Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Интервью

Красноярские магазины еще не дошагали до покупателей

22 марта в рамках первого Красноярского торгового форума представители власти и бизнеса собрались обсудить проблему дефицита магазинов шаговой доступности в городе.

В итоге дообсуждались до обвинений хозяев торговых павильонов в пособничестве чиновничьей коррупции, попутно выяснив шокирующие подробности о качестве молочной продукции, реализуемой в крае.

Печальные цифры
Город
(Больше половины населения почти миллионного Красноярска не обеспечены магазинами шаговой доступности)

Статистику по обеспеченности жителей города магазинами участникам круглого стола представила доцент кафедры экономики и планирования Красноярского торгово-экономического института Татьяна Берг. Она рассказала, что силами торгового института было проведено сплошное исследование объектов розничной торговой сети Красноярска, которое позволило выявить обеспеченность населения торговыми площадями и объектами розничной торговли шаговой доступности. По ее словам,

всего в городе функционирует 5,5 тыс. торговых объектов, из них 50% — это нестационарные точки розничной торговли.

88% имеют городское и районное значение, а 12% — это объекты шаговой доступности.

В целом Красноярск демонстрирует высокие показатели обеспеченности населения торговыми площадями — так, средняя обеспеченность по городу превышает нормативы на 95% по объектам городского и регионального значения и на 15% — по объектам районного и местного значения.

Однако анализ показал, что более половины населения города — 54% — не обеспечены магазинами шаговой доступности,

а в районах, испытывающих их дефицит, радиус шаговой доступности достигает временами 1,5 км. «Весь недостаток покрывают нестационарные торговые объекты», — отметила Берг.

«В частности, около 41% жителей города находятся вне зон шаговой доступности от объектов торговли свежим мясом и мясными продуктами. При этом в Центральном районе вообще нет ни одного такого объекта, за исключением Центрального рынка. Очень низкий показатель по группе «свежее мясо» в Кировском, Железнодорожном районах. Значительная часть города не покрыта сетью объектов, реализующих лекарственные средства, — сюда входят Октябрьский и Ленинский районы. Исключения составляют Центральный район, часть Железнодорожного и часть Советского», — рассказала Берг.

Она заключила, что «эти тенденции отрицательно влияют на развитие розничной торговли и снижают доступность торговых услуг для населения». Для решения проблемы она предложила разработать программу постепенного сокращения числа нестационарных объектов на территории Красноярска с их заменой на «более цивилизованные форматы торговли».

Молочные ужасы

Следом докладывать вышел председатель совета директоров минусинского ООО «Молоко» Александр Девяшин — он собирался рассказывать о развитии собственной сети магазинов шаговой доступности, однако быстро сбился на обличение проблем молочного производства в крае.

Девяшин посетовал, что многие молокопроизводители в крае добиваются приемлемой цены за счет низкого качества сырья.

«Вместо того чтобы снижать издержки производства, проще добавить немного бодяги, и сырье сразу станет дешевым. В результате на сегодня в молочной промышленности не менее 90% составляет ненатуральная продукция.

Она содержит добавки, усилители вкуса и сделана по технологии долгосрочного хранения, которая предполагает добавление консервантов и стерилизацию молока.

И все это попадает в торговлю.

Если мы посмотрим, сколько молока производим в крае и сколько продаем его, то получится, что реализуем в 2 раза больше, чем производим. А что мы тогда продаем?»

задался риторическим вопросом Девяшин.

Далее, по его словам, «получение сверхдоходов за счет снижения качества формирует избыточный рекламный бюджет, который идет в СМИ, и начинается промывка мозгов». В качества примера председатель совета директоров привел рекламу молока «Нутрилон», утверждающую, что «самое лучшее молоко — материнское, но на втором месте — «Нутрилон». «Хотя у этого «Нутрилона» такой состав, что его даже в пирожки нельзя использовать», — заявил Девяшин.

О ларьках с глазу на глаз

После захватывающих дух откровений молочника возвращать дискуссию к теме ларьков вынужден был заместитель руководителя департамента экономики Петр Шальмин. Он признал, что сеть магазинов шаговой доступности, которая присутствует в городе, достаточно невелика.

