Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Интервью

Борис Овчинников, партнер аналитической компании «Дата Инсайд». Интернет создает возможности. Часть вторая

Мы продолжаем беседу с одним из наиболее признанных российских интернет-аналитиков, партнером аналитической компании «Дата Инсайд» Борисом Овчинниковым.

- Борис, в интернет-бизнесе на наших глазах случается всякое, например, только что на IPO провалился «Фейсбук». Или не столько сеть, сколько ее владелец Цукерберг?

- На самом деле, если кто и оказался в выигрыше, так это Цукерберг и компания «Фейсбук» в целом. И еще те акционеры, которые были у компании до выхода на биржу, продавшие на IPO часть своих акций.
Дело в том, что размещение акций состоялось по верхнему порогу. Компания успела получить, на мой взгляд, совершенно безумную оценку на рынке. А дальше оказались наказаны те непрофессиональные для интернет-сегмента рынка инвесторы, которые верили, что «Фейсбук» будет и дальше стремительно дорожать.
У меня нет точных данных (я их не встречал), но по тому, что я видел, в большей степени в проигрыше оказались те самые всеми нелюбимые «акулы Уолл-Стрит» - всевозможные фонды и прочие, тогда как частные инвесторы оказались куда более благоразумны. И это, между прочим, возвращает нас к вопросу о благотворном влиянии интернета на экономику. Речь идет о принципиально большей доступности информации.
Да, к сожалению, тот фон, который создался из-за снижения котировок акций «Фейсбука», какое-то влияние на поток инвестиций в интернет окажет.

- Наверное, на какое-то время.

- Я думаю, что в новые проекты небольшие деньги будут по-прежнему вкладывать. А то, что большие проекты будут оценивать, условно говоря, не в десять миллиардов, а в пять – это, в общем, для отрасли в целом не так важно. Это не имеет отношения к главному вопросу – созданию новых проектов: насколько легко и просто найти новых инвесторов для новой команды.
И, конечно, то, что акции «Фейсбука» стали падать уже на второй день торгов, это лучший сценарий, чем тот, которого многие боялись…

- Что они упадут через неделю?

- Нет, через неделю – тоже не так страшно. Вот если бы оценка компании росла несколько месяцев и выросла бы до 150 – 200-т миллиардов, а упала бы после этого… Во-первых, она падала бы сильнее, а потом у очень многих создалось бы впечатление, что интернет-пузырь сейчас лопнет. А так все кончилось просто: оценки конкретной компании были скорректированы в соответствии с реалиями и перспективами ее бизнеса.

- То есть речь шла о простой переоценке.

- Да. Если посмотреть на то, что происходило с акциями других интернет-компаний, то на них просадка акций «Фейсбука» сказалась очень мало. Куда больше на них сейчас влияет общая неопределенность ближайшего будущего мировой и конкретно европейской и американской экономики.
Разумеется, из этого правила есть исключения: акции компании, основной бизнес которой – игрушки внутри «Фейсбука», разумеется, просели вместе с ним. А те же «Гугл», «Амазон» и прочие особых проблем не испытывали и даже не замечали.

- У меня такой вопрос: мы беседовали несколько лет назад, и речь шла о том, что в России интернетом охвачено 15 – 17% населения. Сейчас, как я понимаю, их – около 50%.

- Есть разные оценки, но, я думаю, реальная цифра такова.

- А можно ли было ожидать такой рывок? И главное – останутся ли такие высокие темпы в дальнейшем?

- Учитывая структуру нашего населения с большой долей пожилых людей, я бы на продолжение столь бурного роста и дальше не рассчитывал. Но то, что количество пользователей интернета будет расти, понятно, глядя на динамику европейских и особенно – восточно-европейских стран. Скорость роста интернет-аудитории действительно превосходит ожидания. Например, можно говорить, что в районе 2010 года мы столкнулись именно с этим явлением.
Для этого были свои причины, такие, как отложенный спрос, связанный с кризисом 2008 года. К тому же именно в этот момент очень заметно стало сказываться массовое проникновение мобильного интернета как в виде доступа в интернет с мобильного телефона, так в виде мобильных модемов. Последние в небольших городах и на селе вообще являются основным способом доступа к интернету, поскольку проводные провайдеры представлены там плохо и слабо.

- Увы, последнее обстоятельство слишком хорошо известно.

- При этом сейчас рост аудитории, конечно же, ниже, чем раньше. О 30-ти или 40-ка процентах говорить нельзя.

- Их просто уже неоткуда брать.

- Но рост продолжается. И если в молодежной части нашего общества проникновение интернета сравнялось как в больших, так и в средних и даже в небольших городах, то в более старших возрастных группах разрыв остается. И чем старше возрастная группа, тем больше этот разрыв. Но есть зато и потенциал роста за счет подключения жителей регионов. Хотя понятно, что речь, как правило, идет не о пенсионерах, а о работающих людях старших возрастов. И статистика показывает, что именно в этих группах идет сейчас основной рост.

- Если резюмировать все сказанное, то у нас получается, что интернет-сегмент экономики, который вообще появился 12 – 15 лет назад, насколько я помню…

- Смотря что включать в это понятие. Если говорить про интернет-проекты, то речь может идти о пятнадцатилетней истории.

- И за это время интернет-бизнес создал себе значительную нишу, укрепился в ней и расширяет ее, насколько это возможно.

- Вот слово ниша я бы не использовал. Во вторую половину своей истории интернет-бизнес от этой самой «нишевости» успешно уходит. Во-первых, это уже услуги и сервисы не для некой продвинутой группы, а для большинства потребителей. Во-вторых, грань между онлайном и офлайном все больше и больше стирается. Это происходит в покупках и в розничной торговле, причем это – двустороннее движение. Она в какой-то мере стирается в области средств массовой информации. Никогда не было жестких границ в такой большой индустрии, как туризм.
А то, что интернет-бизнес за 15 лет вырос в заметную отрасль экономики, это безусловно.

Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости