Михаил Мамута, директор Российского микрофинансового центра рассказал о потенциале микрофинансирования. По его мнению, банки за последнее время очень многое сделали, чтобы восстановить рынок МСП после первой волны кризиса. Появились серьезные подвижки с точки зрения упрощения доступности ресурсов, повышения сроков кредитования, снижения ставок, более того, конкуренция среди банков нарастает, даже крупнейшие банки придумывают сейчас инновационные услуги в области кредитования МСП, что еще три года назад казалось невозможным.
То же касается микрофинансирования. «С удовольствием отмечу, что в Москве самые дешевые в России микрозаймы. Хотя микрозайм – это услуга достаточно дорогая в силу двух причин: во-первых, это рисковые проекты, без залогов, обеспечения, быстро, срочно. Уже только в силу этого необходимо формировать достаточно сильный резерв, так как возможны потери по займам. И вторая – это высокая стоимость обслуживания. Но есть свои резервы по ее снижению. Например, в Москве с 2010 года поддерживается программа по микрокредитованию за счет субсидирования части расходов микрофинансовых организаций» - поделился директор микрофинансового фонда.
Сложный инновационный бизнес требует появления особого продукта микрофинансирования с помощью господдержки, по мнению Михаила Мамуты. «Инновационному предпринимателю, как правило, нужны рисковые деньги, по сути, венчурные решения. Это означает, что он должен получить заем, но заем на бесплатной основе или на предельно минимальной ставке около 2% годовых. При этом в договоре прописывается, что в случае, если проект достигает определенных показателей по прибыли, то доход микрофинансовой организации от этого рассчитывается так же, как доход венчурных инвесторов. Если доход не возникает, то просто на протяжении довольно длительного времени малыми долями с отсрочкой происходит возврат долга. Конечно, такой продукт без государственной поддержки вряд ли заработает, но с другой стороны мы хотим построить инновационную экономику, говорим о необходимости модернизации. И мы знаем, что из ста рожденных инновационных проектов до рынка доживает один. И нам нужно постоянно поддерживать новые проекты, чтобы они в этот рынок входили. Для этого нужна система массового финансирования и реализовать ее можно только объединив усилия различных институтов финансирования».
Альтернатива есть
Елена Пигасова, директор управления продаж малому бизнесу Среднерусского банка Сбербанка России рассказала о преимуществах кредитования в Сбербанке. Ее выступление вызвало живой интерес и массу частных вопросов. В частности, выяснилось, что в апреле следующего года появится программа страхования кредита через страховые компании.
Наталья Смирнова, генеральный директор компании «Персональный советник» рассказала об условиях привлечения бизнес-ангелов. Начиная бизнес в разгар кризиса с минимальным капиталом, бизнес-леди выросла в несколько раз благодаря поддержке бизнес-ангела. При дальнейшем развитии ей предоставлялась возможность принять помощь бизнес-ангела не раз. Однако, несмотря на первый успех, она относится к привлечению бизнес-ангела с большой осторожностью.
Вот несколько советов из ее выступления: « Сразу не принимайте деньги. Сначала попробуйте несколько месяцев так называемого тест-драйва ваших взаимоотношений. Так Вы поймете, насколько человек будет определять Вашу стратегию, насколько он будет на Вас давить, насколько он будет хотеть перехватить инициативу в свои собственные руки. Второй момент – попробуйте использовать опционные схемы – то есть человек определенную сумму в Ваш бизнес вкладывает, но у Вас потом остается право это потом благополучно выкупить. Применяйте вариант наставничества, то есть до того, как человека допустить в свой собственный бизнес, пусть он два месяца побудет наставником и даст несколько дельных советов. Если он будет настаивать на тех решениях, которые выгодны ему, а не Вам, то это все может закончиться тем, что вы все потеряете, став просто наемным работником, которого купили дешево. И последнее: не надо ограничиваться только бизнес-ангелами, они редко встречаются, имеет смысл использовать альтернативные варианты, чтобы не зависеть от одного только человека. Ну и, насколько это возможно, повышайте прозрачность вашего бизнеса».
Биржа для «малышей»
Геннадий Марголит, вице-президент ММВБ, рассказал о возможности IPO в сфере МСП. «На ММВБ заработала площадка, где уже несколько компаний привлекли деньги путем размещения акций. Это площадка для тех маленьких компаний, у которых есть большие амбиции. То есть для тех, кто готов стать «большим». Не надо думать, что биржа, это совсем далеко, когда компания уже заматерела, окрепла. Наша площадка опровергает эти стереотипы. Можно выходить достаточно рано, если есть понятная модель бизнеса, прозрачность и перспективы роста, что важно для инвесторов. При этом малые предприятия – это зависит от контекста. Что касается стоимости, то если это полноценное IPO, когда привлекается широкий круг инвесторов, то это 3-4% от привлеченного капитала от сделки. При этом в основном это «success fee», то есть платиться после того, как деньги уже пришли».
В
Фото предоставлено пресс-службой Московской Торгово-промышленной палаты
Обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Гузель Юсупова
Источник: http://www.opora-credit.ru/news/hot/detail.php?ID=32334