«И говорить о том, что ситуация развивается активно, не приходится. Основная категория предпринимателей у нас остановилась в развитии — они имеют павильон или несколько, их это устраивает. Наша позиция заключается в том, чтобы эта ситуация развивалась и нестационарные объекты постепенно заменялись на магазины в жилых домах», — сказал Шальмин.


В городе так и не появилось стратегии по установке павильонов

Ему возразил предприниматель из зала, посетовавший, что не понимает, о каком развитии речь, ведь в Красноярске введен мораторий на размещение нестационарных торговых объектов, а «у города нет четкой стратегии, где кто должен стоять». «Мы все как слепые котята», — сетовал предприниматель. Шальмин парировал, что мэрия сейчас как раз и создает схемы размещения стационарных и нестационарных объектов, и предложил предпринимателю обсудить все его конкретные проблемы в частном порядке с глазу на глаз после круглого стола.

За что спустя несколько минут был раскритикован депутатом горсовета Владимиром Венедиктовым. Тот начал с констатации факта, что ни в городе, ни в крае нет специализированного департамента либо министерства торговли, а в такой ситуации говорить об обдуманном регулировании отрасли властями не приходится.

«Не нужно быть специалистом, чтобы видеть, что идет смещение торговли на один Советский район — у нас там и «Планета», у нас там и «Июни». Начинаем смотреть правый берег — пошаговой доступности не выполняется. Так происходит потому, что в генплане города нет строки об обеспеченности населения торговыми площадями шаговой доступности. И поэтому строим новые микрорайоны, детские площадки, а через 2 дня на них ставим павильоны, и жители начинают в них кидать с балконов бутылки и поджигать.

Так происходит потому, что нет сегодня структуры, которая бы адресно занималась развитием торговой сети»,

сказал Венедиктов, добавив, что в мэрии торговлю курируют всего 4 человека.

«Меня возмущает, когда модераторы говорят: в частном порядке подойдите, в уголочке ваши проблемы порешаем. Это говорит о том, что предсказуемости власти нет, понимания нет, и все у нас выборочные законы, все программы…» — тут слова Венидиктова заглушили овации. «Они пишутся под определенного оператора», — закончил депутат, после чего откланялся и покинул мероприятие.

Ларечники-коррупционеры

Бурную реакцию аудитории вызвало выступление и другого депутата горсовета — Александра Глискова, который вышел к трибуне уже под занавес мероприятия, после предложений ряда участников рынка дать им льготы на землю. «Не смог я промолчать. У нас сегодня не плановая экономика. Когда нас местные производители призывают дать им льготы по помещениям, мы должны деньги забрать со строительства детских садов, социальных учреждений, с зарплаты бюджетникам и отдать?», — спросил Глисков, после чего взялся объяснить предпринимателям цель временного моратория на ларьки.

Глисков
Александр Глисков обвинил ларечников в пособничестве коррупции

«В чем идея моратория? Чтобы не как раньше — побежал предприниматель в администрацию, там договорился, ему дали участок, он поставил павильон, потом оказалось, что незаконно, он опять побежал, договорился и т.д. Нужна схема размещения торговых точек. Льготы по размещению будут даваться тем, кого признают социально значимыми, а это как раз и будут местные производители. А все остальные места будут честно проданы с аукциона», — рассказывал Глисков. В зале между тем поднимался ропот.

«Мне как депутату за 4 года не поступило ни одной жалобы от предпринимателя о том, что не дали места под павильон, заставили убрать павильон, или на то, что рядом стоит азербайджанец и мешает торговать. Почему?

А потому что вы все бегаете в районные администрации и там договариваетесь. Потому что вас устраивает эта ситуация всеобщей коррупции.

Вы не хотите жаловаться и отстаивать свои права», — почти перекрикивая гвалт в аудитории, закончил Глисков. Возразить ему по сути участники рынка так и не смогли — все свелось к детским оправданиям, что «жаловаться им некогда, потому как работать надо».

 Источник: http://www.dela.ru/news/ne-khvataet-magazinov/

 

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости