теперь и у нового вице-губернатора возникли вопросы по значимости и обоснованности целого ряда подобных инвестпроектов.

ИА REGNUM: Но ведь новые мосты и тоннели под Невой все равно надо будет строить, потому что переправ явно не хватает! И аэропорт "Пулково" необходимо реконструировать в любом случае.

С Пулково все в порядке - это абсолютно просчитанный внятный проект, над которым работает ВТБ совместно с зарубежным "стратегом", и через несколько лет по немецкой технологии "Пулково-2" превратят в международный хаб. А что касается тоннелей и мостов, проекты надо просто пересчитать и вписать в рамки цельной стратегии транспортного развития. Это - нормальное желание новой команды, в том числе и с учетом того, что времена с точки зрения наполнения городского бюджета сейчас непростые. Приостановиться на несколько месяцев, все тщательно проанализировать, а затем вернуться к развитию города - вполне логично. А пока бюджетные деньги будут направляться на текущие, неотложные расходы, которых тоже немало: крыши текут, дороги надо доремонтировать, да и приближающиеся выборы требуют социальных трат.

ИА REGNUM: Если все-таки новые городские власти откажутся от принципов частно-государственного партнерства, где они возьмут деньги на развитие?

Государство всегда заинтересовано в привлечении инвесторов, и от ГЧП может отказаться только бизнес, если посчитает его условия для себя невыгодными, а проекты - неинтересными. Строить коммерческие проекты только на бюджетные деньги город точно не будет. Раздувание бюджета за счет размещения облигаций вряд ли рассматривается всерьез. Конечно, за последние 10 лет Санкт-Петербург фактически ушел с долгового рынка - размещение небольшого займа, которое происходит сейчас, можно считать скорее пробным шагом. Однако другие регионы занимали очень активно, и общий долг субъектов федерации на сегодня очень велик. Правительство очень хорошо осознает эту проблему и ее возможные последствия, поэтому на федеральном уровне новые региональные займы сейчас не поощряются. Вряд ли они будут поощряться и через полгода, когда пройдет череда выборов. Скорее всего, Смольному придется работать над увеличением доходной части бюджета и стараться "жить по средствам", сочетая разные формы заимствований и по возможности используя механизмы государственно-частного партнерства.

ИА REGNUM: Какие проекты вы считаете наиболее перспективными?

Известные на сегодня проекты я бы разделил на три части. Кольцевая автодорога, достройка ЗСД, Пулково - уже в большей степени реализованные, экономически целесообразные, нужные проекты. Девелоперские проекты - "Новая Голландия", "Апраксин двор" и некоторые другие помельче - зависят от заинтересованности в них конкретного инвестора, который руководствуется конъюнктурой рынка: есть уверенность в рынке недвижимости - проект будет реализован быстро, нет уверенности - все будет медленнее и побюджетней. Существенно повлиять на сроки реализации этих проектов Смольный, по большому счету, не может. И наконец, ЛРТ, Ново-Адмиралтейский мост, Дворец фестивалей на Васильевском острове и прочее - экономически неочевидные и не конца просчитанные идеи. Чтобы решить, нужно их реализовывать или нет, надо учитывать общую концепцию развития города. А у нас ее в настоящее время просто нет! Где у нас будет деловой район и будет ли вообще? Где зоны отдыха? Какая часть города признана историческим центром, в которой нельзя вообще ничего строить? Санкт-Петербург - это культурная столица или российский Детройт? Все смешалось, но, надеюсь, новые власти максимально прозрачно выработают внятную концепцию развития Санкт-Петербурга, затем прояснят градостроительную политику, после чего уже и станет возможным взвешенное решение по уже заявленным, а может быть и новым крупным инвестиционным проектам в разных сферах.
Источник: http://regnum.ru/news/economy/1450323.html
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости