Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Интервью

Мал МФО, да дорог

Перспективы развития микрофинансовых организаций (МФО) в рамках нового законодательства, совершенствование регулирования рынка, стратегию по повышению доступности финансовых ресурсов и многое другое обсуждали эксперты на Х Национальной конференции по микрофинансированию в конце прошлой недели.

Рынок микрокрофинансирования в России существует без малого два десятилетия, но и сегодня участники рынка называют его молодым и находящимся в стадии становления. Отчасти потому, что законодательство относительно микрокредитования было сформировано всего около года назад.

Микрофинансирование в цифрах

Сегодня объем рынка микрофинансирования превышает 30 млрд рублей. Что несравнимо меньше объемов банковского кредитования, но существующие тенденции развития обнадеживают, поскольку потребность населения в микрокредитовании в 10 раз превышает предложение рынка. Средний размер кредитного портфеля микрофинансовой организации составляет 134 млн рублей. Около 20% заемщиков микрозаймов – начинающие предприниматели. А общая доля предпринимателей среди клиентов микрофинансовых организаций приближается к 50%.

Поскольку основной потребитель услуг микрофинансовых организаций гражданин, который по ряду причин не может взять кредит в банке, микрофинансирование считается бизнесом высокорисковым. Высокие риски должны покрываться высокими процентными ставками.

По словам президента Национального Партнерства Участников Микрофинансового рынка (НАУМИР) и Российского микрофинансового центра (РМЦ) Михаила Мамуты, средняя ставка российских МФО составляет 27,4% годовых. За исключением «займов до зарплаты» - PayDayLoans – продукта краткосрочного кредитования, где ставки могут составлять 1-2% в день. Однако с учетом незначительных сумм, которые берет клиент, эти ежедневные проценты не существенно отражаются на его благосостоянии.

По информации Министерства финансов, по данным на середину ноября 2011 года в реестре МФО было зарегистрировано 757 микрофинансовых организаций, хотя заявки на включение в реестр Минфин начал принимать только этим летом. 620 из них – коммерческие фонды, 84 – государственные фонды поддержки предпринимательства, остальные – банковские МФО.

По наблюдениям минфиновских чиновников, число МФО неуклонно увеличивается. Однако вместе с этим в Минфин увеличивается и число заявлений от микрофинансовых организаций об исключении их из реестра. Микрофинансисты берут «самоотвод», понимая, что при относительно легком вхождении в бизнес им приходится нести большую ответственность.

Младшие братья МФО – кредитные кооперативы – общим числом 1126 объединились в 10 саморегулируемых организаций. Около двух тысяч кредитных кооперативов в СРО не вошли. В Минфине ожидают, что о себе дадут знать лишь четверть из них. Остальные либо уже не существуют, либо подлежат ликвидации.

Государство на рынке

Крупнейшим институциональным инвестором в секторе микрофинансирования сегодня является Минэкономразвития. Директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэконома РФ Наталья Ларионова рассказала, что из госбюджета в качестве прямого предоставления средств на микрофинансирование было направлено более двух млрд рублей. Государственное участие в рынке микрофинансирования заключается в специальной программе поддержки микрофинансирования, которая реализуется через Минэкономразвития, а также программе Внешэкономбанка и МСП Банка. По этим программам фонды поддержки предпринимательства получают средства под микрокредитование по льготной процентной ставке. Следовательно, госфонды могут предложить потребителю гораздо более дешевые кредиты, чем их коммерческие коллеги. За такие ставки с удовольствием поборолись бы все остальные МФО, вынужденные сегодня искать финансирования у банков. Однако, несмотря на очевидное конкурентное преимущество госфондов в виде относительно дешевых кредитов, они находятся в крайне зависимом положении. Финансируя госфонды под низкий процент, государство требует соблюдения определенных правил. Например, госфонды могут кредитовать предпринимателей только неторгового, низкорентабельного сектора. А в качестве приоритетного клиента им рекомендован сельскохозяйственный бизнес.

«Проекты, которые кредитуют фонды, финансируемые за счет бюджетных средств, всегда социальные, - говорит Наталья Ларионова. - До 70% бизнеса, который получает микрокредиты из фондов поддержки предпринимательства, относятся к неторговому сектора. 13 % финансируемых проектов - к сельскому хозяйству». Таким образом, обращаясь в сторону бизнеса, неинтересного для банковского кредитования, микрофинансирование закрывает его недостаток.

Однако государственное присутствие, а следовательно и доступ к дешевым кредитам, на рынке будет не вечным. Государство продолжит поддержку сектора микрофинансирования, однако рассчитывая, что МФО сами начнут привлекать частных инвесторов. По словам Натальи Ларионовой, рано или поздно государственное участие на рынке микрофинансирования должно быть прекращено. Но произойдет это тогда, когда присутствие частного инвестирования на рынке микрокредитования будет достаточным.

Между тем представители рынка коммерческих МФО настаивают, что конкурировать со ставками, предлагаемыми фондами с бюджетным наполнением, они не в силах. «Пока фонды получают финансирование из бюджета по льготной ставке и продают деньги дешево, коммерческие МФО берут деньги в банках под 18-20% и не могут продавать их дешевле чем под 35%», - высказывается вице-президент ОПОРЫ РОССИИ, президент НП «Микрофинансирование и развитие» Павел Сигал.

Малому везде у нас дорога

Государство пока только примеривается своими регулирующими функциями к рынку микрофинансирования, однако его участники опасаются, что могут дождаться «перерегулирования». В законе «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых орагнизациях» установлены определенные требования к соблюдению нормативов по ликвидности, достаточности капитала, проведению аудита. Кроме этого, используются другие инструменты регулирования и надзора.

Проработав год в рамках нового законодательства, один из лидеров микрофинансового рынка, председатель совета директоров ООО «Домашние деньги» и ОАО «Финотдел» Евгений Бернштам от лица всего сообщества уже предложил внести ряд изменений в закон. Например, он предлагает установить минимальный размер капитала для МФО по аналогии с банками. В качестве «стартовой суммы», с которой МФО можно разрешать вести финансовую деятельность, г-н Бернштам называет пять млн рублей. Эта мера, по мнению микрофинансиста, станет заградительной, препятствуя выходу на рынок МФО «кого попало». «На рынке не нужны маленькие организации, - уверен Евгений Семенович. – С потребностью в состоянии справиться большие и средние МФО с развитой филиальной сетью».

Однако не все представители профессионального сообщества разделяют его точку зрения. По мнению Павла Сигала, ужесточать требования к МФО и устанавливать им предельный минимальный объем капитала, обрекая их таким образом на уход с рынка, неразумно. «С учетом того, что микрофинансирование, в основном, обитает в малых городах и селах, обеспечивать потребителя должны малые МФО, - уверен Павел Сигал. - Поскольку крупные просто откажутся туда идти».

Павел Сигал уверен, что если на пару лет оставить рынок в покое и не злоупотреблять регулированием, он выровняется самостоятельно. Однако интерес государства к рынку микрокредитования не ослабнет еще долго. Власть видит в институте микрокредитования решение сразу ряда проблем. Во-первых, обеспечение доступа к кредитам «небанковских клиентов» (бедных слоев населения). Во-вторых, - инструмент борьбы с безработицей, поскольку, кредитуя начинающих предпринимателей, позволит создать новый бизнес и новые рабочие места.


Выпускающий редактор ОПОРЫ-КРЕДИТ Екатерина Дегтярева

Источник: http://www.opora-credit.ru/news/hot/detail.php?ID=35394

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости