Россия стоит на пороге исторического события - вступления в ВТО. В разрезе этой тематики все острее встает вопрос о конкурентоспособности российской экономики. Конференция «Конкурентоспособность регионов РФ: Инновации, инвестиции, партнерство», организованная Московской ассоциацией предпринимателей и «Деловой Россией», собрала экспертов и специалистов разных областей, чтобы разобраться в этом вопросе.
Условия ведения бизнеса – знаковый фактор
Вице-президент ОПОРЫ РОССИИ Павел Сигал начал свое выступление с того, что конкурентоспособность регионов напрямую зависит от инвестиционного и бизнес-климата, сложившегося в субъекте. ОПОРА РОССИИ ежегодно проводит исследования состояния предпринимательского климата в России, в которых затрагивает широкий пласт проблем. Причем исследование оценивает не столько формы поддержки, сколько ощущения самих предпринимателей. И, по словам Павла Сигала, наблюдается интересная картина: в тех регионах, которые принято считать передовыми по уровню поддержки, объему инвестиций и развитию инфраструктуры, сами предприниматели всего этого не ощущают.
Исполнительный вице-президент «Российского союза промышленников и предпринимателей» Александр Мурычев согласился с коллегой: «По оценке инвестклимата в регионах мы выглядим довольно неважно на фоне как ведущих, так и развивающихся экономик. В то время как условия ведения бизнеса – один из знаковых факторов, кочующих из рейтинга в рейтинг». По итогам последнего доклада Doing Business 2012, выполненного на основе исследования Всемирного Банка, инвестклимат в России, действительно, далек от привлекательного. Например, срок на получение разрешения подключения к электросетям в России составляет 281 день. По этому показателю наша страна находится на 183 месте. Правда, наблюдаются подвижки в области получения разрешения на строительство, проиронизировал Мурычев. Здесь мы несколько улучшили позиции, сократив средние сроки получения разрешения с 540 дней до 423. Таким образом, поднялись в рейтинге на несколько строчек и оказались на 178 месте.
Нет достойных?
Безусловно, инвестиционный климат определяется, большей частью, условиями, независимыми от действий предпринимательского сообщества. Как ни крути, а создание инвестклимата – это задача власти. Однако член Правления, заместитель председателя Внешэкономбанка Михаил Копейкин считает, что предприниматель сам совершенно не проявляет инициативу и не хочет воспользоваться предлагаемыми ему ресурсами и возможностями. Михаил Копейкин сетует, что несмотря государственную поддержку мсб, в регионах отсутствуют проекты, достойные финансирования в рамках программы «Финансирование инноваций и модернизации». По этой программе ВЭБ кредитует банки-партнеры под невысокие проценты, что позволяет кредитовать малый и средний бизнес приоритетных направлений по льготной ставке. На то, чтобы кредитовать инновационные проекты МСБ, банки получают средства под 4% годовых. На кредитование проектов по модернизации кредитно-финансовые учреждения получают средства по ставке, составляющей 2\3 ставки рефинансирования ЦБ (примерно 6% годовых).
Когда программа «ФИМ» стартовала, Внешэкономбанк кинул клич по банкам-партнерам в регионах в поисках проектов для финансирования. «В поисках инновационных и модернизационных проектов, которые можно было бы профинансировать по льготной ставке, мы обратились во все 83 субъекта РФ. Из регионов нам пришло около 300 проектов. При ближайшем рассмотрении мы могли отобрать только 10, в итоге финансирование получили всего два проекта», - разводит руками Михаил Копейкин. Итог: либо, действительно, нет достойных, либо отсутствует устойчивая коммуникация между ВЭБ и банками-партнерами, присылавшими проекты.
С 2012 года будет прослеживаться смена приоритетов в поддержке МСБ, рассказал Михаил Копейкин. Поддержка будет ориентирована на предприятия реального (неторгового) сектора экономики. В первую очередь будут финансироваться проекты по модернизации, инновациям, энергоэффективности и социальные проекты. Только в 2010 году на поддержку МСБ было направлено 49 млрд рублей. Уже изначально было предусмотрено, что основная масса денег пойдет в регионы, где в основном и консолидируется малый и средний бизнес.
О проблемах и степени внимания
Павел Сигал, в свою очередь, предлагает четко делить проблемы малого и среднего предпринимательства не только по уровню их возникновения и решения (федеральный, региональный, муниципальный), но и по степени внимания к ним. По мнению вице-президента ОПОРЫ РОССИИ, в первую категорию вопросов попадают такие проблемы, о которых много говорят и много делают. Например, создание и развитие инфраструктуры поддержки МСП в регионах. «Во многих регионах активно создаются технопарки, бизнес-инкубаторы. Этой проблеме уделяется достаточно внимания», - говорит Павел Сигал. Вместе с этим, власть охотно вступает в диалог с бизнесом, создавая переговорные площадки и участвуя в них. В качестве решаемых проблем Павел Сигал назвал также финансирование мероприятий по поддержке МСБ и снижение административных барьеров.
Вторая категория вопросов, «по Сигалу», - проблемы обсуждаемые, но не решаемые. К таким относится, в частности, финансирование стартапов. Реальной системы финансирования не сформировано, уверен вице-президент ОПОРЫ РОССИИ. Хотя государство могло бы взять на себя часть финансовых рисков, разделив их с банками и инвесторами. В этом случае инвестиции в стартапы пошли бы куда охотнее. Следующим обсуждаемым, но до сих пор не решенным вопросом остается отсутствие свободного доступа к инфраструктуре естественных монополий. Подключение МСБ к инженерным сетям и коммуникациям остается дорогостоящей и труднодоступной операцией. Равно как и доступ к недвижимости. Несмотря на принятый закон 159-ФЗ, дающий арендатору-субъекту МСБ преимущественное право выкупа арендуемого помещения, процент воспользовавшихся своим правом чрезвычайно мал. По словам Павла Сигала, препятствуют реализации закона, в первую очередь, муниципалитеты. Контроль за ростом тарифов и подготовка кадров для инновационной и производственной сферы завершают список «обсуждаемых и не решаемых» вопросов.
Наконец в третью категорию проблем попадают те вопросы, которые не принято даже обсуждать. По мнению Павла Сигала, таким вопросом остается увеличение финансовой нагрузки на МСБ после повышения ставок страховых взносов. Заявления ПФР и первых официальных лиц об увеличении собираемости налогов Павел Абрамович считает несостоятельными. Собираемость может быть повышена только у категории тех, кто получил льготы по уплате страховых взносов. В то время как торговля, основное производство и прочие «нельготные» отрасли продемонстрировали сокращение налоговых поступлений. К подобным же вопросам Павел Сигал предлагает отнести кадастровую стоимость земли (в некоторых регионах она превышает рыночную), отмену ЕНВД и многие другие, близкие малому бизнесу проблемы.
Выпускающий редактор ОПОРЫ-КРЕДИТ Екатерина Дегтярева
Источник: http://www.opora-credit.ru/news/hot/detail.php?ID=35581