Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Интервью

Повышаем финансовую грамотность

Уважаемые господа!

Этот материал размещен на сайте в рамках нашего эксперимента. Поэтому любой желающий (принципиально в очередной раз подчеркиваем: только желающий и только абсолютно добровольно) может перевести, если материал ему понравился, на счет 410011302943322 в Яндекс.Деньгах определенную им самим сумму.

Подробно о нашем эксперименте.

Как разобраться в сложных терминах финансового мира? Как выбрать кредит среди сотен предложений? Какие услуги банка значительно облегчат жизнь, а от каких рациональнее было бы отказаться? Отсутствие ясного понимания механизмов финансового рынка влечет за собой непростительные ошибки как в ведении бизнеса, так и в управлении собственным бюджетом.

По мнению Ольги Кузиной, доцента кафедры экономической социологии НИУ ВШЭ, и без того плачевная ситуация в сфере финансового просвещения обострилась во время экономического кризиса.

Говоря о текущем уровне финансовой грамотности в стране на круглом столе «Финансовая грамотность населения - ключ к модернизации экономики. Социальные проекты по повышению финансовой грамотности и формированию финансовой культуры населения России»,Ольга Кузина выделила несколько болевых точек:

  • непопулярность планирования и ведения семейного бюджета россиянами, как в докризисный период, так и после него. В июне 2008 года учет бюджета в той или иной степени вели 45% опрошенных, в декабре 2010 года - лишь 21%;
  • низкий уровень знаний россиян о системе государственного страхования накоплений. 22% респондентов знают о том, что система распространяется только на банковские вклады;
  • безответственный подход при заключении договоров с финансовыми организациями. Лишь 35% респондентов подписывают договор с банком после внимательного прочтения, 15% подписывают после прочтения, даже если не понимают написанного;
  • недостаточная практика сравнительного анализа финансовых услуг (так называемого shopping around). Не более 30% опрошенных всегда сравнивают условия предоставления финансовой услуги в различных компаниях, 13% делают это крайне редко, а 16% не делают никогда;
  • уязвимость в спорных и конфликтных ситуациях с финансовыми институтами. Лишь 15% уверены в быстром разрешении споров, остальные - затрудняются с ответом или полностью уверены, что такого быть не может.

В связи с осознанием необходимости решения этих проблем сегодня появилось несколько крупных проектов, направленных на развитие финансовой грамотности россиян. Рассмотрим наиболее важных из них.

Финансовое-образование.рф

Доступность, простота, инновации – это основной принцип разработчиков видео-интернет портала Финансовое-образование.рф. На новом портале можно увидеть видео-ролики с записью доступных и компетентных ответов на наиболее волнующие финансовые вопросы в режиме on-line. Кроме того, любой пользователь сети Интернет из любой точки России и в любое время может обратиться к сайту проекта http://финансовое–образование.рф и бесплатно получить ответ на интересующий его практический вопрос от признанного эксперта в конкретной области. Программа также активно участвует в социальных медиа, таких как Twitter, LiveJournal, Facebook, Вконтакте и др. Таким образом, уже в социальных сетях можно будет в режиме диалога обсудить отдельные темы.

Круг тем, который охватывает программа, довольно широк. На портале вы сможете получить полезную информацию, начиная от управления пенсионными накоплениями, выбора и использования банковских и страховых продуктов и услуг, управления личными финансами и заканчивая созданием собственного бизнеса и инвестициями.

В ближайших планах создателей – развитие и расширение форматов подачи образовательного материала: контекстная публикация законодательных актов, запись дополнительных материалов в формате схем и пояснений на планшете, создание промо-видео по востребованным продуктам. В перспективе планируется развитие программы в более широком формате «библиотеки знаний», что даст возможность российским интернет-пользователям удаленно получать комплексные знания в различных областях.

Финансовый футбол

С целью не отставать от расчетливых американцев в области финансовой грамотности Российская экономическая школа (РЭШ) при поддержке Visa адаптировала для России компьютерную игру «Финансовый футбол». «Как вопросы, так и уроки (с описанием различных тем по финансовой грамотности) были существенно изменены с учетом российской специфики», - отметил директор программы «Магистр финансов» РЭШ Алексей Горяев. Финансовый футбол – это обучение как основным, так и специфическим финансовым знаниям, когда в игровой форме идет тренировка на решение разнообразных финансовых вопросов. В сети интернет существует специальный сайт, полностью посвященный этой игре http://www.financialfootball.ru/, где вы сможете побегать с мячом на зеленом поле, пытаясь забить гол сборной Бразилии или другим командам. Но, для того чтобы осуществить это мечту хотя бы виртуально, вам будет необходимо ознакомиться и разобраться со всем спектром финансовых вопросов.

С помощью четырех обучающих модулей, которые предлагают создатели игры, вы можете узнать про то, зачем нужны сбережения, как составлять бюджет, что значит быть кредитоспособным и как выбрать нужную карту. В каждом модуле есть упражнения и тесты, которые позволят вам проверить полученные знания. Основные темы игры: «Сбережения» (о том, как накопить с помощью депозита), «Бюджет» (о том, как сбалансировать доходы и расходы), «Кредиты» (о том, что значит быть кредитоспособным), «Пластиковые карты» (о том, как выбрать нужную Вам карту). В каждом модуле представлены материалы для изучения по каждой из тем. В них описываются основные концепции и принципы управления личными финансами, преимущества и недостатки различных финансовых инструментов и т.д. Кроме того, предлагаются отдельные упражнения, к которым есть ответы. Несмотря на то, что в этой игре есть вопросы только по личным финансам, некоторые из них (например, по кредитам) актуальны и для малого бизнеса.

Портал www.fgramota.org

В сентябре этого года Российская экономическая школа при поддержке Фонда Citi объявила о запуске еще одного образовательного мультимедийного портала по финансовой грамотности www.fgramota.org. Портал ориентирован, прежде всего, на молодежную аудиторию, которая заинтересована в получении практических знаний и навыков по личным финансам. Наибольшую популярность имеет «Народная» финансовая игра. Версия 1.0» и Онлайн-книга «Финансовая грамота».

Цель игры – дать практические навыки использования финансовых инструментов и познакомитьс азами финансовых концепций: соотношение между доходностью и риском, выгоды от диверсификации, управление портфелем и т.д. Задача игрока – сохранить и приумножить стартовый капитал в 1 миллион рублей, инвестируя его наилучшим образом в течение 10 игровых лет.

Для каждого игрока ведется персональная статистика результатов. Кроме того, информация о результатах может быть размещена в социальных сетях «ВКонтакте» и «Facebook», а также в Твиттере игрока. С октября по декабрь 2011 г. будут регулярно проводиться творческие конкурсы по совершенствованию различных составляющих этой игры. Лучшие предложения будут реализованы, итогом проекта станет «народная» финансовая игра версии 2.0.

Онлайн-книга «Финансовая грамота» Этот мультимедийный ресурс разработан на основе книги «Финансовая грамота» для студентов и взрослых, написанной А. Горяевым и В. Чумаченко в 2009 г. Книга описывает наиболее популярные финансовые инструменты (банковские депозиты и карты, ценные бумаги, ПИФы, страховые продукты и т.д.) и принципы управления личными финансами. Цель книги помочь читателю понимать суть финансовых инструментов и мотивацию финансовых посредников, видеть не только преимущества, но и связанные с ними риски.

Кафедра «Финансового просвещения и корпоративной социальной ответственности»

В настоящее время в России только формируется представление о различных социальных инициативах бизнеса как показателе его устойчивости, факторе доверия и привлекательности для инвесторов, в особенности иностранных. Отчеты по корпоративной ответственности российских организаций, как правило, не соответствуют международным стандартам, что нередко тормозит развитие партнерских отношений с зарубежными организациями.

«Для обучения населения Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации создается система повышения финансовой грамотности, в том числе, через развитие сотрудничества с Ассоциацией региональных банков «Россия». А именно, в соответствии с решением Ученого совета Финансового университета от 30 августа 2011 года, создана базовая кафедры «Финансового просвещения и корпоративной социальной ответственности», - рассказывает Марина Малышева, руководитель Центра развития программ Института краткосрочных программ Финансового университета.

Основная цель кафедры в обеспечении доступности финансового образования и продвижение корпоративной социальной ответственности. На сегодняшний день определены основные направления работы кафедры «Финансовое просвещение и корпоративная социальная ответственность».

Обучающие семинары, школы, курсы по финансовой грамотности

Кроме того, существуют кратковременные проекты по повышению финансовой грамотности россиян, в том числе и в регионах. Например, проект экспертной группы по финансовому просвещению при Федеральной службе по финансовым рынкам «Неделя финансовой грамотности в регионах России» («Поезд финансовой грамотности») охватил 25 российских городов, в которых проводились обучающие семинары по финансовой тематике для различных групп населения: школьников, студентов, работающих граждан, а также представителей малого бизнеса и СМИ.

Федор Наумов, заведующий Лабораторией финансовых исследований РЭУ им. Г.В. Плеханова, рассказал о проходящей при поддержке университета Финансовой олимпиаде «Финансовый Олимп». Это инновационный образовательный проект, привлекающий студентов из различных городов России и стран СНГ. Организаторы, оценивая знания студентов по собственной системе практических и несложных задач, с удивлением пришли к выводу, что наибольшую финансовую подготовленность продемонстрировали ребята из непрофильного вуза, Московского физико-технического университета (МФТУ), а не студенты, как ожидалось, ведущих финансовых университетов.

В 2010 году РЭШ при поддержке Citi Foundation была организована серия курсов по финансовой грамотности в школах и университетах в пяти российских городах: Ростов, Нижний Новгород, Екатеринбург, Волгоград, Самара. Эти курсы проводились преподавателями ведущих вузов этих городов, которые прошли специальный тренинг РЭШ. По итогам обучения свыше половины студентов успешно прошли тест по финансовой грамотности (с долей правильных ответов свыше 70%). До прохождения курсов только 8% студентов имели такие знания. В 2011 году аналогичные курсы проводятся в педагогических университетах Москвы и Санкт-Петербурга. По итогам обучения те студенты, которые после окончания вуза пойдут работать в школу, смогут провести там факультатив по финансовой грамотности.

Так же в сети Интернет можно найти предложения обучающих курсов по повышению уровня знаний в финансовой сфере от различных компаний. Кроме обычных тренинговых программ существуют видеокурсы, благодаря которым можно повысить уровень своих знаний в удобное время.

Кроме того, к осознанию необходимости повышения финансовой грамотности населения подошли и некоторые банки, так в сентябре 2011 г. Новосибирский Муниципальный банк начал реализацию нового социально значимого проекта «Школа финансовой грамотности», который включает проведение образовательных семинаров для старшеклассников. Проект дает возможность будущим выпускникам получить представление об особенностях современного банкинга и специфике работы коммерческих кредитных организаций, их роли и значении в экономике и жизни общества и востребованных профессиях в банковской сфере.


Обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Гузель Юсупова

Источник: http://www.opora-credit.ru/news/hot/detail.php?ID=33604

Уважаемые господа!

Этот материал размещен на сайте в рамках нашего эксперимента. Поэтому любой желающий (принципиально в очередной раз подчеркиваем: только желающий и только абсолютно добровольно) может перевести, если материал ему понравился, на счет 410011302943322 в Яндекс.Деньгах определенную им самим сумму.

Подробно о нашем эксперименте.