Мы продолжаем беседу, посвященную общественной жизни и общественной деятельности представителей малого и среднего бизнеса.
- Мы уже касались вопроса бизнес-мероприятий, собирающих предпринимателей. И вопрос стоит очень просто: вот форум, за который люди должны платить. Целому ряду участников я рассылал вопросы, на которые они отвечали. И выяснялось, что бизнес у многих очень маленький: торговая палатка, парикмахерская, ремонтная мастерская. Вынуть 30 тысяч рублей и заплатить за участие – это для них явно поступок. Но они платили, приезжали сюда и, как я понимаю, не жалели об этом.
И. Хандриков: Надо понимать, что организация любого мероприятия – дело затратное (помещение, информационные материалы, чай-кофе, привлечение участников). Но стоит понять и цели проведения подобных мероприятий.
Есть мероприятия статусные (по воле и с позволения начальства). Они редко имеют отношение к обсуждению конкретных проблем – чистая статусная тусовка, что б заметили.
Есть мероприятия, проводимые в интересах, либо при финансовой поддержке определенных заинтересованных групп (банков, страховых компаний и др.).
Есть, наконец, мероприятия, цель которых увести предпринимателей подальше от обсуждения важнейших и злободневных проблем, подменив их второстепенными (по принципу – если хочешь завалить какое-нибудь дело, то нужно его возглавить).
В. Буев: Все подобные мероприятия – не общественная деятельность, а нечто совсем другое дело. Когда предприниматель занимается общественной деятельностью, он отвлекает свое время, причем много времени, на решение каких-то общих задач. Задачей может быть, например, изменение какой-то нормы закона. И человек, отнимая время от своего бизнеса, ходит на телевидение, на разнообразные круглые столы, заказывает экспертам разработку новых норм, ходит, чтобы доказать свою правоту. Вот это – общественная деятельность.
- А форумы – общественная жизнь, я бы так сказал.
В. Буев: Это – удовлетворение интереса к различным проблемам, получение информации или просто отдых, тусовка.
Самый простой пример: предприниматель хочет узнать, как проходит рассмотрение ходатайств на интересующую его тему в ФАС. И он знает, что на каком-то мероприятии будут представители ФАС. Он посвятит этому мероприятию всего один-два дня, побывает в столице, познакомится и пообщается с коллегами из других городов, послушает представителя ФАС, задаст ему свой вопрос, может быть, передать из рук в руки свою жалобу (хоть она в итоге все равно пойдет формальным официальным путем). И ничего больше ему делать не надо. Это ведь никакая не общественная деятельность.
И общественная жизнь это одноразовая: он один раз на форум приехал, а больше, вполне возможно, никогда не приедет. Или приедет только через год, если регион дальний.
И. Хандриков: Во многом, именно опыт последних 15 лет позволяет обратить внимание на некоторые издержки подобных мероприятий. Учтем, что за последние десять лет налицо резкое ухудшение состояния дел в российском предпринимательстве. Мы видим безумный рост налогового бремени, сокращение числа независимых предпринимателей, риски потери бизнеса, новые вызовы и т. д., Не удивительно, что мероприятий, обсуждающих реальное состояние дел в МСП, способных не только собрать бизнес на больших площадках, но и донести реальные требования, а значит повлиять на проводимую политику, фактически нет!
Не удивительно, что последние годы мы видим рост «фальшь-панелей», нейтрализующих усилия предпринимательского сообщества на выстраивание реального равноправного диалога с властью, что ведет независимый бизнес к полному подчинению или уничтожению.
- И все же к этой форме общественной жизни предприниматели стремятся. При том, что деятельность они готовы обойти.
В. Буев: Я бы сказал так: если это стремление перманентно, то это стремление к тусовочной жизни. И мотивации у всех разные.
- Но есть и какие-то точки схода.
В. Буев: Конечно. Есть безусловное желание пообщаться с такими же предпринимателями из других регионов, наладить с ними связь (мы об этом уже упоминали). А еще лучше – найти потребителей своей продукции или наоборот поставщиков. Это тоже вполне возможно, но случай более редкий.
Не надо забывать, что любой предприниматель – это индивидуалист, который на свой страх и риск пытается реализовать некий бизнес-проект. Он вкладывает, рискует и либо теряет, либо выигрывает. Это могут делать только индивидуалисты.
А собрать индивидуалистов вместе под одной крышей очень сложно. Тем более – зарядить их общей идеей, уговорить выступить под общим флагом, «общественным брендом». Это может получиться лишь тогда, когда всем им станет некомфортно вести свой бизнес. Но присутствовать в общественных предпринимательских организациях постоянно, по моему мнению, малому, а тем более микробизнесу не свойственно.
Другое дело – объединение в профессиональные ассоциации.
- А как Вы относитесь к Дине Владимировне Крыловой, беседа с которой у нас была недавно опубликована. Причем в данном случае на нее стоит посмотреть не как на человека, а как на явление: бросить бизнес ради общественной правозащитной деятельности.
В. Буев: На мой взгляд, Дина – это замечательное явление. Дина – молодец. Она – очень энергичный человек. И, увидев в общественной деятельности свое дело, она отодвинула в сторону все остальное, чтобы заняться этим своим делом. Отмечу, это взгляд доброжелательного, но стороннего наблюдателя.
- Но и Дина Крылова, и форумы – это столица. А что в регионах, куда Вы часто ездите?
В. Буев: Регионы – это совсем другая мотивация.
Я много разговаривал там с предпринимателями, в том числе состоящими в федеральных общественных бизнес-сообществах. Это - абсолютно вменяемые люди, у которых, понятно, есть свои цели. Есть, как ни странно это звучит, есть и романтики, считающие, что можно достигать общепредпринимательских целей через общественно-политическую предпринимательскую организацию. И, наверное, каких-то целей так можно достичь.
Вот акция за отмену повышения социальных взносов для ИП, которую запустила ОПОРА России, - это прекрасная акция. И, запустив ее, ОПОРА показала, что она готова защищать хотя бы внешне, на уровне пиара индивидуальных предпринимателей, причем всех, вне зависимости от того, состоят ли они в этой общественной организации или нет. Они смогли саккумулировать общую точку зрения предпринимателей. И собрали они не запланированные сто тысяч подписей, а гораздо больше.
Это – один подход к общественной жизни. А кто-то приходит в общественную организацию потому, что в другой такой же, офис которой на соседней улице, состоят его конкуренты. И ему хочется тоже получить статус члена федеральной общественной организации.
Безусловно, есть люди, для которых такая организация – способ наладить новые бизнес-контакты и продвинуть свое дело. Наконец, завести через организацию знакомства в чиновничьих кругах.
И нормально, когда все они могут удовлетворить свои желания.
Когда в регионах общаешься с предпринимателями, понимаешь, что они и реализуют свои цели, хотя у руководства федеральных объединений реальные цели могут уже быть совершенно иные. Каждый да возделает свой сад или свой кусочек общего сада.
- И Вы считаете, что это – нормальная система.
В. Буев: В наших условиях – нормальная. В какой-то нормальной экономике такие общественные (общественно-политические) организации могли бы и не быть востребованы. Там востребованы профессиональные, отраслевые организации, которые могут влиять на изменение профессионального и/или отраслевого законодательства. >
И. Хандриков: Я считаю, что у нас происходит нечто иное. Поняв механизмы работы подобных общественно-политический институтов, предприниматели нередко противопоставляют сотрудничеству с ними различные формы протеста, от полного их игнорирования до митингов.
Беседовал Владимир Володин